Мифы

  • О проклятии Петербурга и семейных проблемах Петра Первого

    Если еще не надоела тема петербургских мифов (уж очень их много и про многие хочется рассказать), то сегодня изучим, как появилось проклятие Евдокии Лопухиной.

    В Петербурге всегда хватало разной мистики, но эта история идет из глубины веков и первых дней строительства города.

    Любители всего страшненького любят рассказывать о первой жене Петра Первого — Евдокии Лопухиной, которая прокляла город, и потому городу теперь нет и не будет покоя. То наводнение, то понос, то золотуха.

    И действительно, одни только антивирусные мероприятия нынче чего стоят, а наводнения тут были всегда. Только со строительством дамбы стало гораздо легче, а до того слова Евдокии Лопухиной «Петербургу быть пусту» вспоминались буквально после каждого нашествия воды.

    Свою первую жену Петр действительно никогда не любил. Женили царя в 16-летнем возрасте, забыв спросить согласия, а нелюбимая жена в отместку ему всегда воспитывала маленького царевича в духе оппозиции к родному отцу.

    Алексей рос изнеженным лентяем, увлекался алкоголем и идти по стопам отца никак не хотел. Петр расстраивался, конечно, но сделать с этим ничего было нельзя. Не всегда дети вырастают в родителей. Бывают и исключения, причем они как раз бывают куда чаще.

    Ну а после того, как Петр Первый влюбился в немецкую девицу Анну Монс, Евдокия и вовсе развернула антиправительскую деятельность, приглашая к себе и привечая всех противников царя без разбору.

    Царь, влюбленный в «кукуйскую царицу» или «монсиху», как прозвал Анну народ, не долго думая, сослал Лопухину в монастырь, где ее насильно постригли в монахини. В общем, это была обычная практика тех лет, когда разводов еще в принципе не было, а надоевшие жены у монархов встречались на каждом шагу.

    Хорошо еще, что не придушили где-нибудь в углу. Такая практика тоже существовала, и Петр вполне размышлял на эту тему, но говорят, что Лефорт убедил его обойтись монастырем.

    Так вот, якобы во время принудительного пострига, которому она всячески сопротивлялась, Евдокия и произнесла слова о том, что Петербургу быть пусту. И все вроде бы сходится, кроме одного — дата вообще никак не бьется.

    Постригли Лопухину в монахини в 1698 году, когда не только города еще не было, но Петр даже не завоевал эти места. Случится все только через пять лет после пострига, следовательно в тот момент ни о каком Петербурге она не только говорить, даже знать еще не могла.

    А возникли эти слова впервые только во время допроса царевича Алексея, когда он в 1718 году был обвинен в попытке государственного переворота. Под страхом пытки царевич пытался свалить всю вину на свое окружение и мать в том числе. Это ему никак не помогло, но дьякон успел записать: «… Ещё-де сказывала, что Питербурх не устоит за нами: „Быть-де ему пусту; многие-де о сём говорят”».

    Вот с тех пор эта фраза и пошла в народ, не имея под собой по сути вообще никаких оснований. Кстати, впоследствии Лопухину все же перевезли в Москву и дали огромное по тем временам содержание, так что жила она сытно и спокойно аж до 1731 года, пока не померла в почете и уважении.

    Перед кончиной последние слова её были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». А за то, что больше не интриговала и на трон не претендовала, сама императрица Анна Иоанновна пришла на ее похороны, почтив память бывшей царицы.

    Петербург, в свою очередь, все стоит и стоит! И в нем не то что пусто, а народу прибавляется и прибавляется. И пусть стоит еще долго-долго! Уж больно великий и красивый город!

     

    https://zen.yandex.ru/media/stom/nemnogo-o-prokliatii-peterburga-i-semeinyh-problemah-petra-pervogo-617ad060b09df5592c895df1?&

     

    Подробнее
  • Мифы о тысячах трупов

    Действительно ли Петербург стоит на костях построивших его крестьян, и откуда взялась эта история.

    Довольно много людей уверены, что Петр Первый сгонял насильно крестьян со всей страны для строительства нового города, не считаясь ни с какими потерями. Крестьяне в местном климате мерзли, болели, умирали, а их тела сваливали в огромные ямы и закидывали негашеной известью для предотвращения распространения болезней.

    В одной книжке автор рыдает на тему: неизвестно, чего больше в земле питерской, просмоленных свай или костей человеческих. Впрочем, точных цифр никто не называл. Просто намекали на десятки и сотни тысяч умерших.

    Историк Соловьев говорил о «большом числе строителей», погибших при постройке города, а Ключевский и вовсе пишет, что, дескать, сложно найти в общей истории какое-нибудь побоище, погубившее больше бойцов, нежели полегло строителей Петербурга и Кронштадта. Опять же, без всякой конкретики.

    Забавно, что самые большие цифры называли в Швеции. Там ходили истории, что русский царь использует на строительстве пленных шведов вместо казни и, дескать, еще неизвестно, что хуже.

    При большевиках эти слухи, само собой, еще больше раздули и поместили в учебники истории как яркий пример преступлений царизма.

    Правда ли все перечисленное? Судя по всему, нет — очередной миф, использовавшийся по большей части для очернения царя, т.к. нет ни одного подтверждения подобных слухов, зато есть куча документальных свидетельств о том, что такого никогда не было и быть не могло.

    Земля в Санкт-Петербурге и окрестностях хорошо исследована. Ни одного неизвестного массового захоронения людей в таких количествах на сегодняшний день не было найдено. Да и не будет никогда.

    Зато в 1950-х годах при раскопках мест первоначального строительства Петербурга находили множество ям с большим количеством объедков, а это говорит о том, что кормили на стройке неплохо. Голодающие люди остатки еды в землю не закапывают, проверено блокадой.

    Всего на строительстве даже в первые годы трудилось одновременно не более 40 000 человек. Да и те работали вахтами, а не все сразу. Так что даже речи о потерях в десятки тысяч человек быть не может (про сотни и вовсе смешно), ибо их было всего четыре десятка и тогда должны были бы умереть все сразу за несколько дней. Чего, конечно, никогда не случалось.

    Строительство велось только с марта по ноябрь, т.к. в другое время подвозить материалы в нужных количествах было проблематично — вода замерзала, а по суше столько не привезти. Работали в три смены по 12-18 тысяч человек. Итого получалось по три месяца в смену. Несмертельно.

    Сохранилось интересное доношение Синявина, датированное 1712-м годом. В нем мы видим такие цифры: всего было послано в С.-Петербург 2,21 тыс. ремесленников, из которых сбежало 365 человек, умерло – 61, оказалось дряхлыми и непригодными – 46 человек. Как видите, сбежавших из-за баек о смертности на стройке было в разы больше реально умерших, а дряхлых и непригодных туда вовсе не брали.

    В 1717 году глава городской канцелярии князя А.Черкасского написал интересный документ государю. В нем указываются следующие цифры: на 32 тыс. работающего люду числилось 3,2 тыс. кашеваров и 1000 больных! То есть каждый десятый строитель был кашевар! Неплохо для голодающих.

    Что касается умерших, то их явно не могло быть больше заболевших, не все же они переставились, а следовательно, таковых было менее 3,1 % при том, что средняя смертность на строительстве городов в те времена считалась нормальной в пределах 7-8%.

    И вот как раз аргументом за оставление на стройке только вольнонаемных был тот факт, что Черкасский хотел снизить расходы на лечение больных, что и случилось в 1717 году. Ввели налог на строительство новой столицы, получили из него средства, на которые стали нанимать на стройку только самых нужных, здоровых и полезных делу людей.

    Платили на строительстве рубль в месяц, что для того времени было неплохой зарплатой рабочего. Поэтому многие даже не хотели уезжать вместе со сменой, а оставались подзаработать еще. Зимой же, когда строительство не велось, они уезжали на отдых.

    В целом, как ни копались в бумагах историки, все равно не смогли насчитать более 4-5 тысяч погибших за все вместе взятые годы строительства Санкт-Петербурга. Так что еще один миф можно считать полностью развенчанным.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stom/deistvitelno-li-peterburg-stoit-na-kostiah-postroivshih-ego-krestian-i-otkuda-vzialas-eta-istoriia-6176e35eb27d57298be777ae?&

     

    Подробнее
  • "Зеркало Дракулы" особняка Брусницыных

    С особняком купцов Брусницыных в Санкт-Петербурге связана легенда о якобы имевшемся в доме "Зеркале Дракулы". Если посмотреть в него, то можно было исчезнуть. И такие случаи, по слухам, в доме Брусницына до революции и после неё случались.

    Особня́к купцов Брусницыных — заброшенный дворец купцов братьев Брусницыных на Васильевском острове Санкт-Петербурга по адресу: Кожевенная линия, дом 27. Существующие фасады и интерьеры в духе эклектики появились в 1884 году, когда более раннее здание (известное с 1844 года) было перестроено архитектором А. И. Ковшаровым.

    Сейчас это здание прохожие стараются обходить. Но связано это не со зданием, а вообще с неуютной Кожевенной линией. Здесь даже днём бывает мало людей, которые как будто сторонятся этого места.

    В настоящее время это здание иногда сдаётся для съемок исторических антуражей в фильмах, а также для эксклюзивных вечеринок.

    Сами Брусницыны были богатыми выходцами из крестьянской среды. Они занимались кожевенным производством, которое стало их основой их состояния. Брусницыны пользуясь своим богатством покупали роскошные вещи для своего особняка.

    Так они купили в Венеции старинное зеркало, которое якобы раньше принадлежало султану Саладину. Потом попало к тамплиерам, от них к туркам. А у турок зеркало похитил господарь Валахии Влад Дракула.

    Это зеркало по поверью даровало вечную молодость смотрящему в него. Приносило или нет молодость неизвестно, но после их установки в особняке Брусницына там якобы исчезла горничная. А вторая горничная и дочь хозяев попытались кончить жизнь самоубийством, после того как смотрелсь в зеркало.

    Поэтому, хозяева убрали "Зеркало Дракулы" в подвал. Но после революции зеркало вытащили снова и установили в кабинете заместителя директора кожевенного завода имени Радищева. После того как там установили зеркало, замдиректор исчез в конце 30-х годов.

    Исчез замдиректор скорее всего по прозаическим причинам - бушевали времена репрессий. Но зеркало посчитали неуместным и отослали в один из дворцов культуры Ленинграда.

    В дальнейшем следы зеркала Дракулы теряются.

     

    https://zen.yandex.ru/media/erkinsarsenbaev/zerkalo-drakuly-osobniaka-brusnicynyh-60ccbc80290f1956406c446a

     

    Подробнее
  • Магазин колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы»

    История здания, расположенного в сердце Северной столицы на перекрёстке Невского проспекта и Малой Садовой улицы. Здание «Торгового дома товарищества «Братья Елисеевы».

    Гуляя по центру Невского проспекта, это здание невозможно не заметить. Оно обязательно привлечёт к себе ваше внимание своей помпезностью и необычностью. Доминантой здания служит огромная витрина-витраж высотой в три этажа по 4 метра каждый с ростовыми скульптурами на фасаде.

    Дом уникален как по своей задумке, так и в своём воплощении. Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Гавриила Барановского в стиле раннего «махрового, нарочитого» модерна. И эта нарочитость только дополняет его великолепие и уникальность.

    Здание поделено на 4 рабочие зоны. Снизу вверх. Винные и продуктовые подвалы, три торговых зала, банк и помещение театра с фойе-рестораном, конторские места.

    Елисеевский гастроном на Невском…, эх …, мечта любого покупателя. Его убранство было продумано до мелочей. Оно было призвано подчеркнуть процветание товарищества и привлечь заинтересованных покупателей. Внутренне оформление торговых залов подчинено законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. Здесь — великолепие дворцов российских императоров с их позолотой, антикварной мебелью и потолочными светильниками. Витрины, прилавок и торговые полки всегда переполнены разнообразным товаром. Пустых мест нет. Каждый сантиметр торговой площади чем-то занят, чем-то пахнет, чем-то привлекательно блестит.))

    В добавок четыре электрические люстры украшенные россыпью цветов из молочного стекла заполняют зал мягким, рассеянным жёлтым светом. Не смотря на огромное количество светильников, в зале всегда царил легкий полумрак — дань ар нуво — во всём должна быть волнующая атмосфера загадочности, намёк на тайну. Витражный рисунок под потолком торгового зала, повторял рисунок древа жизни, решённый в разных цветовых гаммах – синих, жёлтых, красных, зелёных, фиолетовых, золотых. Всё это вызывало атмосферу лёгкого головокружения, иной реальности, на что, безусловно, и рассчитывали Елисеевы.

    Снаружи витраж, занимающий чуть ли не все этажи здания на Невской стороне, создает впечатление огромной витрины, подчеркивает широкий и тщательно подобранный ассортимент товаров. На фасаде в виде ростовых скульптур установлены главные ценности общества начала XX века – «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» работы А. Г. Адамсона. В подвалах располагались складские холодильные помещения и один из лучших винных погребов в Европе.

    В залах второго этажа Елисеевского был обустроен театр и фойе-ресторан. Зрительный зал включал в себя партер на 480 мест и три ложи. На занавесе, видимом между драпировками, был изображен памятник Екатерине II на фоне Александринского театра, что являлось зеркальным отражением реальности, скрытой за витражом. Театральный зал скорее напоминал варьете со своими круглыми столиками и был предназначен больше для празднеств, чем для наслаждения театральными премьерами. И тем не менее с 1904 года он сдавался в аренду разным театральным коллективам, (всё должно приносить прибыль!) а в 1929 году помещение было на постоянной основе предоставлено недавно созданному Театру сатиры, который сейчас носит название Театр комедии им. Н. П. Акимова.

    В театре ставились пьесы игривого содержания, салонные комедии и водевили. Кавалеры, приглашая дам на спектакль, обязательно угощали их в Елисеевском свежими фруктами, шоколадом и вином. Так была воплощена концепция, задуманная купцами Елисеевыми, — объединение магазина, ресторана, театра и зала для торжественных приемов под одной крышей в самом центре Петербурга.

    В советское время магазин назывался “Гастроном №1”. В нём всегда можно было купить деликатесы даже во время продовольственного дефицита. Был период, когда в магазин пускали только чиновников высшего звена и партийную номенклатуру. У Булгакова в книжке «Мастер и Маргарита», очень точно высмеян этот момент, когда в Елисеевский, правда московский, ввалились Бегемот и Коровьев. Одна из самых весёлых сцен в книжке.

    Во времена Великой Отечественной войны, в витринах Елисеевского на Невском, появились «Окна ТАСС» – агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Даже блокадной зимой 1942-1943 на втором этаже шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского Блокадного театра.

    После длительной реставрации 8 марта 2012 года магазин купцов Елисеевых, общей площадью 430 квадратных метров, вновь распахнул свои двери для покупателей. Как убеждают нас новые хозяева магазина, интерьер был детально восстановлен по эскизам, утвержденным купцами Елисеевыми, и фотографиям 1903 года.

    С января 2013 года главную витрину магазина, выходящую на Невский проспект, украшают куклы из знаменитого спектакля «Щелкунчик», выполненные по эскизам М. Шемякина.

    Рассказывая о легендарном магазине, нельзя не вспомнить и о некоторых легендах, связанных с ним. )) Одна гласит о существовании в советское время неких «Элитных списков», по которым в этот магазин и пускали. Быть занесённым в этот список – всё равно как «дёрнуть Бога за бороду». Ты состоялся! Кто вносил фамилии в список загадка, как и загадка, где сам список.

    А вторая легенда жива по сию пору! Дескать в те самые революционные дни, братья Елисеевы, собрав всё золото, которое у них было (от личных безделушек до кухонной утвари) переплавили и отлили основу для люстры! Некий толстенный обруч, который окрасили «бронзянкой» и оставили висеть под потолком на самом видном месте до лучших времён. И говорят, что затея то выгорела! Люстра провисела толи до 60-х, толи до 70-х годов прошло века и золото обнаружилось при реставрации. Говорят, что видели эту люстру даже в 90-е, но найти её не могут. Не могут до сих пор!))

     

    Владимир Кононов

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-magazin-kolonialnyh-tovarov-torgovogo-tovariscestva-bratia-eliseevy-interesnaia-istoriia-61038373292f72531fd4dbf6

     

    Подробнее
  • 5 мистических мест Санкт-Петербурга

    Федор Достоевский называл Санкт-Петербург фантастическим городом, который «насыщен вымышленными историями». Мы собрали самые известные легенды о призраках и мистических местах бывшей столицы России. Читайте, где в Санкт-Петербурге живут грифоны, почему по Михайловскому замку бродит призрак Павла I и кто привез в город зеркало графа Дракулы.

    Башня грифонов на Васильевском острове

    7-я линия Васильевского острова, 17

    Во дворе дома номер 17 на 7-й линии Васильевского острова расположена кирпичная труба. По легенде, в ней живут грифоны — мифические крылатые существа с телом льва и головой орла. Якобы они поселились здесь еще в XIX веке.

    В 1858 году в доме номер 17 провизор Вильгельм Пель открыл аптеку. В здании также располагались склады, библиотека, исследовательская лаборатория, где делали лекарства.

    По слухам, Пель занимался не только фармацией, но еще и алхимией. В башне во дворе аптеки он открыл вторую, тайную лабораторию: по ночам повторял опыты средневековых алхимиков и пытался превратить ртуть в золото. А еще искал «формулу счастья» или «формулу исполнения желаний» — особую комбинацию чисел. Поэтому пронумеровал каждый кирпич на башне. По легенде, цифры на них постоянно меняются и иногда складываются в «формулу счастья». Если человек увидит ее, то его желание сбудется. А грифонов Пель якобы создал, чтобы они охраняли тайную лабораторию. По ночам мифические существа вылетали из башни и следили за всеми, кто проходил рядом.

    На самом деле башня грифонов — это кирпичная дымовая труба, которую построили в начале XX века для фармацевтической фабрики Пеля и его сыновей. А цифрами ее расписали уже в 1990-х.

    Проклятое зеркало в особняке Брусницыных

    Кожевенная линия, 27

    На Кожевенной линии Васильевского острова располагается бывший особняк купцов Брусницыных. В середине XIX века они приобрели дом недалеко от своей кожевенной мастерской. По заказу хозяев в 1884 году архитектор Анатолий Ковшаров перестроил здание — изменил планировку, декор фасадов и парадной лестницы.

    Особняк с комнатой для бильярда и зимней оранжереей считался одним из самых роскошных зданий Петербурга тех лет. Он был украшен лепниной, резьбой, обставлен дорогой старинной мебелью. На одном из аукционов Брусницыны купили антикварное зеркало. По легенде, оно принадлежало Владу III Цепешу — графу Дракуле — и даже висело в его усыпальнице.

    Зеркало Брусницыны повесили в танцевальном зале. По слухам, после этого в их семье начались несчастья. Все, кто смотрел в зеркало, испытывали недомогание или заболевали. А одна из служанок, которая часто убирала в этой комнате, сошла с ума и умерла.

    После этого Брусницыны сняли зеркало и спрятали его. Но в 1917 году, после революции, особняк и кожевенную фабрику купцов национализировали. Дом перестроили и перенесли в него заводоуправление. Считается, что во время ремонта зеркало графа Дракулы нашли и повесили в кабинете директора. И вскоре он исчез — прямо с рабочего места. Затем пропало еще несколько рабочих, которые ремонтировали комнату и вешали зеркало. По легенде, сразу после этого заводоуправление перенесли в другое здание, а особняк заколотили и забросили.

    На самом деле в советское время здание действительно принадлежало кожевенному заводу им. А.Н. Радищева. Предприятие работало до 1990-х, а заводоуправление из особняка не переезжало. Сейчас в доме проводят экскурсии и снимают фильмы.

    Призрак Павла I в Михайловском замке

    Садовая улица, 2

    Первые эскизы Михайловского замка создал сам Павел I. Собственный дворец император решил построить еще в 1780-х, во время заграничного путешествия. По его рисункам архитекторы создали 13 разных проектов замка. В итоге победила идея Василия Баженова, автора Дома Пашкова в Москве и дворцово-паркового ансамбля в Царицыно. А руководил строительством итальянский архитектор Винченцо Бренна.

    Изначально дворец должен был располагаться в Гатчине. Однако Павел I передумал, и здание построили в центре Петербурга, на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны.

    Михайловский замок возвели в начале 1801 года. В конце января Павел I переехал во дворец и объявил его своей главной резиденцией. А ровно через 40 дней, 24 марта 1801 года, императора убили в его же спальне.

    Легенда о призраке Павла I появилась еще в XIX веке: с 1819 года в Михайловском замке располагалось Главное инженерное училище, именно его кадеты придумали историю про привидение. Считается, что призрак Павла I ходит по коридорам и комнатам замка со свечой в руках и ищет своих убийц. А в ночь с 23 на 24 марта фигуру императора даже можно увидеть в одном из окон.

    Нечистая сила из дома Николая Гоголя

    Казанская улица, 39

    Дом на Казанской улице построил для себя каретных дел мастер Иоганн Иохим в 1813 году. Часть помещений он сдавал. Весной 1829 года квартиру на четвертом этаже снял Николай Гоголь. Позднее писатель упомянул владельца дома в своей комедии «Ревизор»: «Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?» Уже в XX веке здание стали называть домом Гоголя из-за того, что писатель жил там несколько месяцев.

    Слухи о нечистой силе в доме Иохима появились позднее, в 1880-х. Тогда в журнале «Русская старина» выходили очерки писателя Осипа Пржецлавского. Он вспоминал, как жил в доме Иохима в 1820-х и часто слышал таинственные звуки, которые раздавались в квартире по ночам.

    Вдруг раздается сильный стук во входную дверь, и кто-то шевелит ручкою от замка, как бы усиливаясь отворить эту дверь, запертую ключом. Я… позвав лакея, спросил его: не видел ли он из своего окна, кто так поздно, не звоня, ломится в дверь? Заспанный Антон принадлежал к тому разряду слуг, которые не много церемонятся с своими господами, поэтому он и отвечал грубо: «в окно не видно никого, да и никого нет». — Кто же это стучит? — А кто его знает? Это уже пятая ночь. Если бы вы приходили домой раньше, то слышали бы его не в первый раз. <…> Я встал, взял свечу и пошел к двери, позвав собаку, но Бекас вместо того, чтобы следовать за мною, вскочил на мою постель и забился под одеяло. <…> Я отпер внезапно дверь, думая поймать кого-нибудь, таким образом забавляющегося, но не было никого. Когда дверь стояла отворенною, то ручка переставала двигаться.

    Осип Пржецлавский. Из сборника «Воспоминания, очерки петербургской жизни, 1818–1832 гг.»

    Кроме Пржецлавского, о нечистой силе в здании никто не рассказывал. Однако после того, как его очерк опубликовали в «Русской старине», появилась легенда о призраке, который обитает в доме Гоголя и пугает по ночам жителей.

    Призрак Софьи Перовской у Спаса на Крови

    набережная канала Грибоедова, 2Б; Тройной мост

    Софья Перовская состояла в организации «Народная воля» и руководила последними двумя покушениями на Александра II.

    Императора пытались убить семь раз. Последние покушения произошли 13 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (сейчас — набережная канала Грибоедова). Место Софья Перовская выбрала сама. Несколько месяцев она следила за императором. Каждое воскресенье он ездил на развод караулов по одному маршруту: через Невский проспект и Малую Садовую улицу в Михайловский манеж. Перовская заметила, что на повороте от Михайловского театра на Екатерининский канал его карета всегда ехала медленнее. Там и решили устроить покушение.

    13 марта 1881 года кортеж Александра II несколько раз менял привычный маршрут. Однако Перовская рассчитала, где именно должны стоять террористы, и в нужный момент подала заговорщикам знак — взмахнула белым платком. После этого Николай Рысаков бросил в карету Александра II бомбу. Однако император не погиб. Он даже вышел из кареты, чтобы посмотреть, кто из свиты ранен. И через несколько минут Игнатий Гриневицкий бросил в царя еще одну бомбу. Александр II был тяжело ранен и в тот же день умер.

    Почти всех участников «Народной воли» вскоре арестовали. А уже через месяц пятерых руководителей организации, среди которых была и Софья Перовская, повесили. По легенде, после этого на Екатерининском канале появился призрак девушки с белым платком в руках. Она прогуливалась у Ново-Конюшенного моста. А после того, как построили храм Спаса на Крови, призрак стали видеть и у него. Встреча с привидением Перовской считается дурным знаком. А если призрак взмахнет белым платком, то человек, который это увидел, скоро умрет.

     

    https://www.culture.ru/materials/256371/5-misticheskikh-mest-sankt-peterburga?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные