Весна-лето 2023 г. принесут Петербургу еще больше туристов, чем высокий сезон прошлого года. Но прибыльность туристического бизнеса может упасть.
Предстоящий высокий сезон принесет Петербургу значительный турпоток — не меньший, чем в прошлом году, когда город посетило 8 млн туристов, прогнозируют эксперты. Однако средний чек каждого туриста — его расходы на проживание, рестораны и туристические активности — вряд ли вырастет. При этом расходы отельеров за год выросли примерно на 15%, так что высокая загрузка гостиниц в этом году, вероятно, будет сопровождаться снижением доходности индустрии гостеприимства.
Виды на загрузку
В среднем загрузка петербургских отелей в предстоящем сезоне вырастет, полагает большинство участников рынка, опрошенных РБК Петербург. Но средняя цена на размещение при этом расти не будет, так как, по выражению отельеров, «формируется тренд на бережливость».
В 2022 году Санкт‑Петербург принял более 8 млн туристов: 7,74 млн российских и 340 тыс. иностранных. В сравнении с 2019 годом общий турпоток по количеству гостей в городе восстановился на 77%. По итогам прошлого года суммарный вклад отрасли туризма в экономику города составил 366,2 млрд рублей, что на 57% больше, чем в 2021 году.
«Надо уже принять тот факт, что у нас огромная доля россиян невыездная, — комментирует Юнис Теймурханлы, владелец гостиницы «Гельвеция». — И невыездная на ближайшие годы, если не десятилетия. Это целая армия чиновников, силовиков, госслужащих. У них нет загранпаспортов, или им не рекомендовано выезжать. А это платежеспособная группа населения, которая привыкла ездить на отдых, и здесь Петербург будет абсолютным чемпионом культурно-досугового туризма — как в советские годы, когда гости нашего города постоянно штурмовали музеи и театры».
Впрочем, состоятельные «невыездные» формируют только некоторую часть потока. Иностранные туристы, которые ранее составляли до 70% всех гостей в летний сезон, для петербургского туризма потеряны, признают отельеры. Платежеспособность же россиян в среднем — значительно ниже, чем иностранных гостей, поэтому в основном новый туристический поток распределится по отелям низкой звездности и среднеценовым апартаментам. Тем не менее, в сегменте отелей 5 и 4 звезды бронирования на лето уже начались — в основном их обеспечивают участники предстоящих деловых мероприятий: ПМЭФа (Петербургского международного экономического форума), ПМЮФа (Международного юридического форума), а также форума «Россия-Африка», который пройдет в июле 2023 года.
Иностранные туристы, которые ранее составляли до 70% всех гостей в летний сезон, для петербургского туризма потеряны, признают отельеры
Отложенный спрос и тренд на бережливость
Участники туристического рынка также полагают, что у внутрироссийского туриста еще до сих пор не реализован отложенный спрос периода пандемии — россияне возобновили путешествия только в прошлом году. Поэтому отельеры ожидают хороших показателей загрузки номеров, но средняя цена, скорее всего, останется на уровне прошлого года. «Гости ездят активно, но очень скрупулезно считают деньги», — говорят отельеры. В периоды экономической и политической нестабильности люди пытаются сохранить многолетние привычки (это поддерживает чувство стабильности и «нормальности» текущей жизни), но сокращают бюджет на них. Рост средней цены, по оценкам участников рынка, если и будет, то не более, чем на 3–5%, а рост затрат при увеличении турпотока тоже увеличится (прежде всего, на ремонт помещений, закупку средств гигиены и другие расходы).
Алексей Мусакин, вице-президент Российской гостиничной ассоциации (РГА) и генеральный директор УК Cronwell Management, отмечает, что согласно аналитике Росстата, рентабельность у российских отелей уже сейчас низкая, на уровне в 2–3%, а выручка достигла порога 2019 года. «Мы сохранили выручку, но затраты тем временем продолжали расти, и выручка уже на 15% ниже уровня 2019 года. При продолжающемся росте затрат такая ситуация будет приводить к убыткам», — прогнозирует вице-президент РГА.
«Кроме того, в прошлом году спрос стимулировала программа туристического кэшбека, — говорит Алексей Мусакин, — сейчас этого нет. Плюс к тому, частные квартиры, сдающиеся в краткосрочный наем, могут выставлять более низкие цены по сравнению с отелями 2 и 3 звезды. То есть конкуренция обостряется на рынке туристических услуг класса «эконом» и «супер-эконом».
Тренд на спонтанность
Заметным трендом отельеры также называют падающую глубину бронирования. «Горизонт планирования у нас пока очень короткий, это 3–7 дней, что будет потом, мы не знаем», — отмечают отельеры. Гость предпочитает не строить долгих планов, а ехать в отпуск спонтанно, в крайнем случае, бронировать номер буквально за считанные дни. Этот тренд повлияет и на предстоящий высокий сезон.
«Уменьшается глубина бронирования, с одной стороны. С другой стороны, может увеличиться число постояльцев на Северо-Западе, туризм смещается к северу от Петербурга, люди будут отъезжать недалеко от дома, как это было в начале пандемии короновируса, — перечисляет вероятные тренды нового сезона Алексей Мусакин, — возможно, будет увеличиваться потребность в санаторно-курортном отдыхе, я вижу это по заявкам от крупных предприятий».
«Учитывая, что платежеспособного спроса все меньше, а люди, имеющие возможность поехать подальше, будут выезжать за границу — есть целый ряд курортов, доступных россиянам с точки зрения виз — рассчитывать на то, что все отправятся в Петербург, я бы не стала. Прошлый высокий сезон был удачным, но, в основном, для дешевых отелей и апартаментов. Отели категории 3* отбирают аудиторию у отелей категории 4 и 5 звезд. Идет соревнование через понижение цены. Не исключено, хотя это не до конца ясно, что оно сохранится в предстоящем сезоне», — прогнозирует Виктория Шамликашвили, инвестор Indigo Hotel.
Сезон прямых продаж
В бронировании явно прослеживается новый тренд: путешественники все чаще обращаются не к той или иной системе бронирования, а к отелям напрямую. Это, конечно, прямо связано с уходом из страны Booking — хотя российские лидеры бронирования наращивают свою долю, до объемов, которые были в России у мирового лидера, им далеко.
Ко второму сезону без Booking все российские агрегаторы вместе заместили не более 50% от объема бронирований глобальной системы до ее ухода из России, оценивает Алексей Мусакин. Все остальное — прямые продажи. «Для отелей это хорошо. Отели более высокого класса оказываются в плюсе. Думаю, что тренд сохранится. Сейчас отельеры рассчитывают на дополнительный рывок Яндекса. Сервис Яндекс.Путешествие разработал мобильное приложение, что упростит бронирование», — говорит Алексей Мусакин.
«У нас число прямых бронирований составляет 92%, — доволен Юнис Теймурханлы. — Мы никогда ранее не мечтали об этом, а 8% — это приход от агентов и посредников. Booking и другие западные агрегаторы были синонимами бронирования, тогда никого не интересовали сайты и звонки в отель».
С уходом же сильного бренда ушло и доверие к этому виду бронирования, считает часть отельеров. Сейчас гость изучает отель в том же Booking — поскольку агрегатор не закрыл листинг отелей, там можно почитать отзывы, по крайней мере, годовой давности. Но можно также зайти и на «Островок» или «Яндекс» и посмотреть отзывы. «А потом у вас возникает вопрос — вы не очень знаете, что такое, например, «Островок», так почему вы должны ему переводить деньги? И вы переходите напрямую на сайт отеля. В этой цепочке больше доверия вызывает отель, чем агрегатор», — называет причину успеха прямых продаж Юнис Теймурханлы.
Новые категории туристов
Особые надежды участники туристического рынка возлагают на семьи с детьми, молодежь и туристов из Китая. «Насчет того, смогут ли китайцы полностью компенсировать весь иностранный туризм в город уже в этом году, есть сомнения, — отмечает коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов. — Тем не менее, китайские туристы положительно повлияют на весь отельный рынок, вне зависимости от того, где именно будут проживать. Средние цены на размещение будут расти из-за общего растущего числа запросов на бронирования».
В 2019 году российскую границу пересекло в общей сложности 1,5 млн китайских туристов, напоминает Сергей Софронов. Значительная часть до Петербурга доехала в рамках групповых туров. «В этом году общее число визитов китайцев в Россию может быть сравнимым, но пока без рекордов. Поскольку последствия пандемии на Китай еще влияют. Например, с момента отмены карантина для въезжающих в сам Китай не прошло еще и трех месяцев», — прогнозирует эксперт.
«Китайцев, конечно, ждем, — говорит Алексей Мусакин, — но сколько их будет, непонятно, в мае они должны появиться. Это может помочь городским гостиницам. Также стоит отметить, что раньше китайские путешественники пользовались отелями категории 3 звезды, теперь их запросы — не ниже 4 звезд. Готовы ли отели к тем же клиентам? Вопрос — низкой рентабельности таких туров и ремонтно-восстановительных работ после их проживания».
Необходимость ремонта после групп всегда выше, отмечают отельеры. Чаще всего, не капитального, а косметического. «Если в отелях категории 2-3 звезды все просто, мебель и отделка, как правило, антивандальные, то в 4 звездах такой ремонт уже обойдется существенно дороже», — уточняет Алексей Мусакин. Ожидают в Петербурге, как ранее сообщали в Смольном, и роста потока иностранных туристов из арабских стран, а также Индии и Ирана.
«Первым делом будут забиваться цепочки отелей, которые знакомы иностранным гостям, — предполагает Юнис Теймурханлы. — Будет ажиотаж в июле, когда на Африканский форум приедут гости из 70 стран континента. Китайцы тоже появятся, но во второй половине лета. Пока не будет решен вопрос доступных иностранцам платежных систем, будет очень сложно рассчитывать на массовый туризм из-за рубежа», — считает отельер.
«Город, к сожалению, по-прежнему не становится городом нормальной туристической доступности, — называет важное препятствие к росту турпотока Виктория Шамликашвили. — Речь, прежде всего, об авиарейсах. Есть прямые авиарейсы в Петербург, но они дорогие и не каждому доступны. Долететь в Москву — на порядок дешевле. А добраться в Петербург «на перекладных» — стоит столько же, сколько туристы намерены здесь потратить. Обычно затраты на дорогу составляют 25–30% от стоимости всего путешествия, а в нашем случае — это 50 и даже 70%. И эта проблема сохранится в предстоящий турсезон».
https://spb.plus.rbc.ru/news/643d13237a8aa901aa2dd0e3?utm_source=spb&utm_medium=main&utm_campaign=869282-643d13237a8aa901aa2dd0e3&from=column_21
Подробнее