Места

  • Казанский собор - почему стоит боком к Невскому проспекту?

    Самый известный храм Петербурга, а сегодня кафедральный, Казанский собор долгое время был местом хранения одной из главных святынь русской церкви – иконы Казанской Божией Матери. По легенде она была обретена в Казани в 16-м веке.

    Под покровительством этой иконы Минин и Пожарский вели ополчение против польских интервентов, а с воцарением на русском престоле династии Романовых в 1613 году икона становится семейной реликвией царского дома. Новый российский праздник - День единения 4 ноября, не что иное, как Осенняя Казанская - день, официально считавшийся праздничным и до революции.

    Петр I распорядился перевезти список иконы Казанской Божией Матери из Москвы (где она хранилась в одноименном храме на Красной площади) в северную столицу. В 1737 году, в царствование Анны Иоанновны, для иконы возведена Церковь Рождества Богородицы, она находилась на месте нынешнего фонтана. Спустя полвека уже Павел I распорядился заменить обветшавшую к этому времени церковь. Александр Сергеевич Строганов, вблизи владений которого строился храм, протежировал своего бывшего крепостного Андрея Воронихина, получившего европейское образование и рано проявившего незаурядный архитектурный талант.

    Поговаривали, что Воронихин был незаконнорожденным сыном Строганова. Впрочем, не надо быть профессионалом-физиономистом, чтобы, взглянув на портреты мецената и архитектора, не заметить поразительное сходство.

    Павел I относительно облика будущего храма, который должен был стать кафедральным собором (то есть главным собором столицы), распорядился, чтобы он напоминал Собор Святого Петра в Ватикане.

    Казанский собор действительно похож на римский прототип огромной колоннадой. Хотя если в «первоисточнике» колоннада замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому. С помощью колоннады Воронихин решил проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском...

    Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуется и пространство христианского храма: на западе вход, на востоке – алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Воронихинская же колоннада сделала северную (боковую) часть лицевой, парадной. К слову, с юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект Воронихина так и не был доведен до конца.

    Храм до сих пор незакончен и с северной стороны: ощущение недостроенности вызывают два пьедестала по бокам колоннады. До 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но этого так и не произошло.

    Питерская легенда гласит, что ангелы появятся только когда северная столица обретет настоящего - мудрого и хозяйственного - градоначальника. Интересно, что все градоначальники знали об этой легенде, но до сих пор никто так из них и не решился очень просто и недорого (за государственный счет!) войти в историю.

    Начатый в 1801 году, Казанский собор был в целом достроен много лет спустя после смерти Павла I, в 1811 году. Храм невольно стал памятником победе в Отечественной войне 1812-го года. Через год после окончания войны в соборе был захоронен фельдмаршал Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау. В 1837 году по проекту скульптора Орловского на площади появились статуи полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли.

     

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/pochemu-glavnyi-hram-peterburga-vyhodit-bokom-na-nevskii-5f6df5e2df292d110958b06b

     

    Подробнее
  • Самое мистическое место Петербурга. Кирха, кинотеатр и рок-клуб в одном - Лютеранская церковь Святой Анны

    Лютеранская церковь Святой Анны, созданная для многочисленных немцев-лютеран, принимавших участие в строительстве Санкт-Петербурга - она сохранилась до наших дней, и за 241 год своего существования побывала и кирхой, и кинотеатром и даже рок-клубом.

    Ее стены хранят память об огромном количестве событий, пролетевших сквозь века. Но я не буду углубляться в исторический экскурс, при желании вы сможете сделать это самостоятельно.

    1). Построенная в 1779 году Анненкирхе принимала в своих стенах таких известных прихожан как художник Карл Брюллов, путешественник Николай Миклухо-Маклай, педагог Петра Лесгафт, доктор Карл Раухфус.. Карл Брюллов, кстати, здесь венчался законным браком. Причем, что интересно, брак его продлился всего 41 день.

    2). После своего основания лютеранская церковь вела огромную социальную и просветительскую работу: здесь обучали детей- сирот, спасали "падших женщин", помогая им освоить новую специальность- швейное дело. Так же частично на средства прихожан церкви была построена больница, названная позднее в честь прихожанина церкви, врача- педиатра Карла Раухфуса.

    3). Удивительно, но кирха Святой Анны фактически "рождалась" четыре раза. Первый - в 1779 году, когда в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Фельтена была построена каменная кирха, двумя равноценными фасадами обращённая на Кирочную и Фурштатскую улицы.

    Второй - в 1930 году, когда кирху перестроили под кинотеатр "Спартак" и она приобрела звание храма киноклассики, будучи филиалом Госфильмофонда. Кинотеатр просуществовал пятьдесят лет и именно здесь можно было посмотреть фильмы, не демонстрировавшиеся более нигде!

    Но время изменилось и страну накрыла волна дискотек, и вот уже в 1994 году кирха празднует свое третье рождение, когда ее переоборудовали под ночной клуб. Да-да, именно так. Кирха приобрела популярность среди молодежи. Здесь проводились концерты известных питерских рок-групп, работал бар и игровые автоматы. Кстати говоря, здесь одно время так же располагался клуб «Гаркундель» музыканта Олега Гаркуши, а в 1998 году в «Спартаке» состоялся рок-концерт, в котором выступили «Король и Шут», «Гражданская Оборона» и группа «Ленинград».

    Четвертый - в 2010 году, когда фасад здания после 8 лет небытия, случившегося после страшного пожара, был наконец отремонтирован и передан верующим. Пожар, чуть не уничтоживший кирху, произошел в 2002 году. История здесь темная, есть предположения о виновнике, но, как говорится, виновность у нас устанавливает суд. Поэтому опустим..

    4). Во время одного из концертов ( когда кирха ещё была рок-клубом) прямо на сцене трагически погиб талантливый гитарист "Аквариума", рок-музыкант Дюша Романов.

    5). Здесь были сняты некоторые сцены ставшего легендарным фильма "Брат"( когда некая девица в ночном клубе предлагает Даниле Багрову угоститься кислотой и отправляется на поиски презервативов), а музыкальный магазин, в который заходил Данила в поиска диска "Наутилуса" в д.8 по Кирочной улице работает до сих пор.

    6). Осенью 2019 года в стенах церкви состоялись съемки сцен фильма "Перевал Дятлова", который выходит на экраны страны буквально уже на днях.

    7). Так же здесь прошли съемки российского фэнтезийного фильма компании "Kinodanz" и режиссера Александра Богуславского- "Эбигейл". Сюжет картины, кстати, очень созвучен современной ситуации: молодая девушка Эбигейл живет в городе, где много лет назад разразилась эпидемия загадочной болезни и власти закрыли границы города. Отец девушки был одним из заболевших и его забрали...

    8). Есть информация, что некоторые время в здании кирхи работал офис всем известной пирамиды "МММ". Нашлась она, правда, всего в одном источнике, поэтому, скорее всего, относится к ней нужно с долей скепсиса.

    9). Несмотря на то, что мы привыкли видеть Анненкирхе с ярким фасадом мятного цвета, похоже, что сто лет назад она была белой. К такому неожиданному выводу пришли сотрудники храма:

    – У нас было несколько фотографий церкви, сделанных до перепроектирования ее в кинотеатр в 30-х годах, – рассказала «Комсомолке» пиар-директор Анненкирхе Анастасия Панина. – Всматриваясь в старые фотографии и работая с нейросетями, мы выяснили, что фасад, скорее всего, был белым, при этом купол – зеленым.

    8. Есть ли здесь призраки!? Конечно же они здесь есть. По ночам тут слышны голоса, шаги, шумы, а иногда камеры и специальные приборы фиксируют скачки энергии... :)

    А если серьезно - это здание с честью и достоинством прошло через столетия. Оно хранит в себе удивительные истории и память о знаковых событиях не только Санкт-Петербурга, но и нашей страны в целом. Приходите, двери Анненкирхе и сердца служителей церкви всегда открыты для вас.

    Анненкирхе, Кирочная ул., 8В, Санкт-Петербург.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5f57d97b692a906cd060c392/samoe-misticheskoe-mesto-peterburga-kirha-kinoteatr-i-rokklub-v-odnom-fakty-o-kotoryh-malo-kto-znaet-5fb2e09ef6872f437ee31fdc

     

    Подробнее
  • Три загадочных места Петербурга где происходили странные события

    Петербург прозвали мистическим, таинственным, загадочным - благодаря богатой истории и темным закуткам, а может и из-за хмурого неба и гнетущей атмосферы, свинцовой Невы и блестящих мокрых поребриков.

    Экскурсоводы любят посвящать туристов в самые популярные легенды и мифы Петербурга, делясь зловещими историями про призрака Михайловского замка и ожившего Медного Всадника. На самом деле, в Петербурге есть множество других мест и совершенно других историй, которые вызывают любопытство и бередят душу...

    Самоубийства на Обводном канале

    Дворы Обводного канала - тихие, спокойные, темные уголки, которые обходят стороной многие жители города. Обводный канал в Санкт-Петербурге начали строить в конце 1760-х годов, и по началу строительство шло быстро. За 10 лет ров выкопали до современного Литейного проспекта, однако затем работы прекратились.

    По историческим заметкам было обнаружено, что рабочие десятками исчезали: то-ли гибли, то-ли уходили в леса по зову карелов. Один из них однажды был пойман и сказал только "Плохая земля, нельзя копать".

    Вернулись к проекту в царствование Александра I. В 1805 году ров расширили и назвали Обводным каналом, однако к 1833 году опять вышла заминка. Рабочие наотрез отказывались копать в месте впадения в Обводный канал речки Волковки, повторяя смутные поверья о «нехорошем месте».

    В 1923 году в этом месте на Боровом мосту, случилось первое самоубийство. В течение года в Обводный канал, несмотря на милицейский патруль, бросилось ещё восемьдесят восемь человек. Спустя год происшествия прекратились, однако через 10 лет ситуация повторилась. Тогда проклятое место начали изучать археологи и историки и в начале 20 века под мостом нашли выложенные по кругу каменные плиты с письменами на смеси древнееврейского и латыни - уникально сохранившееся шведское капище XIV–XV веков.

    По легенде, именно в этом месте совершались шаманские обряды и жертвоприношения, чтобы избавить город от нечисти, но место это сохранило и впитало в себя черную магию и влияет на слабые и одержимые умы до сих пор...

    Проклятое зеркало в особняке Брусницыных

    Особняк Брусницыных не так просто отыскать, гуляя по Петербургу - это старое здание расположилось на Васильевском острове, среди заводов и складов.

    Особняк в свое время был полным великолепия: лепнина, резная мебель из ореха, светлые танцевальные залы, люстры весом в тонну. Здание до сих пор сохранило многие залы в прежнем виде, и туда можно даже прийти на экскурсию.

    Во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. Когда зеркало прибыло, и было почетно повешено в центре зала, с людьми начали происходить странные вещи - все, кто смотрелся в это зеркало, ощущали странный прилив грусти, разочарования и даже злости. С некоторыми из людей, посмотревших в это зеркало, даже случались несчастные случаи - например, по одной легенде, служанка купцов Брусницыных пропала без вести после того, как посмотрела в зеркало.

    По другой легенде, дочь самого Брусницына долгое время лечилась в "санатории", после того как чуть не совершила самоубийство прямо перед этим проклятым зеркалом. В конце концов, с зеркалом было решено расправиться - его спрятали в чулане (видимо, выбрасывать это исчадие ада было страшно). После революции это зеркало перевезли в ДК им. Кирова, однако несколько руководящих лиц, в чьих кабинетах висело зеркало, также пропали без вести.

    Зеркало вернули в особняк, и, по поверью, оно до сих пор спрятано в глубинах залов особняка Брусницына. Очевидцы говорят, что по ночам стараются не проходить мимо здания, так как из него периодически слышны неясные шумы и таинственные шаги...

    Призрак Кунсткамеры

    Петр I был известен своим увлечением диковинными штучками и необычными редкими случаями, происходившими с людьми и животными. Так в 1714 году появилась Кунсткамера - с личной коллекцией редкостей императора.

    Как-то во время поездки в Европу Петр I познакомился с необычайно высоким человеком - рост Николая Буржуа равнялся 226,7 см. Император привез его в Петербург в качестве гайдука, то есть выездного лакея. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

    В 1747 году в Кунсткамере случился пожар, и большая часть коллекций сгорела. Музей был закрыт и открылся с восстановленной экспозицией лишь в 1766 году. Пропал в пожаре и череп Николая Буржуа.

    После этого появились сообщения, что призрак Николая Буржуа бродит ночами по залам музея, пытаясь отыскать свою пропавшую голову. Для скелета подобрали новый череп, но чужая голова ему не понравилась: призрак все равно продолжал бродить по залам. Многие работники Кунсткамеры сталкивались с ним, и о призраке гигантского скелета говорил и директор (1982–1990 годы) Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН Рудольф Итс.

    Кстати, скелет Николая Буржуа до сих пор можно увидеть в Кунсткамере - но большую его часть уже заменили муляжом. Время никого не щадит...

     

    https://zen.yandex.ru/media/redactorispeterburga/tainstvennyi-peterburg-3-mesta-gde-sluchalis-sovershenno-neobiasnimye-istorii-5f92ac9746218d3c84eba8c6

    Подробнее
  • Мрачные места Санкт-Петербурга

    Тёмные места Петербурга Куда не стоит ходить одному, даже если очень хочется.

    Северная столица богата на мистические истории и прочие байки из склепа. Есть здесь места с пугающими тайнами, закутки с необъяснимыми явлениями и заведения с откровенно выдуманными страшилками. KudaGo собрал несколько городских легенд (правдивых или похожих на правду) о местечках с тёмной репутацией.

    Обводный канал

    Крупнейший канал Петербурга считается одновременно и городской достопримечательностью, и местом с самой мрачной легендой. В 1923 году, когда здесь только начали рыть траншеи, рабочие наткнулись на странное сооружение из плит с древними символами. Под одной из них оказались человеческие останки. Прибывшие на место археологи обнаружили тут древнее захоронение и посоветовали остановить работы. Но к словам учёных не прислушались: кости утилизировали, а плиты превратили в поребрики. С тех пор за каналом закрепилась слава места самоубийц. Суеверные люди советуют обходить его стороной. Однако существует иное мнение по поводу Обводного. Говорят, что истории про следы языческого кладбища больше похожи на ТВ-сенсацию, а никаких реальных раскопок на канале не было и быть не могло, поскольку эта территория вошла в состав города крайне поздно.

    Квартира Распутина

    Странное дело: убили Распутина во дворце Юсуповых, но дух его пожелал вернуться домой, на нынешнюю Гороховую, 64. Именно тут располагается его квартира, которая давно стала коммунальной. Портрет фаворита императрицы до сих пор висит здесь, а местные обитатели утверждают, что призрак старика бродит по коридорам, шаркает ногами и что-то бормочет. На адрес квартиры иногда приходят письма, в которых люди со всей России обращаются к старцу за помощью, рассчитывая, что он слышит их с того света. Недавно петербургский энтузиаст и поклонник личности Распутина на свои деньги открыл в этой квартире музей его имени. Так что прийти сюда и лично подкараулить призрак старца теперь можете и вы. ул. Гороховая, д. 64

    Завод «Красный треугольник»

    Продержавшись чуть больше ста лет, в 90-х годах прошлого столетия фабрика, где производили резиновую продукцию, разорилась. Какими-то мистическими байками местность бывшего завода не обросла, но само по себе место выглядит жутковато. Некоторые помещения оборудовали под магазины, кафе и офисы, но большая часть зданий находится в запустении и завалена мусором. наб. Обводного канала, д. 134 ₽

    Больница для душевнобольных

    Подобные места давно облюбовали режиссёры фильмов ужасов. Петербургская клиника тоже вполне могла бы стать съёмочной площадкой для отечественного хоррора, но до неё режиссёры ещё не добрались. В середине XIX века это вообще была усадьба (вначале Нарышкина, потом — Мятлевых), а после здесь разместилась колония для душевнобольных, которую в годы ВОВ сожгли фашисты. Чем не готовый сценарий...  ул. Чекистов, д. 13

    Убежище Петродворцового часового завода

    Как выяснилось, в Петергофе можно не только любоваться фонтанами и достопримечательностями, но и почувствовать на себе дух постапокалипсиса. Если хватит смелости, отправляйтесь на Санкт-Петербургский проспект, где найдёте небольшой холм напротив завода «Ракета». А на холме — кирпичное здание. Это и есть заброшенное и неохраняемое убежище, внутри которого найдётся много полезной литературы на случай ядерной войны, противогазы и прочие средства защиты. Правда, чтобы добраться до всего этого, придётся как следует подготовиться: объект затоплен.  Санкт-Петербургский просп., д. 60

    Никольское кладбище

    Призрак чёрного кота стал и местной достопримечательностью, и местным кошмаром. По древней легенде, это не кто иной, как чернокнижник Прокопий, который заключил сделку с дьяволом взамен на рецепт зелья бессмертия. Получив его, он взял основной ингредиент (грешницу), водрузил на распятие, хирургически точно удалил глаза, язык и начал было сливать кровь в кубок, но что-то пошло не так, и бедолага не успел завершить ритуал вовремя — так и упал замертво с первыми лучами солнца. Когда чёрного знахаря нашли, рот его кишел червями, а одна нога стала кошачьей лапой. Так и скитается Прокопий по Никольскому со своим кошачьим бессмертием и проклятием. наб. реки Монастырки, 1

    Марсово поле

    Во времена правления Екатерины считалось, что на Марсово поле по ночам выползают русалки и утопленники. В воспоминаниях петербуржцев того времени нередко фигурировали истории о бесследно пропавших городовых: после ночной смены на Марсовом от хранителей порядка оставались только грязные обрывки форменной одежды. Возможно, основой для этих легенд стал карело-финский эпос, согласно которому водная нечисть часто гуляет на берегах рек и приносит смерть встречным прохожим. А в 20-ые годы прошлого столетия на Марсовом промышляла банда прыгунов. Они облачались в белые балахоны, надевали пружины, и, подпрыгивая, изображали из себя призраков.  Марсово поле

    Парк Победы

    В период блокады на территории парка находился крематорий, а сейчас у некоторых людей здесь возникает чувство слабости, напряжение и головная боль. Возможно, это как-то связано? Скептики же утверждают: с парком Победы ситуация легко поддается логическому объяснению. Во время Великой Отечественной войны тут действительно сожгли большое количество людей. Как и на Марсовом поле, где тоже есть захоронения, легенда работает по распространённой схеме «есть кладбище — значит, есть и призраки».  ул. Кузнецовская, д. 25, лит. Б

    Башня Грифонов

    Двор закрыт! Во дворе знаменитой аптеки Вильгельма Пеля есть круглая кирпичная башня высотой 11 метров. Легенда гласит, что в цифрах на этой башне зашифрован код вселенной — тайна бессмертия, которая откроется лишь тому, кто придёт сюда в полночь определённого дня. Мало найти ключ, нужно еще сразиться с грифонами — существами, которые охраняют секрет всей жизни аптекаря Пеля. Якобы днём аптекарь готовил и продавал лекарства, а вечерами занимался черной магией и превращал ртуть в золото. Многие верят легенде и приходят к башне, чтобы загадать желание. Попасть во двор сегодня можно лишь в рамках экскурсии по аптеке или договорившись с кем-то из местных. Уставшие от назойливого внимания жители даже скололи магические цифры с кирпичей башни.  7-я линия В. О., д. 16

    Ротонда на Гороховой

    Любители оккультных мифов считают, что Ротонда — не что иное, как выход в четвёртое измерение. Также поговаривают, что в тёмное время суток здесь можно встретить дьявола, для которого место является порталом, через который он приходит на Землю. По легенде, веком ранее дом принадлежал графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. Например, в подвале мог совершаться обряд посвящения. Тех, кто заглянет сюда ночью, якобы ждет моментальная старость, сумасшествие или смерть. Кроме того, в Ротонде необыкновенная акустика. Возможно, именно поэтому в советское время она была местом сбора андеграундной молодежи, в основном музыкантов, среди которых и очень известные имена — Виктор Цой, Константин Кинчев и другие.  ул. Гороховая, д. 57а и наб. реки Фонтанки, д. 81

    Двор духов

    Одно из самых загадочных мест Петербурга, которое даже найти может далеко не каждый. По преданию, этот дворик на 4-й линии Васильевского острова настолько своенравен, что увидеть и обнаружить его — уже задача не из легких. А его точный адрес вообще постоянно меняется в зависимости от источника. Здесь же, кстати, в начале XX века проживал художник Николай Рерих, один из крупнейших мистиков прошлого столетия. Советуем поискать Дворик Духов под аркой пятого дома на 4-й линии. По легенде, любой, кто загадает здесь желание, а после посмотрит наверх, в небо, удостоится исполнения даже самой невероятной мечты.  4-я линия В. О., д. 5

    Малоохтинское кладбище

    Малоохтинское кладбище считается местом с особо мощной энергетикой. Оно и неудивительно, учитывая репутацию пристанища колдунов и любителей оккультных ритуалов. Здесь хоронили старообрядцев, алхимиков и самоубийц — то есть тех, кого православная церковь запрещала хоронить вовсе. Говорят, что по ночам от здешних могил исходит свечение, а неупокоенные души бродят от одной ограды к другой в поисках случайных прохожих. Подозреваем, что встреча с ними не сулит ничего хорошего.  Новочеркасский просп., д. 8, корп. 3

    Сфинксы перед Академией Художеств

    Древнеегипетских сфинксов привезли из Фив. Ходят легенды, что на монументах начертаны заклинания фараона Аменхотепа, основавшего жуткий колдовской культ. Для его обрядов нужны были забальзамированные тела мертвецов. Сфинксы обосновались в Северной столице в 1833 году. Считается, что зловещим статуям нельзя смотреть в глаза, чтобы не навлечь на себя проклятие. Хотя многие, напротив, уверены, что сфинксы исполняют самые сокровенные желания. А ещё говорят, что утопленников со всех участков Невы выше по течению тянет именно к этим сфинксам, будто под влиянием какой-то мистической силы. Университетская наб., д. 17

    Особняк Брусницыных

    Здание, ставшее домом кожевенного заводчика Николая Брусницына, появилось на Васильевском острове в конце XVIII века. С этим домом у петербуржцев связана одна из любимых магических историй — о зеркале, стоявшем когда-то в доме графа Дракулы. Предания гласят, что в Россию зеркало прибыло из Италии в начале XX века. Якобы до этого оно висело в одном из венецианских палаццо, где хранился прах знаменитого кровопийцы. Все, кто, бывая в особняке Брусницыных, смотрелись в зеркало, впоследствии чувствовали себя плохо, испытывали неприятности или вовсе исчезали — кому как повезёт. Зеркало спрятали в кладовую, а затем передали в ДК имени Кирова, а позже всё-таки вернули в особняк. Через некоторое время оно исчезло. По слухам, исчез и рабочий, который перед пропажей зеркала увидел в нём свое отражение.  Кожевенная линия В. О., д. 27

    Чёртова пустошь в Екатерингофе

    Тут когда-то находился пустырь, о котором ходила дурная слава. Говорили, что там мелькают блуждающие огоньки и раздаются пугающие звуки. Но некоторых эта информация не отталкивала, а наоборот — привлекала. В их числе был фабрикант Шаканиди, который увлекался спиритизмом и мистическими явлениями. Именно здесь, на Лифляндской, 12, в начале ХХ века он решил построить свой особняк с парком. Некоторые считали его колдуном. В 1918 году дом хотели обыскать чекисты. Хозяин пытался им помешать, но был застрелен. Его труп засунули в мешок и утопили в одном из прудов на территории парка. Однако избавиться от фабриканта окончательно не удалось. Его призрак неизменно приводил в ужас новых жителей особняка. Говорят, что встретить привидение в пустоши можно до сих пор.  ул. Лифляндская, д. 12

     

    https://kudago.com/spb/list/tyomnye-mesta-peterburga

     

    Подробнее
  • Васильевский остров - пять интересных фактов

    Мифов, связанных с названием Васильевского острова, очень много. Например, согласно одному из них, его назвали в честь влюбленной пары Василия и Василисы, которые жили здесь несколько веков назад.

    Другой вариант – Васильевский – это русифицированное, созвучное финское название острова – «Хильвасаари», то есть «Лосиный».

    Но самая распространенная версия: Васильевский назван в честь Василия Корчмина. Это конкретный исторический персонаж – артиллерист, который командовал батареей. Петр Первый часто писал ему письма и приказывал гонцу: «Василию на остров!». Так и зародилось название. Василию Корчмину даже есть памятник на 7-ой линии Васильевского острова.

    Но историки уверяют, Васильевским остров назывался задолго до Петра и его артиллериста.

    «Еще в 1500-х годах в писцовой книге Новгорода этот остров фигурировал примерно как «Васильевский». Но и еще раньше в письме Нарвского магистрата властям Ревеля, это 1420-е годы, остров называли «Васильиенс хольм», – рассказывает историк Марина Зубкова.

    Что такое «стрелка»?

    Для большинства туристов Васильевский начинается со «стрелки». Почему собственно «стрелка»? Ответить на этот вопрос можно, взглянув на остров с высоты. Вытянутая часть – мыс – разбивает реку Неву на Большую и Малую. «Стрелка» – это географический термин именно для таких случаев. Спорить с географами – бессмысленно. Действительно, ведь похоже на стрелу.

    Изначально стрелка Васильевского острова задумывалась как речной порт. Поэтому здесь выстроили пристани, здания таможни, биржи… Но окончательно архитектурный ансамбль сложился только к XIX веку. По легенде, французский архитектор Тома де Томон долго не мог закончить проект. Но однажды жена, накрывая утром на стол, поставила овальный поднос с булочками прямо на чертеж, а рядом – симметрично – две чашки кофе. Так и появились на карте Петербурга Биржевая площадь и Ростральные колонны

    Последние – это, пожалуй, единственные в мире маяки, которые как маяк не работали ни дня. Они служили, скорее, фонарями. И для красоты, конечно.

    Ростральными колонны называют из-за украшений. По древнеримской традиции колонны украшали носовыми частями – то есть рострами – поверженных вражеских кораблей. У подножия каждой по две скульптуры. Есть гипотеза, что это 4 символа великих русских рек: Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это, конечно, очередная легенда. Сам Тома де Томон видел в них только божества моря и коммерции.

    Со стрелки Васильевского острова открывается классический вид на исторический центр Петербурга: Петропавловскую крепость, Троицкий мост, Зимний Дворец… Отличное место для фотографии. В этом убеждены и дизайнеры Банка России, ведь на 50-ти рублях изображена именно Стрелка Васильевского острова и скульптура у Ростральной колонны.

    Почему линии, а не улицы?

    Исторически Васильевский остров задумывался как центр Петербурга, и строили его по европейским образцам. Новая столица России, по задумке Петра Первого, должна была быть похожа на Амстердам и Венецию, поэтому план города чертили не русские зодчие, а иностранные архитекторы.

    «Был план разрыть каналы согласно линиям. Их разрыли, но на наших почвах эта идея не прижилась, эти каналы мелели, потом туда просто сбрасывали мусор …» – рассказывает Марина Зубкова.

    Также есть версия, что дело было еще в нецелевом использовании выделенных государственных средств. Будто губернатор города граф Алексей Данилович Меньшиков присвоил часть денег себе.

    Как бы там ни было, каналы засыпали, от них остались лишь напоминания – улицы в исторической части острова называются линиями. Причем одна улица это две линии. Например, 2-ая линия В.О. – это правая сторона улицы (относительно Большой Невы), а 3-я линия В.О – левая.

    Все линии пересекают три проспекта, еще одна градостроительная особенность исторической части Васильевского острова. И называются они просто, даже неказисто – Большой, Средний и Малый.

    Земля в центре новой столицы стоила дорого, поэтому дома строили вплотную друг к другу, так появились знаменитые дворы-колодцы с узкими проходами. Раньше по ним можно было проехать на велосипеде от Стрелки до порта. Сейчас большинство закрыты, осталось всего несколько. Здесь же находится и самая узкая улица города. Ширина улицы Репина 5 метров 50 сантиметров. Причем изначально на картах города ее не было. Протоптали купцы, которые сокращали путь от рынка к Среднему проспекту

    Скульптуры старше города

    Если ехать по Васильевскому вдоль Большой Невы, можно увидеть самые старые скульптуры в Петербурге. Им около трех с половиной тысяч лет. Да-да, городу всего триста с хвостиком, а они в 10 раз старше. И родом они из Египта. Скульптуры нашли в 1820 году в городе Фивы. Оттуда перевезли в Александрию на продажу. Где их и увидел путешественник Андрей Муравьев. Хотел было приобрести, но опоздал – уже продали французам. Однако русскому поэту и драматургу повезло – во Франции произошла революция, было как-то не до сфинксов, и тут Муравьев с разрешения императора, конечно, быстро перекупил каменные изваяния.

    Сфинксы явно не хотели покидать теплое побережье Нила и переезжать к северной холодной Неве. Когда скульптуры поднимали на борт, они упали в воду, но их все же «усадили» и отправили в путь. Говорят, всю дорогу от Средиземного моря до Балтийского судно, везущее скульптуры, преследовали жуткие шторма. Их сначала поставили в саду Академии Наук, а потом, в 1834 году, перенесли на набережную. Позже компанию им составили другие мифологические существа – грифоны. Вместе они исполняют мечту. Для этого нужно одной рукой схватиться за зуб грифона, второй гладить по голове и на ушко прошептать желание, смотря в глаза сфинксу, и тогда оно обязательно сбудется.

    Кстати, археологи предполагают, что лица сфинксов полностью совпадают с образом фараона Аменхотепа III. Как поняли? Прочли высеченную на основании надпись – это его имя. Человек с зеркалом, сова, восход солнца, бык и сокол….

    Первый в России музей

    На Васильевском острове можно совершить кругосветное путешествие. Для этого не нужно особо никуда ехать, достаточно купить билет в Кунсткамеру. Основанной самим императором в 1714 году. Поначалу музей популярностью не пользовался, тогда Петр Первый придумал хитрость: при входе всем дворянам наливали венгерское вино, а людям из сословий попроще – кофе или даже водку. И это сработало.

    Собирать коллекцию самодержец начал лично – денег не жалел, того же требовал и от подданных. Например, в одном из указов повелел передавать в Комнату искусств – так переводится название «Кунсткамера» – всё самое старое и странное, что нашлось. Сейчас в музее более одного миллиона экспонатов. В том числе уникальных. Например, костюмы североамериканских индейцев или доспехи японских самураев, тайные послания и книги древних тюрков… Но, пожалуй, наиболее известная часть коллекции – анатомический раздел. Ее основу Петр Первый купил 1717 году у голландского анатома Фредерика Рюйша.

    Новые экспонаты здесь появляются и сейчас.

    «Тысячи вопросов, хватит на 1000 и 1000 таких людей, как я. И я думаю, что этот источник никогда не иссякнет, а если он иссяк, то это значит, что это ты поглупел и перестал видеть эти вопросы. Вот, поэтому этнография безбрежна», – говорит младший научный сотрудник отдела этнографии Кавказа Кунсткамеры Екатерина Капустина.

    Даже самая беглая обзорная экскурсия займет полтора часа, а если у каждого экспоната останавливаться по минуте, с перерывом на сон и еду, посмотреть коллекцию Кунсткамеры можно всего за каких-то 5 лет.

     

    https://mir24.tv/articles/16422366/samyi-znamenityi-ostrov-peterburga-pyat-faktov-o-vasilevskom-ostrove-o-kotoryh-vy-ne-znali

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные