Популярные Статьи

  • МИФ ОТСУТСТВИЯ ВЫБОРА

     

    Возникает, впрочем, естественнейший вопрос: если место это было такое гиблое и зяблое, почему же строительство велось именно на нем?! Официальная легенда объясняет, что надо было противостоять шведам. Для этого нужно было построить крепость, а ни в каком другом месте строить ее было почему-то нельзя.

     

    А поскольку единственно возможное место для возведения крепости, Заячий остров, было топкое и не удобное, то «пришлось» построить целый город, чтобы он «подпирал» собой крепость.

     

    Есть, впрочем, и другое объяснение, тоже вполне приемлемое для официальной легенды: необходимо было перенести столицу из Москвы, чтобы прервать культурную традицию Московии и «начать историю сначала».

    Оба объяснения абсолютно несостоятельны. Если цель была в том, чтобы обозначить свои завоевания, показать серьезность намерения выйти к морям, — во-первых, такая задача не требует ни возведения города, ни тем более — перенесения в него столицы.

     

    Во-вторых, строить и крепость, и город можно было и в более крепких местах — или на берегу Финского залива (хоть на гранитном севере, хоть на давно освоенном русскими юге), или там, где выходит из Ладоги Нева. В обоих случаях декларируемая цель была бы достигнута.

     

    В-третьих, на балтийском побережье было много городов, которые могли бы сыграть роль столицы ничуть не хуже Петербурга. А то и получше.

     

    Про крепость

    Если даже крепость обязательно должна была располагаться на Неве — то и тогда Петр выбрал едва ли не самое скверное изо всех возможных мест.

     

    Не было никакой необходимости строить Петербург именно на Заячьем или на Васильевском острове. Если Петру необходим был порт на Балтике, почему бы ему не пользоваться уже захваченным Ниеншанцем? Или не ставить новый город в крепком месте, где Нева вытекает из Ладожского озера? Любой из этих вариантов был бы лучше, удобнее выбранного, и приходится прийти к выводу, что Петр хотел строить новый порт именно там, где он его затеял строить.

     

    1 мая 1703 года русская армия взяла Ниеншанц. «Мал, далек от моря и место не гораздо крепко от натуры» — написано в походном журнале Петра, после чего Ниеншанц решено сровнять с землей.

     

    После чего уже 16 мая начинает строить крепость Санкт-ПитерьБурьх на Енисаари, Заячьем острове, — в месте более плоском и хуже укрепленном, чем устье Охты, еще менее «крепком от натуры», лишенном даже таких укреплений, как у Ниеншанца. Ближе к морю? Да, на целых 10 километров по прямой.

     

    В 1714 году Ниеншанц осмотрел мекленбургский посланник Вебер и нашел там только несколько развалин, глубокие рвы, колодцы, подвальные ямы. Все же строительные материалы пошли на возведение петербургских строений.

     

    Не проще ли было воспользоваться Ниеншанцем вместо того, чтобы тащить его камни и бревна на другое место, и там опять укладывать их в правильном порядке?

     

    Официально создавался миф о неизбежности по стройки именно в этом месте. На самом деле можно было выбрать место и получше (Ижора, Орешек, Лодейное Поле) — то есть в местах, где хотя бы нет ежегодных разливов Невы.

     

    Про столицу

    Что касается создания столицы, то тут все вообще «не так»: нет вообще никаких рациональных причин переносить столицу именно в Санкт-Петербург.

     

    Если уж необходимо перенести ее «поближе к Европе» и на Балтику, то перенести столицу можно было в уже существующие и уже отбитые у шведов в 1710 году Ригу или Ревель. Оба эти города были портами, имели мощные оборонительные укрепления, которые можно было еще усилить по мере необходимости.

     

    Многие историки, по крайней мере, со времен В.О.Ключевского обращают внимание — мол, само возникновение Петербурга случайно; город этот возник в тот краткий момент, между 1701 и 1710 годами, когда первые захваты земель на побережье Балтики уже совершились, а будут ли новые — еще совершенно не было известно. В 1703 году у Петра еще могло поя виться рациональное, логически осмысленное желание построить новый город на уже отбитых у шведов землях. После 1710 года, когда в его руках были и Ревель, и Рига, никакой реальной необходимости строить такой город уже не было.

     

    И совершенно прав Владимир Осипович Ключевский и в другом — если речь идет о необходимости порта на Балтике, то с захватом Ревеля и Риги строить ничего уже было не нужно. Даже если необходимо было перенести столицу на Балтику, и тогда вполне годились бы и Ревель, и Рига, и Ниеншанц, и Нотебург...

     

    Мистика решений Петра I

    Петр откровенно хотел строить новый город. Не просто порт или даже не просто новую столицу, а СВОЙ город. Только свой, город только Петра, и построить его по своему усмотрению. Чтобы никто, кроме него, не имел бы никакого отношения к возведению этого города. В этот замысел входило и построить его в максимально неудобном, самом трудном для возведения месте. В таком, чтобы трудностей было побольше, и противопоставление природного и созданного человеком — максимально. Город — символ своего могущества. Город — символ своей империи. Город — памятник своему создателю. Город, в котором он сможет жить и после того, как умрет.

     

    Известно, что Петр обожал Петербург, называл его «парадизом», то есть раем, и был к нему совершенно некритичен. Механик Андрей Нартов, знакомый с Петром лично и часто общавшийся с ним, передает, что когда «по случаю вновь учрежденных в Петербурге ассамблей или съездов между господами похваляемы были в присутствии государя парижское обхождение, обычай и обряды... отвечал он так: «Добро перенимать у французов художества и науки. Сие желал бы я видеть у себя, а в прочем Париж воняет». Петербург, по-видимому, издавал благоухание...

     

    Пленный швед Ларс Юхан Эренмальм передает, что «царь так привязался всем сердцем и чувствами к Петербургу, что добровольно и без сильного принуждения вряд ли сможет с ним расстаться». Далее Эренмальм передает, что царь не раз и не два говорил, целуя крест, что он легче расстанется с половиной своего царства, чем с одним Петербургом.

     

    Впрочем, есть немало и других свидетельств, и русских, и иностранных свидетельств того, что Петр противопоставлял Петербург не только ненавистной Москве, но и вообще всему миру — и Парижу, и Лондону, и Стокгольму, и ... словом, всему на свете.

     

    Эта судорожная, некритичная, доходящая до крайности любовь не совсем обычна и для порта, и даже для собственной столицы, но объяснима для своего детища, для города, создаваемого как место для жизни и место последнего упокоения.

     

    Самодурство? Видимо, и без него не обошлось. Но даже и это желание любой ценой завести не какой-нибудь, а «собственный», Петром же и построенный град-столицу, не дает ответа на вопрос: ПОЧЕМУ ВЫБРАНО ИМЕННО ЭТО МЕСТО?!

     

    Ведь что бы ни строить — а оно одно из наихудших.

     

    В создании Санкт-Петербурга именно там, где он был создан, есть нечто в полной мере мистическое. То есть постройка крепости на Заячьем острове спустила механизм причинно-следственных связей. Если крепость перерастала в город, тем более — в столичный город, то уже совершенно закономерно центр этого города перемещался на Адмиралтейскую сторону. И в дальнейшем город тоже рос по своим законам естественной истории городов.

     

    Но в том-то и дело, что не было никакой необходимости строить ни крепость, ни тем более город на Заячьем острове. Я совершенно серьезно утверждаю, что в этом выборе Петра есть нечто вполне мистическое, не объяснимое никакими рациональными причинами и не сводимое ни к какой военной или государственной необходимости. Не объяснимое даже блажью или самодурством Петра. Действительно — а почему его приворожило именно это место? И с такой силой приворожило, что до конца своих дней он обожал свой «Санкт-Питерь-Бурьх»? Это непостижимо.

    Подробнее
  • Васильевский остров - пять интересных фактов

    Мифов, связанных с названием Васильевского острова, очень много. Например, согласно одному из них, его назвали в честь влюбленной пары Василия и Василисы, которые жили здесь несколько веков назад.

    Другой вариант – Васильевский – это русифицированное, созвучное финское название острова – «Хильвасаари», то есть «Лосиный».

    Но самая распространенная версия: Васильевский назван в честь Василия Корчмина. Это конкретный исторический персонаж – артиллерист, который командовал батареей. Петр Первый часто писал ему письма и приказывал гонцу: «Василию на остров!». Так и зародилось название. Василию Корчмину даже есть памятник на 7-ой линии Васильевского острова.

    Но историки уверяют, Васильевским остров назывался задолго до Петра и его артиллериста.

    «Еще в 1500-х годах в писцовой книге Новгорода этот остров фигурировал примерно как «Васильевский». Но и еще раньше в письме Нарвского магистрата властям Ревеля, это 1420-е годы, остров называли «Васильиенс хольм», – рассказывает историк Марина Зубкова.

    Что такое «стрелка»?

    Для большинства туристов Васильевский начинается со «стрелки». Почему собственно «стрелка»? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на остров с высоты. Вытянутая часть – мыс – разбивает реку Неву на Большую и Малую. «Стрелка» – это географический термин именно для таких случаев. Спорить с географами – бессмысленно. Действительно, ведь похоже на стрелу.

    Изначально стрелка Васильевского острова задумывалась как речной порт. Поэтому здесь выстроили пристани, здания таможни, биржи… Но окончательно архитектурный ансамбль сложился только к XIX веку. По легенде, французский архитектор Тома де Томон долго не мог закончить проект. Но однажды жена, накрывая утром на стол, поставила овальный поднос с булочками прямо на чертеж, а рядом – симметрично – две чашки кофе. Так и появились на карте Петербурга Биржевая площадь и Ростральные колонны

    Последние – это, пожалуй, единственные в мире маяки, которые как маяк не работали ни дня. Они служили, скорее, фонарями. И для красоты, конечно.

    Ростральными колонны называют из-за украшений. По древнеримской традиции колонны украшали носовыми частями – то есть рострами – поверженных вражеских кораблей. У подножия каждой по две скульптуры. Есть гипотеза, что это 4 символа великих русских рек: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это, конечно, очередная легенда. Сам Тома де Томон видел в них только божества моря и коммерции.

    Со стрелки Васильевского острова открывается классический вид на исторический центр Петербурга: Петропавловскую крепость, Троицкий мост, Зимний Дворец… Отличное место для фотографии. В этом убеждены и дизайнеры Банка России, ведь на 50-ти рублях изображена именно Стрелка Васильевского острова и скульптура у Ростральной колонны.

    Почему линии, а не улицы?

    Исторически Васильевский остров задумывался как центр Петербурга, и строили его по европейским образцам. Новая столица России, по задумке Петра Первого, должна была быть похожа на Амстердам и Венецию, поэтому план города чертили не русские зодчие, а иностранные архитекторы.

    «Был план разрыть каналы согласно линиям. Их разрыли, но на наших почвах эта идея не прижилась, эти каналы мелели, потом туда просто сбрасывали мусор …» – рассказывает Марина Зубкова.

    Также есть версия, что дело было еще в нецелевом использовании выделенных государственных средств. Будто губернатор города граф Алексей Данилович Меньшиков присвоил часть денег себе.

    Как бы там ни было, каналы засыпали, от них остались лишь напоминания – улицы в исторической части острова называются линиями. Причем одна улица это две линии. Например, 2-ая линия В.О. – это правая сторона улицы (относительно Большой Невы), а 3-я линия В.О – левая.

    Все линии пересекают три проспекта, еще одна градостроительная особенность исторической части Васильевского острова. И называются они просто, даже неказисто – Большой, Средний и Малый.

    Земля в центре новой столицы стоила дорого, поэтому дома строили вплотную друг к другу, так появились знаменитые дворы-колодцы с узкими проходами. Раньше по ним можно было проехать на велосипеде от Стрелки до порта. Сейчас большинство закрыты, осталось всего несколько. Здесь же находится и самая узкая улица города. Ширина улицы Репина 5 метров 50 сантиметров. Причем изначально на картах города ее не было. Протоптали купцы, которые сокращали путь от рынка к Среднему проспекту

    Скульптуры старше города

    Если ехать по Васильевскому вдоль Большой Невы, можно увидеть самые старые скульптуры в Петербурге. Им около трех с половиной тысяч лет. Да-да, городу всего триста с хвостиком, а они в 10 раз старше. И родом они из Египта. Скульптуры нашли в 1820 году в городе Фивы. Оттуда перевезли в Александрию на продажу. Где их и увидел путешественник Андрей Муравьев. Хотел было приобрести, но опоздал – уже продали французам. Однако русскому поэту и драматургу повезло – во Франции произошла революция, было как-то не до сфинксов, и тут Муравьев с разрешения императора, конечно, быстро перекупил каменные изваяния.

    Сфинксы явно не хотели покидать теплое побережье Нила и переезжать к северной холодной Неве. Когда скульптуры поднимали на борт, они упали в воду, но их все же «усадили» и отправили в путь. Говорят, всю дорогу от Средиземного моря до Балтийского судно, везущее скульптуры, преследовали жуткие шторма. Их сначала поставили в саду Академии Наук, а потом, в 1834 году, перенесли на набережную. Позже компанию им составили другие мифологические существа – грифоны. Вместе они исполняют мечту. Для этого нужно одной рукой схватиться за зуб грифона, второй гладить по голове и на ушко прошептать желание, смотря в глаза сфинксу, и тогда оно обязательно сбудется.

    Кстати, археологи предполагают, что лица сфинксов полностью совпадают с образом фараона Аменхотепа III. Как поняли? Прочли высеченную на основании надпись – это его имя. Человек с зеркалом, сова, восход солнца, бык и сокол….

    Первый в России музей

    На Васильевском острове можно совершить кругосветное путешествие. Для этого не нужно особо никуда ехать, достаточно купить билет в Кунсткамеру. Основанной самим императором в 1714 году. Поначалу музей популярностью не пользовался, тогда Петр Первый придумал хитрость: при входе всем дворянам наливали венгерское вино, а людям из сословий попроще – кофе или даже водку. И это сработало.

    Собирать коллекцию самодержец начал лично – денег не жалел, того же требовал и от подданных. Например, в одном из указов повелел передавать в Комнату искусств – так переводится название «Кунсткамера» – всё самое старое и странное, что нашлось. Сейчас в музее более одного миллиона экспонатов. В том числе уникальных. Например, костюмы североамериканских индейцев или доспехи японских самураев, тайные послания и книги древних тюрков… Но, пожалуй, наиболее известная часть коллекции – анатомический раздел. Ее основу Петр Первый купил 1717 году у голландского анатома Фредерика Рюйша.

    Новые экспонаты здесь появляются и сейчас.

    «Тысячи вопросов, хватит на 1000 и 1000 таких людей, как я. И я думаю, что этот источник никогда не иссякнет, а если он иссяк, то это значит, что это ты поглупел и перестал видеть эти вопросы. Вот, поэтому этнография безбрежна», – говорит младший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа Кунсткамеры Екатерина Капустина.

    Даже самая беглая обзорная экскурсия займет полтора часа, а если у каждого экспоната останавливаться по минуте, с перерывом на сон и еду, посмотреть коллекцию Кунсткамеры можно всего за каких-то 5 лет.

     

    https://mir24.tv/articles/16422366/samyi-znamenityi-ostrov-peterburga-pyat-faktov-o-vasilevskom-ostrove-o-kotoryh-vy-ne-znali

     

    Подробнее
  • Чесменский дворец - история

    Чесменский дворец, построенный по проекту Юрия Фельтена в 1777 году, мало кто примет за дворец. (ул. Гастелло, дом 15) Ведь дворец он каков? Парадный вход с лестницей и портиком, колонны, не меньше шести-восьми, скульптуры, барельефы, этажей не меньше четырёх и т.д.

    А здесь приземистое двухэтажное здание, странной треугольной формы с башнями по углам. Казарма? А может, прости Господи, царские конюшни? Да нет же. Это старинный английский замок!

    Исследователи полагают, что план дворца - равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и обширным Парадным залом в центре - мог следовать образу Лонгдфортского дворца (1591, архитектор Джон Торп). Обработка нижнего этажа рустом, а верхнего штукатуркой создавала иллюзию, что достраивался замок, как это было принято в Англии, в течение столетий.

    Но заказчица и ее архитекторы ориентировались на образцы с другой части света. Чесменский дворец, как московские Петровский (Матвей Казаков, 1775-1782) и дворцовый комплекс в Царицыно (Василий Баженов, Матвей Казаков, 1775-1790-е), выполнен в том фантастическом "тарабарском"архитектурном стиле, возникшем в екатерининское время на смешении западных и восточных влияний.

    Когда в 1774 году Екатерина на месте скромного "загородного дома" на седьмой версте царскосельской дороги приказала строить путевой дворец, Россия только что окончила победительную войну с Турцией (1768-1774). «Восточный вопрос» был решен - русские торговые корабли могли беспрепятственно плавать по Черному морю и проходить через проливы. Каждую победу русского оружия в этой войне отмечали памятником - в Царском Селе появились Крымская и Чесменская колонны, Турецкий каскад, Турецкий павильон.

    Чесменский дворец также был построен а-ля азиатском вкусе и посвящен победе графа Алексея Орлова в Чесменской бухте - русские корабли сожгли почти весь флот грозного противника.

    О реальной Турции тогда почти ничего не знали. Огромная Османская империя, раскинувшаяся в трех частях света - Европе, Азии и Африке (Средиземное море некоторое время было ее внутренним водоемом), представлялась Европе неизведанной и сказочной страной. Она олицетворяла собой вообще все неевропейское, и так называемый турецкий стиль объединял все странное и фантастическое, что не произрастало из античности.

    Но, в бытность, когда строился дворец эти места назывались «Кикерикексен», по-фински «лягушачье болото». И дворец сначала назвали Кикерикексенским – «дворцом на лягушачьем болоте». Выговорить такое было невозможно, и сократили до Кикерико. Специально для нового дворца Екатерина заказала в Англии на знаменитых мануфактурах Джозайи Веджвуда сервиз из девятисот пятидесяти двух предметов, где на каждой супнице или тарелке красовалась зеленая лягушка. Сейчас "сервиз с зеленой лягушкой",как он официально называется, - гордость английской коллекции Эрмитажа. Соусники, тарелки, блюда в фирменном веджвудском «фаянсе цвета сливок», украшенные пейзажами старой Англии, выставлены на третьем этаже Зимнего дворца. Так и закрепилось за дворцом два названия. На бытовом уровне – «Кикерико»,а официально – Чесменский дворец.

    В 1782 году Екатерина передала Чесменский дворец Капитулу ордена Святого Георгия, основанному ею в 1768 году. Скромному небольшому Георгиевскому залу в Чесменском дворце есть чем гордиться. С 1782 года во дворце помещалось управление орденом, его архив, печать, орденская казна. Под председательством самой императрицы (гроссмейстера ордена) здесь заседала георгиевская Дума. На заседаниях Думы уже удостоенные орденом офицеры, присутствующие в столице, решали, кому присудить ордена III и IV степени (первые две степени жаловались только императором).

    Дума гласно обсуждала каждого депутата и голосовала. Для предоставления к пожалованию необходимо было получить две трети голосов. Орден был военный, присуждался лишь в годы войны за боевые заслуги или за выслугу лет - на четырехконечном кресте было выгравировано "За службу и храбрость". Награждались те, кто совершил на поле боя что-то исключительное, - захватил в плен неприятельского офицера, взял в бою вражеское знамя или орудие. Также орден могли присудить за полезный совет, приведший к военному успеху.

    Первыми кавалерами были герои турецкой войны. Сначала - сама Екатерина, затем - будущий фельдмаршал Румянцев, князь Репнин и генерал Боур. Шестеро из двадцати пяти кавалеров I степени, существовавших за всю историю ордена, были удостоены им за турецкие победы - Орлов за Чесму, Панин за взятие Бендер, Долгоруков-Крымский за овладение Крымом, Потемкин за взятие Очакова, будущий генералиссимус Суворов за победу при реке Рымник, Репнин за победу при Мачине. В Чесменском дворце георгиевцы заседали до 1811 года, после чего перебрались в Зимний.

    При Павле, здание перестало носить статус дворца, это и понятно. Мы помним его отношение к матери, а Николай Первый отдал пустующее здание богадельне.

    В 1918 году старичков-инвалидов сменили заключенные первого в стране концлагеря «Чесменка». В 1930-м здание перешло дорожному институту, после войны туда въехал ЛИАП (институт авиаприборостроения, ныне ГУАП).

    В 2016 годы был завершен очередной ремонт фасадов, в ходе которого каменный цоколь, сложенный из прекрасно сохранившихся, но загрязненных блоков путиловской плиты, был заново перетесан. В результате этого поверхность камня приобрела неряшливый вид, а «чистовая» работа каменщиков XIX века — полностью уничтожена. Было принято решение закрасить цоколь тем же цветом, что и всё здание, оставив натуральными только бордюры оконных проёмов.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-istoriia-chesmenskogo-dvorca-5fd449d733ed420c3f55714e

     

     

    Подробнее
  • Улица Росси - мечта перфекциониста

    Улица Зодчего Росси в Петербурге по-своему уникальна. Ее можно назвать настоящим раем для перфекциониста. Дело в том, что построена она в соответствии с античными канонами. Ширина этой улицы равна высоте ее зданий и составляет 22 метра. В то же время длина улицы – 220 метров, что в десять раз превышает высоту и ширину.

    Это единственная во всем мире пропорциональная улица.

    Ее застройка началась в 1828 году, после одобрения Николая I. Императору понравилась идея с архитектурным ансамблем, состоящим из двух одинаковых зданий, зеркально отражающих друг друга. Архитектором проекта стал Карл Иванович Росси, в честь кого в дальнейшем и была названа улица.

    Постройка была полностью окончена в 1832 году и после указа императора, улица получила название Новая Театральная. Такой топоним был выбран не случайно. Именно эта улица стала связующим звеном между площадью Ломоносова и Александринским театром.

    Однако, вскоре она потеряла свою новизну и стала просто Театральной. И только, спустя почти сто лет, улицу переименовали в честь ее создателя.

    Но улица зодчего Росси привлекает не только перфекционистов, но и любителей уникальных кадров. Дело в том, что после дождя она превращается в поистине волшебное место. Лужи на асфальте принимают вид зеркала и два дома-близнеца дублируются в другой мир.

     

    https://zen.yandex.ru/media/enigmapiter/chto-ne-tak-s-ulicei-rossi-5fa48edd1aeb58326c1cdd64

     

    Подробнее
  • Казанский собор - почему стоит боком к Невскому проспекту?

    Самый известный храм Петербурга, а сегодня кафедральный, Казанский собор долгое время был местом хранения одной из главных святынь русской церкви – иконы Казанской Божией Матери. По легенде она была обретена в Казани в 16-м веке.

    Под покровительством этой иконы Минин и Пожарский вели ополчение против польских интервентов, а с воцарением на русском престоле династии Романовых в 1613 году икона становится семейной реликвией царского дома. Новый российский праздник - День единения 4 ноября, не что иное, как Осенняя Казанская - день, официально считавшийся праздничным и до революции.

    Петр I распорядился перевезти список иконы Казанской Божией Матери из Москвы (где она хранилась в одноименном храме на Красной площади) в северную столицу. В 1737 году, в царствование Анны Иоанновны, для иконы возведена Церковь Рождества Богородицы, она находилась на месте нынешнего фонтана. Спустя полвека уже Павел I распорядился заменить обветшавшую к этому времени церковь. Александр Сергеевич Строганов, вблизи владений которого строился храм, протежировал своего бывшего крепостного Андрея Воронихина, получившего европейское образование и рано проявившего незаурядный архитектурный талант.

    Поговаривали, что Воронихин был незаконнорожденным сыном Строганова. Впрочем, не надо быть профессионалом-физиономистом, чтобы, взглянув на портреты мецената и архитектора, не заметить поразительное сходство.

    Павел I относительно облика будущего храма, который должен был стать кафедральным собором (то есть главным собором столицы), распорядился, чтобы он напоминал Собор Святого Петра в Ватикане.

    Казанский собор действительно похож на римский прототип огромной колоннадой. Хотя если в «первоисточнике» колоннада замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому. С помощью колоннады Воронихин решил проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском...

    Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуется и пространство христианского храма: на западе вход, на востоке – алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Воронихинская же колоннада сделала северную (боковую) часть лицевой, парадной. К слову, с юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект Воронихина так и не был доведен до конца.

    Храм до сих пор незакончен и с северной стороны: ощущение недостроенности вызывают два пьедестала по бокам колоннады. До 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но этого так и не произошло.

    Питерская легенда гласит, что ангелы появятся только когда северная столица обретет настоящего - мудрого и хозяйственного - градоначальника. Интересно, что все градоначальники знали об этой легенде, но до сих пор никто так из них и не решился очень просто и недорого (за государственный счет!) войти в историю.

    Начатый в 1801 году, Казанский собор был в целом достроен много лет спустя после смерти Павла I, в 1811 году. Храм невольно стал памятником победе в Отечественной войне 1812-го года. Через год после окончания войны в соборе был захоронен фельдмаршал Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау. В 1837 году по проекту скульптора Орловского на площади появились статуи полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли.

     

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/pochemu-glavnyi-hram-peterburga-vyhodit-bokom-na-nevskii-5f6df5e2df292d110958b06b

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные