Памятник Николаю 1
Этот памятник принято считать украшением Исаакиевской площади. Около трех лет монумент был закрыт шатром, шла реставрация, в ноябре леса сняли. Стояла и смотрела, будто в первый раз.
Памятник привлекает меня двумя моментами: конная скульптура держится на задних ногах лошади и каррарским мрамором пьедестала. Стала искать литературу, которая могла бы объяснить очередное чудо инженерной мысли Монферрана и Клодта.
Самодержец восседает на лошади в сверкающих латах (странно, что не блестят), ботфортах и каске с орлом. Лошадь под ним гарцует, того и гляди послышатся звуки марша и лошадь галопом понесется по площади.
Проект конной статуи создал Огюст Монферран, а модель - Петр Карлович Клодт. Достаточно вспомнить памятник Крылову в Летнем саду, где герои басен выполнены точно и натурально. Лошадь под императором ничуть не уступает созданным ранее творениям. Была у Николая Павловича любимая лошадь Флора, но едва ли это она.
Для устойчивости скульптуры мастер решается на следующий трюк: засыпает в круп лошади дробь, а под задние копыта ставит столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания.
Императора Николая I, общепринятое мнение характеризует резким, самодовольным и ограниченным человеком, иными словами - Николай «Палкин». Однако, если соединить воедино историческую мозаику, то складывается другое впечатление. Николай вступил на престол в год восстания декабристов. На протяжении всего правления он всеми силами пытался не допустить инакомыслия в стране. В его бытность появились «голубые мундиры и тайная канцелярия.
Тем не менее, к концу его царствования население городов увеличилось вдвое, страна стала конкурентоспособной, была построена дорога из Москвы в Петербург, и не просто дорога, а с твердым покрытием. Николай отличался большой работоспособностью, прекрасной памятью, не гуманитарий, но хорошо владел военным делом, увлекался инженерией.
Памятник открыли летом 1859 года, и публика по обыкновению высказывала предположение, что он долго не простоит. Александрийскому столпу, открытому на четверть века раньше, предрекали похожую участь. Однако, скоро закончится второе столетие, а оба #памятника стояли, стоят и стоять будут, потому что за всем стоит точный математический расчет.
Пьедестал "живет" своей отдельной жизнью от #скульптуры. Он вполне самодостаточен, сложенный из белого каррарского мрамора и порфира, украшенный рельефами и бронзовыми женскими фигурами. Статуи имеют некоторое портретное сходство с супругой и дочерями Николая I и олицетворяют Правосудие, Веру, Мудрость и Силу.
Торшеры по углам памятника с пятью фонарями, тоже работа Клодта, заслуживают не меньшего внимания, являясь едва ли не самыми красивыми в городе. Памятник #николаю I последняя большая работа Петра Карловича. На ограде вокруг памятника цитата императора, достаточно патриотичная: "Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен".
Автор ограды вокруг памятника архитектор Людиг Бонштедт
На лицевой части пьедестала, смотрящей на Исаакиевский собор, бронзовая надпись с двуглавым орлом. На памятнике всего много и целостности я по-прежнему не вижу, детали хороши по отдельности, а вместе тяжеловаты.