Популярные Статьи

  • "Зеркало Дракулы" особняка Брусницыных

    С особняком купцов Брусницыных в Санкт-Петербурге связана легенда о якобы имевшемся в доме "Зеркале Дракулы". Если посмотреть в него, то можно было исчезнуть. И такие случаи, по слухам, в доме Брусницына до революции и после неё случались.

    Особня́к купцов Брусницыных — заброшенный дворец купцов братьев Брусницыных на Васильевском острове Санкт-Петербурга по адресу: Кожевенная линия, дом 27. Существующие фасады и интерьеры в духе эклектики появились в 1884 году, когда более раннее здание (известное с 1844 года) было перестроено архитектором А. И. Ковшаровым.

    Сейчас это здание прохожие стараются обходить. Но связано это не со зданием, а вообще с неуютной Кожевенной линией. Здесь даже днём бывает мало людей, которые как будто сторонятся этого места.

    В настоящее время это здание иногда сдаётся для съемок исторических антуражей в фильмах, а также для эксклюзивных вечеринок.

    Сами Брусницыны были богатыми выходцами из крестьянской среды. Они занимались кожевенным производством, которое стало их основой их состояния. Брусницыны пользуясь своим богатством покупали роскошные вещи для своего особняка.

    Так они купили в Венеции старинное зеркало, которое якобы раньше принадлежало султану Саладину. Потом попало к тамплиерам, от них к туркам. А у турок зеркало похитил господарь Валахии Влад Дракула.

    Это зеркало по поверью даровало вечную молодость смотрящему в него. Приносило или нет молодость неизвестно, но после их установки в особняке Брусницына там якобы исчезла горничная. А вторая горничная и дочь хозяев попытались кончить жизнь самоубийством, после того как смотрелсь в зеркало.

    Поэтому, хозяева убрали "Зеркало Дракулы" в подвал. Но после революции зеркало вытащили снова и установили в кабинете заместителя директора кожевенного завода имени Радищева. После того как там установили зеркало, замдиректор исчез в конце 30-х годов.

    Исчез замдиректор скорее всего по прозаическим причинам - бушевали времена репрессий. Но зеркало посчитали неуместным и отослали в один из дворцов культуры Ленинграда.

    В дальнейшем следы зеркала Дракулы теряются.

     

    https://zen.yandex.ru/media/erkinsarsenbaev/zerkalo-drakuly-osobniaka-brusnicynyh-60ccbc80290f1956406c446a

     

    Подробнее
  • Молвинская колонна - история

    Любопытно, оказывается в Санкт-Петербурге, в черте города на данный момент протекает 94 реки, (сюда же рукава, протоки и каналы - общей длиной около 300 км). И есть в этом невообразимом, городском водном потоке речушка, со смешным названием Таракановка. Она вытекает из реки Екатерингофки, плавно огибает Екатерингофский парк, подкрадывается к Сутугину мосту, а уже от моста, превратившись в Бумажный канал, вновь впадает в Екатерингофку делая парк островом. Правда официально, всё выглядит с точностью наоборот!))

    Справка. Река Таракановка протекает вдоль южной границы парка Екатерингоф, она берет начало в Бумажном канале и впадает в реку Екатерингофку. Река получила свое имя в 1785 году по фамилии владельцев расположенного здесь завода.

    В первой половине своего пути, ещё до Сутугина моста, Таракановка отделяет Екатерингофский парк от Молвинского сада. В том месте всё «молвинское». Сад, мост, гранитная колонна и когда-то известный (сегодня не существующий) на всю Европу Молвинский сахарный завод и поговорим мы сегодня о загадочной Молвинской колонне поразительно похожей на Александровскую колонну, что на Дворцовой площади, только уменьшенной в несколько раз.

    Кто, когда и зачем её сюда поставил, достоверно не известно, есть лишь народные версии, одна веселее другой. Собственно, интересна колонна не своей эстетической ценностью, а букетом баек, слухов и легенд, прилепившихся к ней.

    Сразу за калиткой виднеется здание конюшни местного конно-спортивного клуба. Известно, что конюшни в Екатерингофе существовали ещё в 1750-х годах. От этой близости, видимо, возникла легенда, связывающая колонну с любимой лошадью Петра I по кличке Лизетта,чьи останки якобы покоятся на берегу Таракановки. А колонна ни что иное, как надмогильный памятник Лизетте!

    Место тайного венчания Петра I и Екатерины.

    Публичное венчание августейшей четы Пет­ра I и Екатерины (будущей императ­рицы Екатерины I) состоялось 19 февраля 1712 года в Исаакиевском соборе, который в то время представлял собой переделанный под храм деревянный амбар.

    Любители конспирологии и дворцовых тайн утверждали, что задолго до этого состоялось другое, тайное венчание с Екатериной, которая давно была фактической гражданской женой царя и уже нарожала ему детей.

    Здесь якобы стояла деревянная часовенка, где и обвенчались Петр и Екатерина. Часовню через какое‑то время как памятную святыню будто бы перенесли в Стрельну. Но поскольку мемориальной была не только часовня, но и земля, на которой она стояла, то на этой земле, по легенде, поставили памятную колонну, потом уже названную Молвинской.

    Памятник Виллиму Монсу

    Екатерингоф, как известно, изначально был загородной резиденцией супруги царя. Так и задумывалось: у Петра Петергоф, у Екатерины Екатерингоф.

    Есть версия, что Молвинская колонна являет собой памятник фавориту Екатерины, установленный ею в своих владениях.

    Этот Вилли Монс, сын немецкого ремесленника, служил камер-лакеем у императрицы, заведовал всей её перепиской и бухгалтерией, касающихся вотчинных владений. Ко всему был молод, недурен собой и отличался хватким нравом и пронырливостью. Говорили, что отношения с Екатериной у него были не только деловые...

    "Монс бесспорно владел в это время сердцем Катерины Алексеевны, об этом можно судить из необыкновенного значения, какое получил он при дворе, — писал историк XIX века М. И. Семовский. — Это значение, власть и сила сознавались уже всеми не только знатными придворными, но даже последними из дворцовых служителей и служительниц; все как нельзя лучше видели источник этой силы: он заключался в любви к нему Екатерины".

    В мае 1724 года по случаю коронации Екатерины I Монс был пожалован в камергеры. А 5 ноября того же года на него поступил анонимный донос. Отправителя быстро вычислили, им оказался "обойного дела ученик Иван Суворов", будущий родной дядя нашего полководца, кстати. Суворова выхвали в Тайную канцелярию и дело раскрутилось. Учитывая пикантность этой темной истории, участие императрицы старательно скрыли. Монса обвиняли лишь во взяточничестве. Впрочем, на приговоре это обстоятельство никак не сказалось:

    "Вышеписанные преступления учинил Монс в своей должности, понеже он над всеми вотчинами ее величества и над всем управлением командир был. А так как Монс по делу явился во многих взятках и вступал за оные в дела, не принадлежащие ему, и за вышеписанные его вины мы согласно приговорили: учинить ему, Виллиму Монсу, смертную казнь, а имение его, движимое и недвижимое, взять на его императорское величество".

    Петр на приговоре изволил собственноручно начертать: "Учинить по приговору".

    Казнь состоялась в понедельник, 16 ноября 1724 года, на Троицкой площади при стечении народа.

    На эшафоте прочитали приговор. Выслушав его, Монс поблагодарил читавшего, простился с пастором, отдал ему на память золотые часы, сам разделся и попросил палача поскорее приступить к делу. Палач исполнил просьбу — несколько минут спустя голова бывшего камергера торчала на окровавленном шесте. Зрители в толпе, чьим благодетелем был казненный, плакали навзрыд.

    Это был второй и последний в России случай смертной казни по обвинению в коррупции (годом раньше повесили за взятки Сибирского губернатора князя Гагарина). Хотя истинной причиной быстрого следствия и казни была привязанность, которую питала к Виллиму императрица.

    В тот же вечер Петр прокатил в коляске Екатерину мимо столба с головой казненного. Императрица без всякого смущения, преданно глядя в глаза мужу, с возмущением заметила: "Как грустно, что у придворных столько испорченности".

    Рекламный столб

    Местность за мостом на другом берегу Таракановки до сих пор называется сад Молво. С XVII века здесь стояла дача немецкого семейства фон Молво, а на прилегающих арендованных землях два их завода - водочный и сахарный. Выпускаемый заводом белый сахар рафинад отличался настолько высоким качеством, что марка "Молво" превратилась в имя нарицательное.

    Яков Николаевич Молво (7 августа 1766 - 22 мая 1822), потомственный дворянин, 1-й гильдии купец, коммерции советник, владелец фирмы «Молво». С середины 1815 по 1818 года он состоял в должности петербургского городского головы. Мост назван в его честь, и колонна заодно тоже. Говорят, служила она для крепления над пьедесталом доски с рекламой сахарной продукции его завода.

    Модель Александровской колонны

    30 августа 1834 года состоялось торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади по проекту Огюста Монферрана.

    Анри Луи Огюст Рикар де Монферран с 1816 года свыше 40 лет жил и работал в Санкт-Петербурге. Мы знаем его как автора Александровской колонны и Исаакиевского собора. Но, помимо этого, в 1824 году он был занят полной реконструкцией и переустройством пришедшего в упадок к тому времени Екатерингофским парком. Документально нигде не подтверждено, но он вполне мог установить классическую колонну как декоративный элемент, завершавший перспективу аллеи, которая разделила парк на две части. Сегодня это уже не аллея, а проезжая Лифляндская улица.

    Версия о том, что Молвинская колонна принадлежит Монферрану как тренировочная модель Алекандрийского столпа в наше время считается если не официальной, то по крайней мере общепризнанной.

    Если Александрийский стоп знаменует собой победу русской армии над Наполеоном, то Молвинский также может именоваться триумфальным. Весь Екатерингоф был заложен в честь виктории в знаменитом "Бое в устье Невы", произошедшим у ближайшего берега Екатерингофки.

    7 мая 1703 года солдаты Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков на трёх десятках лодок под командованием Петра Первого и А. Д. Меншикова захватили на абордаж два шведских корабля «Гедан» и «Астрильд». Условно этот бой считается первым морским сражением русского флота.

    На сегодня, колонна живёт не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам. У колонны нет собственника, некому поддерживать её в надлежащем состоянии. Объ­ектом культур­но­го насле­дия (памят­ни­ком исто­рии и культу­ры) она не являет­ся, и вообще никому не принадлежит. Как придорожный булыжник. Хотя нуждается в реставрации: гра­нит­ный фунда­мент покрыл­ся ско­ла­ми, тре­щи­ны зарас­та­ют тра­вой, а ниши в колон­не пустуют.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-istoriia-molvinskoi-kolonny-5fe166dfb681cf2cac6b4e81

     

    Подробнее
  • Дом Прохорова - 150 лет истории

    На этот раз мы с вами отправимся в старообрядческую деревню Лампово в Гатчинском районе 47-го региона, где сохранились настоящие терема, некоторым из которых более 150 лет. Об одном из таких домов, построенных в лучших традициях Русского Севера, я и хочу рассказать

    Чем же интересно это здание? Прежде всего, конечно, своим почтенным возрастом: для дерева срок в полтора века вполне приличный. Кроме того, этот дом можно смело назвать богатырем. Именно так представляешь себе терем из русских сказок: мощный деревянный сруб, в котором непременно разместятся все звери, в том числе и косолапый медведь.

    Дом, поражающий своими габаритами, был построен старообрядцем, переселившимся в эти края из северной губернии Российской империи Герасимом Прохоровым. Владелец терема, как и многие жители деревни Лампово, работал извозчиком в Петербурге, что в те времена давало весьма неплохой доход. Так что дом крестьянина считался зажиточным.

    А сегодня здесь по-прежнему проживают потомки основателя этого дома, которые стараются сохранить то, что досталось им от предков. Старинное здание по-прежнему украшает деревянный декор, даже кованные детали дверных проёмов и проёмов лавок все еще на своих местах. Украшения, конечно, не бросаются в глаза, да и с дороги декор наружных фасадов разглядеть трудно, но уж размеры то дома видны издалека: вдоль стены бревенчатого сруба в ряд тянуться девять окон со ставнями. А согласно некоторым источникам, до Октябрьской революции, первый этаж здания занимала торговая лавка, но что именно в ней продавали, история умалчивает. По крайней мере, мне не удалось найти соответствующие сведения.

    Зато интересен другой факт из биографии этого терема. В 1978 году, как говорят, здесь снимали один из эпизодов советской комедии "Уходя - Уходи" - по мотивам повести Леонида Треера «Из жизни Дмитрия Сулина» (по другой версии, дом, который принимал участие в съемках, тоже находился в Лампово, но до наших дней не дожил ). В картине играли такие выдающиеся актеры отечественного кинематографа как Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Наталья Гундарева и другие.

    Мне всегда было интересно, что думают люди, когда их дом признают объектом культурного наследия. Дом Прохоровых получил этот статус в 2019 году. Областной комитет по культуре направил собственнику уведомление, в котором сообщалось, что теперь он не просто житель деревни в Гатчинском районе, но и владелец целого памятника истории и архитектуры, а следовательно, без согласования с властями он теперь и шагу не может ступить на собственной территории. С охранным обязательством относительно самого здания в целом все понятно, но в него также входит и земельный участок, на котором запрещается уничтожать травяной покров или самовольно вырубать растительность. По крайней мере именно такое предписание имеется в приказе областной администрации относительно Дома Прохоровых. Также собственникам запрещено устанавливать на фасадах или крыше собственного дома спутниковые тарелки, антенны и кондиционер.

    Дом Прохоровых находится по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Дружногорское городское поселение, деревня Лампово, Центральная улица, дом 85. Кординаты: 59.291404, 30.067062.

     

    https://zen.yandex.ru/media/tripbytrip/dereviannyi-dombogatyr-so-150letnei-istoriei-pod-peterburgom-gde-on-nahoditsia-i-kak-vygliadit-611156865f8b5632915a0e56

     

    Подробнее
  • МИФ ПЛОХОЙ ПОЧВЫ И СКВЕРНОГО КЛИМАТА

    Еще один классический миф — про плохой, вредный для человека климат Петербурга. Вообще-то достаточно посмотреть на огромные дубы и липы в этом городе, чтобы удостовериться в обратном. Да и современный опыт огородничества на территории Петербурга вовсе не убеждает в плохом климате и бедности почв.

     

    Да и с чего может быть бедной, малоурожайной почва в пойме реки? Там, где река каждый год приносит и откладывает ил, и сама поливает землю во время разлива? Если бы это было так, пришлось бы признать — Нева совершенно уникальна! Это единственная река, в пойме которой земля хуже, чем на окружающих высотах.

     

    Острова, составляемые протоками Невы при ее устье, новгородцы называли «Фомени» — от финского слова tamminem — то есть «дубовый». Видимо, дубов было мало на бедных почвах Карельского перешейка, и на финнов производили большое впечатление огромные дубы, росшие на богатых и хорошо увлажненных почвах островов и поймы Невы.

     

    В книгах 1587 года упомянуты 35 обж, то есть примерно 525 десятин пахотной земли «на Фоменях».

     

    В более поздние времена пойменные участки долины Невы входили в погост Спасский и составляли округ города Орешка.

    Военные поселения и крепости — их можно было возводить где угодно. Но уж крестьяне никогда не селились там, где трудно кормиться сельским хозяйством. На территории же Петербурга находились русские деревни: Сабирино, Одиново, Кухарево, Максимово Волково, Купчино. В районе Смольного располагалось большое село Спасское. В устье Фонтанки — финская деревня Каллила, превращенная потом в русскую Калинкино. На месте Адмиралтейства была шведская деревня, а на месте будущего Инженерного замка — мыза майора Канау. При мызе был обширный ухоженный сад с множеством фруктовых деревьев. Именно этот сад Петр превратил в Летний сад.

     

    Уже этих фактов вполне достаточно, чтобы опровергнуть нелепый миф.

     

    Позволю себе одно маленькое наблюдение из семейной истории. В Ботаническом саду Ленинграда в 1944 году, после снятия блокады, оставалось 1 (одно) дерево. Это я знаю совершенно точно потому, что мой дядя, Александр Александрович Федоров, как раз в этом году стал заведующим Ботаническим садом. Соответствующие рассказы о том, как собирали руками, вытаскивали из земли металл — осколки бомб и снарядов, как распахивали землю, привозили навоз и назем, я слышал тысячу раз.

     

    И всем, склонным рассуждать о плохом климате в Петербурге, душевно советую — пойдите, посмотрите на деревья в 30 метров высоты, шумящие сейчас в Ботаническом саду, на его роскошную растительность. Что, почвы бедные?! Климат плохой?!

     

    Еще одно ма-аленькое наблюдение, на этот раз наблюдение сибиряка. Помнится, в 1985—1987 годах я часто бывал в Петербурге в разное время года и сделал множество слайдов. Я показывал их в Красноярске разным людям, и в том числе одной даме, к которой жизнь была не особенно ласкова. Среди всего прочего, она никогда не выезжала из Сибири. И хорошо помню ее изумление:

    —  Как, эти деревья сняты в середине мая?! Не может быть!

    —  Почему?

    —  Так листва же не прозрачная, совсем летняя это листва...

    И снова недоверие, удивление, при виде роскошной зеленой травы под ноябрьским снегом.

    —  Это что, в августе у них снег?!

     

    Дело в том, что юг Приенисейского края, моей второй, после Петербурга, родины, — благодатное, теплое место. У нас вызревает хлеб, растут яблони, вызревают любые овощи — но вот только весь май листва на деревьях — прозрачная, салатного цвета; темнеет и густеет она только в июне.

     

    И нет «у нас» ничего похожего на промежуток между 1 и 9 мая в Петербурге, когда из земли стремительно выходит, прямо-таки стремительно вырывается почти вся трава. «У нас в Сибири» это происходит не так: травка до конца мая растет отдельными космами и проплешинками, оставляя большие участки практически голой земли.

     

    А осенью устойчивые холода начинаются в середине — конце сентября. Трава жухнет и вянет, и нет и не может быть ничего даже похожего на эту роскошную картину — зеленая высокая трава в тридцать сантиметров, еще совсем зеленая, и на ней — пышные сугробы влажного, источающего слезу, снега. Снег, кстати, «у нас» тоже другой — сухой, колючий, твердый. Совсем непохожий на влажный, мягкий снег Европы.

     

    Так что давайте, господа петербуржцы, не будем вести смешных разговоров про ужасный климат и про «экстремальные условия существования». Простите, но принимать это всерьез невозможно.

     

    Да и не селились отродясь крестьяне в местах, где невозможно или очень уж затруднено земледелие. И если задолго до Петра распахана была практически вся нынешняя территория города, это о чем-то да говорит.

     

    Наводнения? Пронзительные, рвущие душу истории про крестьян, которые не строили прочных изб, а строи ли только сооружения, которые при наводнениях можно было быстро разобрать, сделать на них плоты и уплыть.

     

    Ну и что, эти истории тоже кто-то принимает всерьез?

     

    Нет слов, наводнения были, что там говорить... Но это еще одно доказательство того, что селиться в пойме Невы — стоило. Если бы угроза наводнений не искупалась бы выгодой жизни здесь, если бы между наводнениями не наживали больше, чем теряли во время катастрофы — тогда никто бы и не селился, уверяю вас. Земли хватало.

     

    Все это заставляет критически относиться к классическому мифу про «пустое пространство», которое Петр «вызвал к жизни». Дельта Невы была заселена и освоена, что называется, искони веку. Что место было глухое, малолюдное — это уже другой вопрос. Но к 1703 году на территории будущего Санкт-Петербурга жило никак не меньше 5—6 тысяч человек, крестьян и горожан. Здесь шумели города, шла торговля, процветали ремесла; это совсем не «бедные челны» первобытных людей.

     

    Подробнее
  • Казанский собор - почему стоит боком к Невскому проспекту?

    Самый известный храм Петербурга, а сегодня кафедральный, Казанский собор долгое время был местом хранения одной из главных святынь русской церкви – иконы Казанской Божией Матери. По легенде она была обретена в Казани в 16-м веке.

    Под покровительством этой иконы Минин и Пожарский вели ополчение против польских интервентов, а с воцарением на русском престоле династии Романовых в 1613 году икона становится семейной реликвией царского дома. Новый российский праздник - День единения 4 ноября, не что иное, как Осенняя Казанская - день, официально считавшийся праздничным и до революции.

    Петр I распорядился перевезти список иконы Казанской Божией Матери из Москвы (где она хранилась в одноименном храме на Красной площади) в северную столицу. В 1737 году, в царствование Анны Иоанновны, для иконы возведена Церковь Рождества Богородицы, она находилась на месте нынешнего фонтана. Спустя полвека уже Павел I распорядился заменить обветшавшую к этому времени церковь. Александр Сергеевич Строганов, вблизи владений которого строился храм, протежировал своего бывшего крепостного Андрея Воронихина, получившего европейское образование и рано проявившего незаурядный архитектурный талант.

    Поговаривали, что Воронихин был незаконнорожденным сыном Строганова. Впрочем, не надо быть профессионалом-физиономистом, чтобы, взглянув на портреты мецената и архитектора, не заметить поразительное сходство.

    Павел I относительно облика будущего храма, который должен был стать кафедральным собором (то есть главным собором столицы), распорядился, чтобы он напоминал Собор Святого Петра в Ватикане.

    Казанский собор действительно похож на римский прототип огромной колоннадой. Хотя если в «первоисточнике» колоннада замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому. С помощью колоннады Воронихин решил проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском...

    Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуется и пространство христианского храма: на западе вход, на востоке – алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Воронихинская же колоннада сделала северную (боковую) часть лицевой, парадной. К слову, с юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект Воронихина так и не был доведен до конца.

    Храм до сих пор незакончен и с северной стороны: ощущение недостроенности вызывают два пьедестала по бокам колоннады. До 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но этого так и не произошло.

    Питерская легенда гласит, что ангелы появятся только когда северная столица обретет настоящего - мудрого и хозяйственного - градоначальника. Интересно, что все градоначальники знали об этой легенде, но до сих пор никто так из них и не решился очень просто и недорого (за государственный счет!) войти в историю.

    Начатый в 1801 году, Казанский собор был в целом достроен много лет спустя после смерти Павла I, в 1811 году. Храм невольно стал памятником победе в Отечественной войне 1812-го года. Через год после окончания войны в соборе был захоронен фельдмаршал Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау. В 1837 году по проекту скульптора Орловского на площади появились статуи полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли.

     

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/pochemu-glavnyi-hram-peterburga-vyhodit-bokom-na-nevskii-5f6df5e2df292d110958b06b

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные