Что за город был на месте основания Санкт-Петербурга
На протяжении веков на месте современного Санкт-Петербурга жили в дружбе и добрососедстве наши люди, которые включали в себя и людей русских, и водь, и вепсов, и ижору. Жили, торговали, занимались земледелием. Неоднократно шведы пытались присоединить к себе эти земли, не соглашались наши князья, цари, препятствовали. А вот при первом из Романовых случилось подписать Столбовский мир. Это когда мы земли наши прибалтийские отдали, чтобы вернуть (страшно сказать) Новгород, Старую Ладогу и прочие колыбели нашей государственности.
В общем, отдали мы наши территории при царе Михаиле, а вернем при Петре.
В первой части, наши некоторые читатели писали как настоящее откровение, что на месте Петербурга на самом деле был раньше шведский город. Кто ж будет спорить. В 1300-м они уже тут строили твердыню, названа она была тогда Ландскрона. И как пишет шведская Хроника Эрика, прошли шведы с огнем и мечом по Ижоре и Водской земле. Но уже в 1301-м князь Андрей Александрович (сын Невского) собрал русских людей, карелов и язычников (так в летописи) и осадили крепость Ландскрону. Пишут, что русские вошли туда с рукопашным боем и не только выбили оттуда всех шведов, но и саму эту Ландскрону до основания разрушили, чтобы неповадно было.
Во время Смуты, когда нам было итак несладко, вновь наши скандинавские "партнеры" пришли и заложили в устье реки Охты крепость Нюенсканс (Ниеншанц). Поэтому к Столбовскому договору, тут уже вовсю сидели оккупанты.
Историк, исследователь-краевед Наталья Столбова в своей работе пишет, что шведы разрешили уехать тогда только дворянам и горожанам. Запретили уходить крестьянам и священникам. Но и с нашей стороны хватало коллаборационистов. Даже некоторые дворяне перешли на службу к шведскому королю.
Вообще же наличие на этом месте шведского города никогда не было тайной, как любят сейчас говорить сторонники теорий заговора и любители почувствовать себя потомственными шведами. В 1885 году, например, издан в Петербурге труд П.Н. Петрова "История Санкт-Петербурга...". Так вот, в этой книге вполне явствует описание местности теперешнего Петербурга на тот момент, когда Петр пришел его возвращать.
Шведское поселение располагалось на правом берегу реки Невы, а река Охта отделяла укрепление от населенного города, расположенного на Большой Охте. Что же за город? Была там помимо крепости лютеранская церковь каменная с кладбищем, а вокруг городские дома.
На месте существующей ныне улицы Конторской была тоже улица. Одна из четырех, бывших в том шведском городке.
Севернее был госпитальный сад с деревянными постройками и рядом с ним военный госпиталь, единственный на все Остзейские области и Финляндию. От города и Невы были отделены большой выборгской дорогой. А там, где сад заканчивался, был возведен редут, на случай прихода русских войск. Что еще было в городе? Была усадьба губернатора, а за ней усадьба Одинцова и деревня Опока.
А по левую сторону от Невы были деревни. Кандуя, Фроловщина, Палениха (у въезда на Литейный мост). А на месте Смольного было Спасское село. Там был организован перевоз через реку. Судя по названиям деревень, можно и не профессионалу понять, что существовали они задолго до того, как образовался тут Ниеншанц. Жили люди русские, православные. Но древний Спасский храм, стоявший еще с 15 века не дожил до возвращения в Россию. В 1701 году его разрушили шведы для строительства очередного укрепления.
В общем, как следует из данных истории, на протяжении трех лет готовились шведы к тому, что сюда придут русские забирать назад свои земли. Строили укрепления, редуты, валы с пушками. Всячески баррикадировали.
История взятия Ниеншанца требует отдельного детального описания. Не будем здесь говорить о ней наспех. Перейдем сразу к тому, что 1 июля 1703 года вышла первая официальная бумага с отметкой "из Санкт-Петербурга".
Земля была шведской менее ста лет. Чем руководствуются современные сторонники некоей "Ингерманландии", а такие, уверяю вас, встречаются, до конца непонятно. Люди ностальгируют по временам когда земля эта была дальней провинцией шведской короны. А "негодяй" Петр Первый пришел и основал здесь прекрасную столицу.
Удивляет другое. Не приходит же в голову финнам называть себя русскими, по причине того, что Финляндия входила в состав России. А вот у нас почему-то тосковать по недолгому шведскому владычеству на этой земле модно.
Подробнее