Популярные Статьи

  • Дом Прохорова - 150 лет истории

    На этот раз мы с вами отправимся в старообрядческую деревню Лампово в Гатчинском районе 47-го региона, где сохранились настоящие терема, некоторым из которых более 150 лет. Об одном из таких домов, построенных в лучших традициях Русского Севера, я и хочу рассказать

    Чем же интересно это здание? Прежде всего, конечно, своим почтенным возрастом: для дерева срок в полтора века вполне приличный. Кроме того, этот дом можно смело назвать богатырем. Именно так представляешь себе терем из русских сказок: мощный деревянный сруб, в котором непременно разместятся все звери, в том числе и косолапый медведь.

    Дом, поражающий своими габаритами, был построен старообрядцем, переселившимся в эти края из северной губернии Российской империи Герасимом Прохоровым. Владелец терема, как и многие жители деревни Лампово, работал извозчиком в Петербурге, что в те времена давало весьма неплохой доход. Так что дом крестьянина считался зажиточным.

    А сегодня здесь по-прежнему проживают потомки основателя этого дома, которые стараются сохранить то, что досталось им от предков. Старинное здание по-прежнему украшает деревянный декор, даже кованные детали дверных проёмов и проёмов лавок все еще на своих местах. Украшения, конечно, не бросаются в глаза, да и с дороги декор наружных фасадов разглядеть трудно, но уж размеры то дома видны издалека: вдоль стены бревенчатого сруба в ряд тянуться девять окон со ставнями. А согласно некоторым источникам, до Октябрьской революции, первый этаж здания занимала торговая лавка, но что именно в ней продавали, история умалчивает. По крайней мере, мне не удалось найти соответствующие сведения.

    Зато интересен другой факт из биографии этого терема. В 1978 году, как говорят, здесь снимали один из эпизодов советской комедии "Уходя - Уходи" - по мотивам повести Леонида Треера «Из жизни Дмитрия Сулина» (по другой версии, дом, который принимал участие в съемках, тоже находился в Лампово, но до наших дней не дожил ). В картине играли такие выдающиеся актеры отечественного кинематографа как Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Наталья Гундарева и другие.

    Мне всегда было интересно, что думают люди, когда их дом признают объектом культурного наследия. Дом Прохоровых получил этот статус в 2019 году. Областной комитет по культуре направил собственнику уведомление, в котором сообщалось, что теперь он не просто житель деревни в Гатчинском районе, но и владелец целого памятника истории и архитектуры, а следовательно, без согласования с властями он теперь и шагу не может ступить на собственной территории. С охранным обязательством относительно самого здания в целом все понятно, но в него также входит и земельный участок, на котором запрещается уничтожать травяной покров или самовольно вырубать растительность. По крайней мере именно такое предписание имеется в приказе областной администрации относительно Дома Прохоровых. Также собственникам запрещено устанавливать на фасадах или крыше собственного дома спутниковые тарелки, антенны и кондиционер.

    Дом Прохоровых находится по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Дружногорское городское поселение, деревня Лампово, Центральная улица, дом 85. Кординаты: 59.291404, 30.067062.

     

    https://zen.yandex.ru/media/tripbytrip/dereviannyi-dombogatyr-so-150letnei-istoriei-pod-peterburgom-gde-on-nahoditsia-i-kak-vygliadit-611156865f8b5632915a0e56

     

    Подробнее
  • Самое мистическое место Петербурга. Кирха, кинотеатр и рок-клуб в одном - Лютеранская церковь Святой Анны

    Лютеранская церковь Святой Анны, созданная для многочисленных немцев-лютеран, принимавших участие в строительстве Санкт-Петербурга - она сохранилась до наших дней, и за 241 год своего существования побывала и кирхой, и кинотеатром и даже рок-клубом.

    Ее стены хранят память об огромном количестве событий, пролетевших сквозь века. Но я не буду углубляться в исторический экскурс, при желании вы сможете сделать это самостоятельно.

    1). Построенная в 1779 году Анненкирхе принимала в своих стенах таких известных прихожан как художник Карл Брюллов, путешественник Николай Миклухо-Маклай, педагог Петра Лесгафт, доктор Карл Раухфус.. Карл Брюллов, кстати, здесь венчался законным браком. Причем, что интересно, брак его продлился всего 41 день.

    2). После своего основания лютеранская церковь вела огромную социальную и просветительскую работу: здесь обучали детей- сирот, спасали "падших женщин", помогая им освоить новую специальность- швейное дело. Так же частично на средства прихожан церкви была построена больница, названная позднее в честь прихожанина церкви, врача- педиатра Карла Раухфуса.

    3). Удивительно, но кирха Святой Анны фактически "рождалась" четыре раза. Первый - в 1779 году, когда в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Фельтена была построена каменная кирха, двумя равноценными фасадами обращённая на Кирочную и Фурштатскую улицы.

    Второй - в 1930 году, когда кирху перестроили под кинотеатр "Спартак" и она приобрела звание храма киноклассики, будучи филиалом Госфильмофонда. Кинотеатр просуществовал пятьдесят лет и именно здесь можно было посмотреть фильмы, не демонстрировавшиеся более нигде!

    Но время изменилось и страну накрыла волна дискотек, и вот уже в 1994 году кирха празднует свое третье рождение, когда ее переоборудовали под ночной клуб. Да-да, именно так. Кирха приобрела популярность среди молодежи. Здесь проводились концерты известных питерских рок-групп, работал бар и игровые автоматы. Кстати говоря, здесь одно время так же располагался клуб «Гаркундель» музыканта Олега Гаркуши, а в 1998 году в «Спартаке» состоялся рок-концерт, в котором выступили «Король и Шут», «Гражданская Оборона» и группа «Ленинград».

    Четвертый - в 2010 году, когда фасад здания после 8 лет небытия, случившегося после страшного пожара, был наконец отремонтирован и передан верующим. Пожар, чуть не уничтоживший кирху, произошел в 2002 году. История здесь темная, есть предположения о виновнике, но, как говорится, виновность у нас устанавливает суд. Поэтому опустим..

    4). Во время одного из концертов ( когда кирха ещё была рок-клубом) прямо на сцене трагически погиб талантливый гитарист "Аквариума", рок-музыкант Дюша Романов.

    5). Здесь были сняты некоторые сцены ставшего легендарным фильма "Брат"( когда некая девица в ночном клубе предлагает Даниле Багрову угоститься кислотой и отправляется на поиски презервативов), а музыкальный магазин, в который заходил Данила в поиска диска "Наутилуса" в д.8 по Кирочной улице работает до сих пор.

    6). Осенью 2019 года в стенах церкви состоялись съемки сцен фильма "Перевал Дятлова", который выходит на экраны страны буквально уже на днях.

    7). Так же здесь прошли съемки российского фэнтезийного фильма компании "Kinodanz" и режиссера Александра Богуславского- "Эбигейл". Сюжет картины, кстати, очень созвучен современной ситуации: молодая девушка Эбигейл живет в городе, где много лет назад разразилась эпидемия загадочной болезни и власти закрыли границы города. Отец девушки был одним из заболевших и его забрали...

    8). Есть информация, что некоторые время в здании кирхи работал офис всем известной пирамиды "МММ". Нашлась она, правда, всего в одном источнике, поэтому, скорее всего, относится к ней нужно с долей скепсиса.

    9). Несмотря на то, что мы привыкли видеть Анненкирхе с ярким фасадом мятного цвета, похоже, что сто лет назад она была белой. К такому неожиданному выводу пришли сотрудники храма:

    – У нас было несколько фотографий церкви, сделанных до перепроектирования ее в кинотеатр в 30-х годах, – рассказала «Комсомолке» пиар-директор Анненкирхе Анастасия Панина. – Всматриваясь в старые фотографии и работая с нейросетями, мы выяснили, что фасад, скорее всего, был белым, при этом купол – зеленым.

    8. Есть ли здесь призраки!? Конечно же они здесь есть. По ночам тут слышны голоса, шаги, шумы, а иногда камеры и специальные приборы фиксируют скачки энергии... :)

    А если серьезно - это здание с честью и достоинством прошло через столетия. Оно хранит в себе удивительные истории и память о знаковых событиях не только Санкт-Петербурга, но и нашей страны в целом. Приходите, двери Анненкирхе и сердца служителей церкви всегда открыты для вас.

    Анненкирхе, Кирочная ул., 8В, Санкт-Петербург.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5f57d97b692a906cd060c392/samoe-misticheskoe-mesto-peterburga-kirha-kinoteatr-i-rokklub-v-odnom-fakty-o-kotoryh-malo-kto-znaet-5fb2e09ef6872f437ee31fdc

     

    Подробнее
  • Молвинская колонна - история

    Любопытно, оказывается в Санкт-Петербурге, в черте города на данный момент протекает 94 реки, (сюда же рукава, протоки и каналы - общей длиной около 300 км). И есть в этом невообразимом, городском водном потоке речушка, со смешным названием Таракановка. Она вытекает из реки Екатерингофки, плавно огибает Екатерингофский парк, подкрадывается к Сутугину мосту, а уже от моста, превратившись в Бумажный канал, вновь впадает в Екатерингофку делая парк островом. Правда официально, всё выглядит с точностью наоборот!))

    Справка. Река Таракановка протекает вдоль южной границы парка Екатерингоф, она берет начало в Бумажном канале и впадает в реку Екатерингофку. Река получила свое имя в 1785 году по фамилии владельцев расположенного здесь завода.

    В первой половине своего пути, ещё до Сутугина моста, Таракановка отделяет Екатерингофский парк от Молвинского сада. В том месте всё «молвинское». Сад, мост, гранитная колонна и когда-то известный (сегодня не существующий) на всю Европу Молвинский сахарный завод и поговорим мы сегодня о загадочной Молвинской колонне поразительно похожей на Александровскую колонну, что на Дворцовой площади, только уменьшенной в несколько раз.

    Кто, когда и зачем её сюда поставил, достоверно не известно, есть лишь народные версии, одна веселее другой. Собственно, интересна колонна не своей эстетической ценностью, а букетом баек, слухов и легенд, прилепившихся к ней.

    Сразу за калиткой виднеется здание конюшни местного конно-спортивного клуба. Известно, что конюшни в Екатерингофе существовали ещё в 1750-х годах. От этой близости, видимо, возникла легенда, связывающая колонну с любимой лошадью Петра I по кличке Лизетта,чьи останки якобы покоятся на берегу Таракановки. А колонна ни что иное, как надмогильный памятник Лизетте!

    Место тайного венчания Петра I и Екатерины.

    Публичное венчание августейшей четы Пет­ра I и Екатерины (будущей императ­рицы Екатерины I) состоялось 19 февраля 1712 года в Исаакиевском соборе, который в то время представлял собой переделанный под храм деревянный амбар.

    Любители конспирологии и дворцовых тайн утверждали, что задолго до этого состоялось другое, тайное венчание с Екатериной, которая давно была фактической гражданской женой царя и уже нарожала ему детей.

    Здесь якобы стояла деревянная часовенка, где и обвенчались Петр и Екатерина. Часовню через какое‑то время как памятную святыню будто бы перенесли в Стрельну. Но поскольку мемориальной была не только часовня, но и земля, на которой она стояла, то на этой земле, по легенде, поставили памятную колонну, потом уже названную Молвинской.

    Памятник Виллиму Монсу

    Екатерингоф, как известно, изначально был загородной резиденцией супруги царя. Так и задумывалось: у Петра Петергоф, у Екатерины Екатерингоф.

    Есть версия, что Молвинская колонна являет собой памятник фавориту Екатерины, установленный ею в своих владениях.

    Этот Вилли Монс, сын немецкого ремесленника, служил камер-лакеем у императрицы, заведовал всей её перепиской и бухгалтерией, касающихся вотчинных владений. Ко всему был молод, недурен собой и отличался хватким нравом и пронырливостью. Говорили, что отношения с Екатериной у него были не только деловые...

    "Монс бесспорно владел в это время сердцем Катерины Алексеевны, об этом можно судить из необыкновенного значения, какое получил он при дворе, — писал историк XIX века М. И. Семовский. — Это значение, власть и сила сознавались уже всеми не только знатными придворными, но даже последними из дворцовых служителей и служительниц; все как нельзя лучше видели источник этой силы: он заключался в любви к нему Екатерины".

    В мае 1724 года по случаю коронации Екатерины I Монс был пожалован в камергеры. А 5 ноября того же года на него поступил анонимный донос. Отправителя быстро вычислили, им оказался "обойного дела ученик Иван Суворов", будущий родной дядя нашего полководца, кстати. Суворова выхвали в Тайную канцелярию и дело раскрутилось. Учитывая пикантность этой темной истории, участие императрицы старательно скрыли. Монса обвиняли лишь во взяточничестве. Впрочем, на приговоре это обстоятельство никак не сказалось:

    "Вышеписанные преступления учинил Монс в своей должности, понеже он над всеми вотчинами ее величества и над всем управлением командир был. А так как Монс по делу явился во многих взятках и вступал за оные в дела, не принадлежащие ему, и за вышеписанные его вины мы согласно приговорили: учинить ему, Виллиму Монсу, смертную казнь, а имение его, движимое и недвижимое, взять на его императорское величество".

    Петр на приговоре изволил собственноручно начертать: "Учинить по приговору".

    Казнь состоялась в понедельник, 16 ноября 1724 года, на Троицкой площади при стечении народа.

    На эшафоте прочитали приговор. Выслушав его, Монс поблагодарил читавшего, простился с пастором, отдал ему на память золотые часы, сам разделся и попросил палача поскорее приступить к делу. Палач исполнил просьбу — несколько минут спустя голова бывшего камергера торчала на окровавленном шесте. Зрители в толпе, чьим благодетелем был казненный, плакали навзрыд.

    Это был второй и последний в России случай смертной казни по обвинению в коррупции (годом раньше повесили за взятки Сибирского губернатора князя Гагарина). Хотя истинной причиной быстрого следствия и казни была привязанность, которую питала к Виллиму императрица.

    В тот же вечер Петр прокатил в коляске Екатерину мимо столба с головой казненного. Императрица без всякого смущения, преданно глядя в глаза мужу, с возмущением заметила: "Как грустно, что у придворных столько испорченности".

    Рекламный столб

    Местность за мостом на другом берегу Таракановки до сих пор называется сад Молво. С XVII века здесь стояла дача немецкого семейства фон Молво, а на прилегающих арендованных землях два их завода - водочный и сахарный. Выпускаемый заводом белый сахар рафинад отличался настолько высоким качеством, что марка "Молво" превратилась в имя нарицательное.

    Яков Николаевич Молво (7 августа 1766 - 22 мая 1822), потомственный дворянин, 1-й гильдии купец, коммерции советник, владелец фирмы «Молво». С середины 1815 по 1818 года он состоял в должности петербургского городского головы. Мост назван в его честь, и колонна заодно тоже. Говорят, служила она для крепления над пьедесталом доски с рекламой сахарной продукции его завода.

    Модель Александровской колонны

    30 августа 1834 года состоялось торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади по проекту Огюста Монферрана.

    Анри Луи Огюст Рикар де Монферран с 1816 года свыше 40 лет жил и работал в Санкт-Петербурге. Мы знаем его как автора Александровской колонны и Исаакиевского собора. Но, помимо этого, в 1824 году он был занят полной реконструкцией и переустройством пришедшего в упадок к тому времени Екатерингофским парком. Документально нигде не подтверждено, но он вполне мог установить классическую колонну как декоративный элемент, завершавший перспективу аллеи, которая разделила парк на две части. Сегодня это уже не аллея, а проезжая Лифляндская улица.

    Версия о том, что Молвинская колонна принадлежит Монферрану как тренировочная модель Алекандрийского столпа в наше время считается если не официальной, то по крайней мере общепризнанной.

    Если Александрийский стоп знаменует собой победу русской армии над Наполеоном, то Молвинский также может именоваться триумфальным. Весь Екатерингоф был заложен в честь виктории в знаменитом "Бое в устье Невы", произошедшим у ближайшего берега Екатерингофки.

    7 мая 1703 года солдаты Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков на трёх десятках лодок под командованием Петра Первого и А. Д. Меншикова захватили на абордаж два шведских корабля «Гедан» и «Астрильд». Условно этот бой считается первым морским сражением русского флота.

    На сегодня, колонна живёт не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам. У колонны нет собственника, некому поддерживать её в надлежащем состоянии. Объ­ектом культур­но­го насле­дия (памят­ни­ком исто­рии и культу­ры) она не являет­ся, и вообще никому не принадлежит. Как придорожный булыжник. Хотя нуждается в реставрации: гра­нит­ный фунда­мент покрыл­ся ско­ла­ми, тре­щи­ны зарас­та­ют тра­вой, а ниши в колон­не пустуют.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-istoriia-molvinskoi-kolonny-5fe166dfb681cf2cac6b4e81

     

    Подробнее
  • Шведская старинная пушка в обычном дворе Петербурга на Просвете

    Нашлись люди, которые сами привезли и установили 149-летнюю пушку во дворе

    В прошлом номере «МР» мы опубликовали фотографию пушки у дома № 32 на проспекте Просвещения и просили откликнуться тех читателей, которые знают, как она тут появилась. Спасибо всем за проявленную активность!

    Первым позвонил районный краевед Анатолий Кириленко. Он поднял на ноги своих коллег по краеведческому клубу «Музей северных окраин». «Это береговая шведская пушка с фортов Финского залива!» – сообщил он. И оказался прав.

    Владимир Кудряшов, который откликнулся на наш призыв, в 1987 году, будучи начальником автоколонны, вместе с водителем Степаном Смалем привез пушку во двор. Оба они работают на строительстве дамбы и до сих пор живут в доме № 32.

    «Мы тогда прокладывали дамбу в районе Лисьего Носа, – рассказывает Владимир Кудряшов. – Перед насыпными работами дно Финского залива проходили водолазы. Они находили мины, ружья и старинные пушки. Нашли 5 пушек со шведскими надписями и указанием года, их перевезли на форт».

     

    «Сколько себя помню, столько вижу эту пушку у нас во дворе. В дом были заселены в основном те, кто работал на постройке дамбы. Мой отец также работал там. А вот пушку притащили с Финского залива, с седьмого форта, все те же работники дамбы. И даже если посмотреть на пушку внимательно, то на ее боку видна стертость. Возможно, она образовалась как раз тогда, когда ее и тащили к нам во двор». – Злата Зарубина.

    «Однажды мне случилось разговаривать с человеком, жившим в доме № 30 на проспекте Просвещения. Он сказал, что пушку нашли в земле строители. Интересно было бы узнать историю появления пушки во дворе, а еще интереснее ее «биографию». Я знаю, что иногда знатоки истории оружия раскапывают удивительные сведения». – Олег.

     

    Строители очистили пушки от вековой грязи и тины и решили забрать себе. Две пушки отвезли к дому № 25 на проспекте Культуры, одну, самую большую, на проспект Просвещения, две поехали в Сестрорецк. «Дворовая ребятня была просто счастлива, когда мы залили постамент и установили пушку. Она сразу стала местной достопримечательностью».

    Пушка уже кое-где испачкана краской и надписями, не очень-то различишь надпись – 1858 год – и номер пушки – 128.
    Владимиру Кудряшову радостно видеть «свою» пушку каждый день в течение уже 20 лет и удивленные взгляды прохожих. Единственное желание – чтобы жители бережнее относились к старинной находке.

    https://mr-7.ru/articles/1291/

     

    Подробнее
  • Египетский дом - удивительная история

    Захарьевская улица в Санкт-Петербурге, одна из самых первых появившихся в городе, если не первая. За триста с небольшим лет истории этой улицы, здания, обрамляющие её, не раз перестраивались. Вот и к осени 1913 года, доходный дом по адресу Захарьевская 23, по заказу Ларисы Ивановны Нежинской, был заново отстроен и сдан. Казалось бы, очередной доходный дом в Санкт-Петербурге. Да их сотни. Чему тут следует уделять особое внимание? И тем не менее, на открытие и «презентацию» этого дома собралось чуть ли не полстолицы народу. Публика приняла дом в овации! Стояла, часами разглядывая все детали, да и просто фланерствуя мимо него пыталась разыскать несуществующие загадки на фасаде.

    Кто автор этого шедевра не известно, а вот архитектором стал Михаил Александрович Сонгайло . Похоже у автора проекта был вкус и он, как и другие творческие деятели тех времен, был помешан на мистике и загадках. Так как госпожа Нежинская требовала нечто "оригинальное", то автор нашёл решение задачи в очень модном в ту пору – египетском стиле. Страсть к мистике, оккультизму и загадкам, привела его к созданию этого каменного шедевра. Давайте вместе рассмотрим некоторые детали этого здания.

    Дом построен в стиле модерн, что было очень модно в начале XX века.

    Специалисты считают, что парадный вход похож на врата в храм египетской богини Хатхор, чей лик виден и над аркой на уровне второго этажа, и на выступающих колоннах. Вход охраняют колоссальные фигуры фараонов со всеми атрибутами власти. (Это по одной из версий, по второй — это не фараоны, а сам бог Ра в двух экземплярах).

    Над аркой символ бога Ра — крылатый светящийся диск, который, кстати, тоже встречается в разных местах Петербурга. Выступающие из стен колонны увенчаны головами четырёхликой богини любви, чьё изображение тоже не совсем традиционно, то есть оно соответствует стилю модерн, но не традиционной египетской стилистике.

    Справка. Дочь солнечного божества – Бога Ра, почитавшейся египтянами как символ любви, женственности, материнства, красоты, веселья и танцев. Египетское имя богини – Херу («дом Гора»), египтяне именовали её «золотой госпожой», Хатхор прославлялась как космическое божество, от которого жизнь берет свое начало, ей поклонялись в древности и поклоняются по сей день. Хатхор была персонификацией Млечного Пути и почиталась как небесная корова, родившая Солнце. Хатхор, как правило, изображалась в облике коровы, между рогами которой сиял солнечный диск или четырёхликого божества.

    Бытует устоявшаяся легенда, что под ликом и покровительством богини Хатхор, в арке этого дома необходимо поцеловать свою возлюбленную, ведь только тогда ваш союз утвердит в небесной канцелярии её папа, Ра и фактически сам Бог солнца поцелует вас в темечко, соединив влюбленные сердца навечно, а не какой-то там ангелочек – купидон, со своей стрелой.))

    Так это или не так, я лично не пробовал, хотя и живу всю свою жизнь только с одной своей любимой женщиной, но что-то романтическое в этом предании есть.

    Арка во внутрь двора. Самое место для поцелуя.)) Фото: В.Кононов.

    Несколько слов об истории дома.

    Александр Семенович Нежинский, адвокат, присяжный стряпчий, (в Российской империи лицо, занимающееся адвокатской практикой в коммерческих судах) входил в руководство нескольких предприятий, обладал приличным доходом и обеспечивал семью роскошью.

    На свободные деньги, жена статского советника и адвоката Лариса Нежинская заказала архитектору М. Согайло построить дом для обычной сдачи внаём. Задача построить здание именно в египетском стиле не стояла.

    Строительство дома началось в 1911 г. Чете Нежинских повезло с архитектором. Он стал их единомышленником. Михаил Согайло был приверженцем неоклассицизма и модерна. Повторюсь, вдобавок, как и все люди искусства того времени, проявлял чрезвычайно повышенный интерес к мистике, оккультизму, символам, учениям древности, прочим премудростям в том же духе своей эпохи.

    Далее мы уже знаем. Строительство было закончено в 1913 г. Как и желала Нежинская, дом произвел фурор, что стало настоящим событием в жизни Санкт-Петербурга. Дом был новаторским, с передовыми «ноу-хау» того времени, с рационально продуманной планировкой, подъемным автоматизированным лифтом системы «Штиглер» , водопроводом и централизованным отоплением.

    Но более всего он шокировал своим внешним видом. Есть в нём какая то чарующая мрачность. Дом и сегодня остается уникальным образцом русского модерна, который называют не по имени создателя, а по характерным особенностям.

    В доме Нежинской проживали гвардейские офицеры расквартированных в Литейной части полков. Самые богатые апартаменты занимали посольства Бельгии и Румынии.

    В 1917 году здесь ещё находилось посольство Румынии.

    В 1939-1940 годах в доме размещалось почтовое отделение.

    В 1976, 1978 годах тут нашёл себе приют клуб ЖЭКа № 4 "Лира".

    Позже здесь размещалась редакция журнала “Искусство Ленинграда”. Сегодня это жилой дом.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-udivitelnaia-istoriia-neveroiatnogo-egipetskogo-doma-60405d528f2f5b70bf02d199?&disable_feed_under_article=false

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные