Места

  • Аничков дворец - история

    Уважаемый читатель. Давайте сегодня перенесёмся с вами в середину XVIII века, а если быть точным, в день 25 ноября (6 декабря) 1741 года. В этот день случился самый бескровный переворот в истории государства Российского. На престол взошла 31-летняя дочь Петра I – Елизавета Петровна. Она со своей «командой» в составе: лейб-медика И. Г. Лестока, своего фаворита Алексея Григорьевича Разумовского и братьев Александра и Петра Шуваловых вкупе с Михаилом Воронцовым, свергли с престола малолетнего императора Иоанна Антоновича и его родителей.

    Переворот этот не был ни для кого неожиданностью. Слухи о нём расходились по столице давно. Центром движения в пользу дочери Петра I стали казармы гвардейского Преображенского полка. Немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Солдаты не называли её иначе, как «матушка». Она в свою очередь называла их «дети мои».

    Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако 24 апреля 1727 года в присутствии «светлейшего» (имеется ввиду Меншиков) Девиер был взят под караул. По указу 27 мая 1727 года обвинён в намерении устранить от наследования престола Петра II и в попытках воспрепятствовать выполнению духовного завещания императрицы Екатерины I, лишён дворянства и титула, чинов, имений, бит кнутом и сослан в Сибирь, а участок конфискован в пользу казны.

    Взойдя на престол, Елизавета распорядилась на «ничейном» месте поставить дворец! Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского. Попутно, своим Высочайшим указом от 14 февраля 1743 года Девиеру были возвращены орден и графский титул, а также поместье в Валуйском уезде Белгородской губернии с 1600 душами крестьян.

    На момент строительства дворца место, где он строился, было окраиной города. Границей считалась река Фонтанка. Предполагалось, что путешественников и гостей города движущихся с востока, должен встречать большой светлый дворец как символ богатства и благополучия столицы империи.

    Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на Невском проспекте, главный фасад был обращён не в его сторону — а к реке. Многие гости прибывали во дворец по воде, потому главный фасад здания обращен на Фонтанку.

    Несколько слов про мост, раз уж мы заговорили про эти места. Своё название он получил в честь инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, построившего переправу. Рабочий батальон размещался в финской деревне на берегу Фонтанки, и с тех пор это место прозвали Аничковой слободой. К этой слободе и примыкал мост.

    Созданием проекта и строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли в 1756 году. Таким образом, на тот момент, это был первый дворец на Невском проспекте!

    Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.

    В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик.

    Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив, что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

    В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя.

    В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

    В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре - великой княгине Екатерине Павловне - по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

    В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе и как это принято у царей, здание снова принялись перестраивать. 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

    В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского.

    Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

    В советское время, начиная с 1934 года, по инициативе Сергея Мироновича Кирова, комплекс Аничкового дворца передали детям и здесь был открыт Дворец пионеров. С тех пор здания дворцового комплекса принадлежали только детям.

    1990 году Дворец пионеров преобразовали в Дворец творчества юных.

    Сегодня его двери открыты юным петербуржцам, во Дворце работает более 200 кружков — здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

    Вот такая красивая история у первого дворца на Невском проспекте!

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-udivitelnaia-istoriia-anichkovogo-dvorca-61a4697882ba5a3eb90b3188?&

     

    Подробнее
  • Невский проспект - тайны и легенды

    Многие считают, что тайны и легенды могут быть связаны лишь с древними заброшенными замками. Или с чащами глухих лесов. Но что если привидения могут встречаться прохожим прямо в центре большого города?

    Конечно, это верно не для всякого мегаполиса, но Санкт-Петербург — город исключительный. Здесь тайны и мистика — прямо на Невском проспекте. Хотите узнать подробнее? С удовольствием расскажем!

    Вкривь и вкось

    Существует легенда о строительстве проспекта. Согласно преданию, он должен был стать прямым, как стрела. Но что-то пошло не так.

    По легенде, проспект (или, точнее, дорогу) начали строить сразу с двух концов. С одной стороны трудились шведские военнопленные, с другой — монахи Александро-Невской обители. И все шло хорошо... Пока не выяснилось, что дорога получается кривая.

    Кто ошибся при строительстве? Шведы или монахи? Вероятно, и те, и другие. Но разгневанный царь решил, что все дело в монахах. Это был Петр I, а он духовенство не особенно жаловал.

    Монахов привели на то место, где при строительстве дороги образовался изгиб. Там горе-строителей высекли. Позже на этом месте был возведен храм.

    Говорят, изгиб, разделивший улицу надвое, стал причиной удвоения событий, происходящих на проспекте. Скажем, в одной части улицы загорелся дом — значит, скоро пожар начнется и в другой ее части.

    Площадь, где высекли монахов, тоже стала «чудесной». Только вот чудеса тут происходят со знаком «минус». Какую скульптуру тут ни установят — она преображается во что-то не очень приятное для глаза. По крайней мере, так утверждает народная молва.

    Так было, например, с памятником царю. Он стоял тут в начале XX века и получил в народе множество нелестных прозвищ.

    Старушка-самоубийца

    Говорят, мужчинам лучше не ходить ночью мимо дома №68. Есть риск, что они могут оказаться в объятиях призрака старушки-самоубийцы. Старушка ничего плохого не сделает — но все же, согласитесь, приятного мало...

    Говорят, в этом доме она жила в старину вместе со своей дочерью. Девочка выросла и вышла замуж. А старушка... влюбилась в мужа собственной дочери. Разумеется, ее чувство не было взаимным. Терзания страсти довели пожилую женщину до того, что она покончила с собой. И теперь ее призрак ищет своего возлюбленного, заглядывает в лица прохожим...

    Есть и другая версия этой истории. Согласно ей, пожилая дама была графиней, причем богатой. При ней жила молодая воспитанница. В один прекрасный (или ужасный?) день обе они познакомились с неким чиновником. Стрела Амура (как говорили в те времена) поразила сразу обеих. Но любовь одной из них (угадайте чья) осталась без взаимности...

    Воспитанница и чиновник поженились. Промучившись некоторое время, графиня однажды пришла к дверям квартиры молодой пары. Она постучала, дверь открылась... Бедная влюбленная на глазах молодоженов бросилась к открытому окну. Секунда — и все было кончено. Тело старой дамы, разбившейся насмерть, лежало под окнами дома.

    Странная нумерация

    Увидев карту Санкт-Петербурга минувших веков, можно удивиться нумерации домов. Это касается и Невского проспекта. Скажем, дом №3 раньше был №78, причем без указания улицы. В чем тут секрет?

    Разгадка тайны проста: раньше номера присваивались домам без всякой связи с улицами. Нумерация зависела только от района, где находилось здание. Таким образом, на одной и той же улице можно было увидеть дома с совершенно одинаковыми номерами.

    Конечно, это сбивало с толку. Причем путались порой не только приезжие, но и местные жители. Было ясно, что нужно что-то менять. Решили сделать так: просто пронумеровать все дома без деления на районы. В итоге в городе появились такие номера зданий, как 587 или 725... В общем, ситуация оставалась очень сложной.

    В XIX столетии была, наконец, введена современная нумерация домов. И все вздохнули с облегчением.

    Мешок апельсинов

    Говорят, история большого и знаменитого магазина, находящегося на проспекте, началась с мешка апельсинов.

    Этот мешок привез в город бывший крепостной, недавно получивший волю. Прежде он был садовникам у одного графа. На Рождество он сделал барину сюрприз: поднес графу и его гостям земляники. Все пришли в такой восторг, что садовник немедленно получил вольную грамоту. Кроме того, бывший барин дал ему еще и денег. На них-то и был куплен мешок апельсинов.

    Бывший садовник начал торговать цитрусовыми на проспекте. Дела пошли в гору. А его потомки настолько разбогатели, что открыли на этом же проспекте магазин. Тот самый, который сегодня в народе называют «Елисеевским».

    Мистическая дама

    Рассказывают, что по ночам по Аничкову дворцу бродит женщина в белом одеянии. Когда-то она была девицей благородного происхождения и училась в Смольном. Но роковая страсть изменила ее судьбу: красавицу соблазнил один из родственников царя. Вероятно, затем он покинул ее и она покончила с собой. А может, умерла по каким-то другим причинам.

    Так или иначе, она стала призраком. Говорят, с этим привидением в белом неоднократно общались члены императорского дома. Она предсказывала им будущее. Ее пророчества всегда сбывались.

    Кстати, есть в городе и другое привидение, похожее на даму в белом, но при этом — ее противоположность. Это дама в кружевной черной пелерине. Будущее она никому не предсказывает, только стонет и плачет. Чего она хочет от прохожих? Решительно ничего. Говорят, это просто болотная нечисть. Переживает, что на ее болоте теперь стоит город.

    Невский проспект — место само по себе легендарное. Не удивительно, что с ним связано столько тайн и преданий. Множество туристов стремятся окунуться в его удивительную атмосферу. Побывать на этом проспекте — значит прикоснуться к таинственной душе города...

     

    https://www.votpusk.ru/story/article.asp?ID=19732&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • Магазин колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы»

    Гуляя по центру Невского проспекта, это здание невозможно не заметить. Оно обязательно привлечёт к себе ваше внимание своей помпезностью и необычностью. Доминантой здания служит огромная витрина-витраж высотой в три этажа по 4 метра каждый с ростовыми скульптурами на фасаде.

    Дом уникален как по своей задумке, так и в своём воплощении. Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Гавриила Барановского в стиле раннего «махрового, нарочитого» модерна. И эта нарочитость только дополняет его великолепие и уникальность.

    Здание поделено на 4 рабочие зоны. Снизу вверх. Винные и продуктовые подвалы, три торговых зала, банк и помещение театра с фойе-рестораном, конторские места.

    Елисеевский гастроном на Невском…, эх …, мечта любого покупателя. Его убранство было продумано до мелочей. Оно было призвано подчеркнуть процветание товарищества и привлечь заинтересованных покупателей. Внутренне оформление торговых залов подчинено законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. Здесь — великолепие дворцов российских императоров с их позолотой, антикварной мебелью и потолочными светильниками. Витрины, прилавок и торговые полки всегда переполнены разнообразным товаром. Пустых мест нет. Каждый сантиметр торговой площади чем-то занят, чем-то пахнет, чем-то привлекательно блестит.))

    В добавок четыре электрические люстры украшенные россыпью цветов из молочного стекла заполняют зал мягким, рассеянным жёлтым светом. Не смотря на огромное количество светильников, в зале всегда царил легкий полумрак — дань ар нуво — во всём должна быть волнующая атмосфера загадочности, намёк на тайну. Витражный рисунок под потолком торгового зала, повторял рисунок древа жизни, решённый в разных цветовых гаммах – синих, жёлтых, красных, зелёных, фиолетовых, золотых. Всё это вызывало атмосферу лёгкого головокружения, иной реальности, на что, безусловно, и рассчитывали Елисеевы.

    Снаружи витраж, занимающий чуть ли не все этажи здания на Невской стороне, создает впечатление огромной витрины, подчеркивает широкий и тщательно подобранный ассортимент товаров. На фасаде в виде ростовых скульптур установлены главные ценности общества начала XX века – «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» работы А. Г. Адамсона. В подвалах располагались складские холодильные помещения и один из лучших винных погребов в Европе.

    В залах второго этажа Елисеевского был обустроен театр и фойе-ресторан. Зрительный зал включал в себя партер на 480 мест и три ложи. На занавесе, видимом между драпировками, был изображен памятник Екатерине II на фоне Александринского театра, что являлось зеркальным отражением реальности, скрытой за витражом. Театральный зал скорее напоминал варьете со своими круглыми столиками и был предназначен больше для празднеств, чем для наслаждения театральными премьерами. И тем не менее с 1904 года он сдавался в аренду разным театральным коллективам, (всё должно приносить прибыль!) а в 1929 году помещение было на постоянной основе предоставлено недавно созданному Театру сатиры, который сейчас носит название Театр комедии им. Н. П. Акимова.

    В театре ставились пьесы игривого содержания, салонные комедии и водевили. Кавалеры, приглашая дам на спектакль, обязательно угощали их в Елисеевском свежими фруктами, шоколадом и вином. Так была воплощена концепция, задуманная купцами Елисеевыми, — объединение магазина, ресторана, театра и зала для торжественных приемов под одной крышей в самом центре Петербурга.

    В советское время магазин назывался “Гастроном №1”. В нём всегда можно было купить деликатесы даже во время продовольственного дефицита. Был период, когда в магазин пускали только чиновников высшего звена и партийную номенклатуру. У Булгакова в книжке «Мастер и Маргарита», очень точно высмеян этот момент, когда в Елисеевский, правда московский, ввалились Бегемот и Коровьев. Одна из самых весёлых сцен в книжке.

    Во времена Великой Отечественной войны, в витринах Елисеевского на Невском, появились «Окна ТАСС» – агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Даже блокадной зимой 1942-1943 на втором этаже шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского Блокадного театра.

    После длительной реставрации 8 марта 2012 года магазин купцов Елисеевых, общей площадью 430 квадратных метров, вновь распахнул свои двери для покупателей. Как убеждают нас новые хозяева магазина, интерьер был детально восстановлен по эскизам, утвержденным купцами Елисеевыми, и фотографиям 1903 года.

    С января 2013 года главную витрину магазина, выходящую на Невский проспект, украшают куклы из знаменитого спектакля «Щелкунчик», выполненные по эскизам М. Шемякина.

    Рассказывая о легендарном магазине, нельзя не вспомнить и о некоторых легендах, связанных с ним. )) Одна гласит о существовании в советское время неких «Элитных списков», по которым в этот магазин и пускали. Быть занесённым в этот список – всё равно как «дёрнуть Бога за бороду». Ты состоялся! Кто вносил фамилии в список загадка, как и загадка, где сам список.

    А вторая легенда жива по сию пору! Дескать в те самые революционные дни, братья Елисеевы, собрав всё золото, которое у них было (от личных безделушек до кухонной утвари) переплавили и отлили основу для люстры! Некий толстенный обруч, который окрасили «бронзянкой» и оставили висеть под потолком на самом видном месте до лучших времён. И говорят, что затея то выгорела! Люстра провисела толи до 60-х, толи до 70-х годов прошло века и золото обнаружилось при реставрации. Говорят, что видели эту люстру даже в 90-е, но найти её не могут. Не могут до сих пор!

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-magazin-kolonialnyh-tovarov-torgovogo-tovariscestva-bratia-eliseevy-interesnaia-istoriia-61038373292f72531fd4dbf6

     

    Подробнее
  • Сохранившийся домик Петра I в Санкт-Петербурге

    Домик Петра I в Санкт-Петербурге — это первое жилище царя и первое гражданское здание в городе на Неве. Здание расположено на Петроградской стороне, недалеко от Троицкой площади. В те времена домик Петра I называли «Первоначальным дворцом» и Красными «хоромцами».

    Краткая история

    Домик Петра был построен солдатами-плотниками всего за три дня с 24 по 26 мая 1703 года, а 27 мая здесь прошло празднование присоединения новых земель и основания города. В этом жилище император жил до постройки Зимнего и Летнего дворца, с 1703 по 1708 годы.

    Место для строительства было выбрано так, что из окон здания были видны Петропавловские бастионы, окружающая местность и гладь Невы.

    Дом был срублен из тёсаных сосновых бревен, сени делили избу на две части.

    Для здания характерны черты, присущие голландской и шведской архитектуре. Планировка дома выполнена по типу шведского срубного жилища, представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой. Такой тип шведской рубки не применялся раньше на Руси. Печи и дымоходов не было, поскольку император здесь жил только в летнее время.

    Тесаные бревна были расписаны под красный кирпич. Высота дома до конька была почти 6 метров, а крышу, покрыли древесными дощечками, имитирующими черепицу.

    На бревнах видны следы краски от нарисованных кирпичей, по сколько Петр хотел чтобы новая столица строилась из камня.

    В здании было 17 окон, разделенных на несколько сегментов, что было также традиционным для Швеции и Голландии.

    Дом состоял из сеней, кабинета, спальни и столовой.

    Стены комнат были обтянуты парусным холстом, двери украшали металлические накладки в виде орнамента.

    Поскольку царь был командиром почетной роты бомбардиров Преображенского полка, на крыше установили деревянную резную мортиру (артиллерийское оружие), а по краям конька — две «пылающие бомбы».

    Первая галерея вокруг здания была возведена по указанию Петра I в 1723 году, но она не спасала его от больших наводнений. По этой причине в 1784 году, по указу Екатерины II, вокруг жилища был сооружен прочный футляр с фундаментом и кровельной крышей, который в середине XIX века был перестроен на каменный.

    В 1930 в домике Петра Первого был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранятся материалы, рассказывающие об истории Петровской эпохи, в том числе о Северной войне.

    Во время Великой Отечественной войны здание было тщательно укрыто досками и фанерой, покрашенными в серый цвет. В 1944 году Домик Петра I стал одним из первых музеев, открывшихся после снятия блокады.

    В послевоенное время проведена реставрация постройки, в ходе которой расчищены кирпичные стены и застеклены окна и двери, проведен ремонт решетки и внутренних комнат здания.

    За прошедшие с момента постройки три столетия набережная несколько раз расширялась и в настоящее время историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.

    Спуск к реке украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза, как бы охраняющие вход на набережную и Домик Петра I. Скульптуры животных привезли из Маньчжурии в 1907 году — львица поддерживает лапой львенка, а лев держит шар, символизирующий буддийское знание и несущий свет в тьму.

     

    https://zen.yandex.ru/media/spb_wow/sohranivshiisia-domik-petra-i-v-sanktpeterburge-pochemu-skryt-ot-liudei-616d461ff8420e02f77d0a74

     

    Подробнее
  • Дом Прохорова - 150 лет истории

    На этот раз мы с вами отправимся в старообрядческую деревню Лампово в Гатчинском районе 47-го региона, где сохранились настоящие терема, некоторым из которых более 150 лет. Об одном из таких домов, построенных в лучших традициях Русского Севера, я и хочу рассказать

    Чем же интересно это здание? Прежде всего, конечно, своим почтенным возрастом: для дерева срок в полтора века вполне приличный. Кроме того, этот дом можно смело назвать богатырем. Именно так представляешь себе терем из русских сказок: мощный деревянный сруб, в котором непременно разместятся все звери, в том числе и косолапый медведь.

    Дом, поражающий своими габаритами, был построен старообрядцем, переселившимся в эти края из северной губернии Российской империи Герасимом Прохоровым. Владелец терема, как и многие жители деревни Лампово, работал извозчиком в Петербурге, что в те времена давало весьма неплохой доход. Так что дом крестьянина считался зажиточным.

    А сегодня здесь по-прежнему проживают потомки основателя этого дома, которые стараются сохранить то, что досталось им от предков. Старинное здание по-прежнему украшает деревянный декор, даже кованные детали дверных проёмов и проёмов лавок все еще на своих местах. Украшения, конечно, не бросаются в глаза, да и с дороги декор наружных фасадов разглядеть трудно, но уж размеры то дома видны издалека: вдоль стены бревенчатого сруба в ряд тянуться девять окон со ставнями. А согласно некоторым источникам, до Октябрьской революции, первый этаж здания занимала торговая лавка, но что именно в ней продавали, история умалчивает. По крайней мере, мне не удалось найти соответствующие сведения.

    Зато интересен другой факт из биографии этого терема. В 1978 году, как говорят, здесь снимали один из эпизодов советской комедии "Уходя - Уходи" - по мотивам повести Леонида Треера «Из жизни Дмитрия Сулина» (по другой версии, дом, который принимал участие в съемках, тоже находился в Лампово, но до наших дней не дожил ). В картине играли такие выдающиеся актеры отечественного кинематографа как Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Наталья Гундарева и другие.

    Мне всегда было интересно, что думают люди, когда их дом признают объектом культурного наследия. Дом Прохоровых получил этот статус в 2019 году. Областной комитет по культуре направил собственнику уведомление, в котором сообщалось, что теперь он не просто житель деревни в Гатчинском районе, но и владелец целого памятника истории и архитектуры, а следовательно, без согласования с властями он теперь и шагу не может ступить на собственной территории. С охранным обязательством относительно самого здания в целом все понятно, но в него также входит и земельный участок, на котором запрещается уничтожать травяной покров или самовольно вырубать растительность. По крайней мере именно такое предписание имеется в приказе областной администрации относительно Дома Прохоровых. Также собственникам запрещено устанавливать на фасадах или крыше собственного дома спутниковые тарелки, антенны и кондиционер.

    Дом Прохоровых находится по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Дружногорское городское поселение, деревня Лампово, Центральная улица, дом 85. Кординаты: 59.291404, 30.067062.

     

    https://zen.yandex.ru/media/tripbytrip/dereviannyi-dombogatyr-so-150letnei-istoriei-pod-peterburgom-gde-on-nahoditsia-i-kak-vygliadit-611156865f8b5632915a0e56

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные