Последние статьи

  • Мифы Петербургского метро

    Вероятно, один из первых мифов о ленинградской подземке родился в момент её открытия. Ведь тогда, многие старики, родившиеся задолго до открытия первых станций, очень боялись спускаться в метро, считая, что там, в глубине тоннелей, обитают, конечно же, черти. И передавали свои опасения своим внукам. Но это, наверное, один из самых безобидных мифов, который со временем изжил себя.

    Послевоенные времена были неспокойными, а пришедшая затем холодная война и угроза горячей ядерной мировой войны тоже рождали свои мифы. Эти мифы говорили о том, что в метро хранятся огромные стратегические запасы продовольствия и прочих жизненно важных вещей. Но даже не абы где, а даже прямо на станциях. Помню, ещё мой папа говорил, что за закрытыми техническими дверьми хранятся именно эти запасы. А подземные ходы ведут к настоящим подземным городам и стратегическим объектам.

    Одним из таких секретных объектов, о котором конечно все говорили, был подземный город в районе между станциями «Московская» и «Звёздная». Именно поэтому там так долго между ними идет поезд. Да и ещё одна довольно общеизвестная байка времен холодной войны гласила, что в случае объявления воздушной тревоги при ядерной бомбардировке, до ближайшей станции метро нужно было добежать за 10 минут, чтобы укрыться в её глубинах. Ведь именно через 10 минут герметичные двери метрополитена закроются и туда больше будет не попасть. Всегда про это я размышлял, когда видел подобные двери или что-то похожие на них механизмы, когда в детстве катался в подземке.

    Но в случае войны нашей стране всегда было чем ответить, ведь вентиляционные шахты метро, которые выходят на поверхность улиц Ленинграда, это ни что иное, как шахты пусковых установок ядерных межконтинентальных ракет. А загружали ракеты в шахты, конечно же ночью, ну, разумеется, чтобы никто не догадался.

    Ну а на крайний случай, у нас были предусмотрены шлюзы, при открытии которых всю нашу подземку можно было затопить. Правда, это самый непонятный миф, просто непонятно, как он мог родиться в городе, который не сдался врагу.

    Времена изменились, изменились и мифы и байки о метро. Например, после появления станций закрытого типа (как-бы горизонтальный лифт) появилось утверждение, что эти двери ничто иное, как герметичные механизмы-затворы, которые спасут нас в случае затопления станций. Правда даже человеку с не очень хорошим зрением видно, что эти двери совершенно негерметичны, и потоки воздуха от приближающегося состава должны были развеять эту байку.

    Но не тут то было. И вдруг нагрянули новые времена, тотальной гласности и правды, которая лилась на нас изо всех источников, и чем нелепее была эта самая «правда», тем больше ей верили и тиражировали в СМИ.

    Оказалось, что метрополитен наводнен гигантскими крысами (и прочими гадами) и на ночь станции закрываются именно для борьбы с этой напастью. И в случае, если вы слышите, что машинист подает сигнал, это естественно, сигнал для того, чтобы напугать подземных обитателей. А вот тоннели прорывали вовсе не специальные машины, а гигантские черви. Никто не сомневался, что по линиям курсируют поезда-призраки, которые перевозят души погибших в подземке пассажиров и работников метро. Конечно, были и свои призраки типа «черный метростроевец», который сталкивал людей на рельсы или с эскалатора.

    Жути добавляли и станции призраки. Например, строящаяся станция метро «Адмиралтейская», которую поезда проходили без остановки, вызывала много вопросов и пересудов. 14 лет подряд пассажиры видели странную картину: пустая платформа, ни остановки, ни людей, ни отделки. Жуткое зрелище.

    А знаменитый размыв, который произошел в 1995 году на перегоне между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества» связан с появлением НЛО в виде красного шара у входа в метро станции «Академическая». По одной версии пришельцы хотели предупредить нас, по второй послужили причиной бедствия.

    Но вновь времена изменились и появились новые байки. Одна из них пыталась объяснить почему у нас в городе очень медленно открывались новые станции. А причиной было некое ограничение на количество станции подземки, достигнув которого наше метро полностью уйдет под воду.

    Ну и полная противоположность, когда муссировались слухи о скором открытии новых станций в различных растущих районах города. Есть вероятность, что такие мифы распространяли риэлторы, которые хотели поднять стоимость жилья в новостройках. Чем ближе к метро, тем дороже конечно стоит недвижимость.

    Одна из баек гласит, что первая ветка метро была открыта ещё при царе Николае-II в 1915 году, только потом была затоплена. Но, это уже совершенно другая история, и она требует отдельного повествования. 

    Такие вот дела. Какие только слухи не рождаются вокруг, и ведь многие им верят. А какие слухи и мифы, связанные с подземкой, знаете Вы? Поделитесь в комментариях, это очень интересно.

    https://zen.yandex.ru/media/technoenot/mify-leningradskogopeterburgskogo-metro-5fb18cd28d19932be15ce12a

     

    Подробнее
  • Улица Росси - мечта перфекциониста

    Улица Зодчего Росси в Петербурге по-своему уникальна. Ее можно назвать настоящим раем для перфекциониста. Дело в том, что построена она в соответствии с античными канонами. Ширина этой улицы равна высоте ее зданий и составляет 22 метра. В то же время длина улицы – 220 метров, что в десять раз превышает высоту и ширину.

    Это единственная во всем мире пропорциональная улица.

    Ее застройка началась в 1828 году, после одобрения Николая I. Императору понравилась идея с архитектурным ансамблем, состоящим из двух одинаковых зданий, зеркально отражающих друг друга. Архитектором проекта стал Карл Иванович Росси, в честь кого в дальнейшем и была названа улица.

    Постройка была полностью окончена в 1832 году и после указа императора, улица получила название Новая Театральная. Такой топоним был выбран не случайно. Именно эта улица стала связующим звеном между площадью Ломоносова и Александринским театром.

    Однако, вскоре она потеряла свою новизну и стала просто Театральной. И только, спустя почти сто лет, улицу переименовали в честь ее создателя.

    Но улица зодчего Росси привлекает не только перфекционистов, но и любителей уникальных кадров. Дело в том, что после дождя она превращается в поистине волшебное место. Лужи на асфальте принимают вид зеркала и два дома-близнеца дублируются в другой мир.

     

    https://zen.yandex.ru/media/enigmapiter/chto-ne-tak-s-ulicei-rossi-5fa48edd1aeb58326c1cdd64

     

    Подробнее
  • Казанский собор - почему стоит боком к Невскому проспекту?

    Самый известный храм Петербурга, а сегодня кафедральный, Казанский собор долгое время был местом хранения одной из главных святынь русской церкви – иконы Казанской Божией Матери. По легенде она была обретена в Казани в 16-м веке.

    Под покровительством этой иконы Минин и Пожарский вели ополчение против польских интервентов, а с воцарением на русском престоле династии Романовых в 1613 году икона становится семейной реликвией царского дома. Новый российский праздник - День единения 4 ноября, не что иное, как Осенняя Казанская - день, официально считавшийся праздничным и до революции.

    Петр I распорядился перевезти список иконы Казанской Божией Матери из Москвы (где она хранилась в одноименном храме на Красной площади) в северную столицу. В 1737 году, в царствование Анны Иоанновны, для иконы возведена Церковь Рождества Богородицы, она находилась на месте нынешнего фонтана. Спустя полвека уже Павел I распорядился заменить обветшавшую к этому времени церковь. Александр Сергеевич Строганов, вблизи владений которого строился храм, протежировал своего бывшего крепостного Андрея Воронихина, получившего европейское образование и рано проявившего незаурядный архитектурный талант.

    Поговаривали, что Воронихин был незаконнорожденным сыном Строганова. Впрочем, не надо быть профессионалом-физиономистом, чтобы, взглянув на портреты мецената и архитектора, не заметить поразительное сходство.

    Павел I относительно облика будущего храма, который должен был стать кафедральным собором (то есть главным собором столицы), распорядился, чтобы он напоминал Собор Святого Петра в Ватикане.

    Казанский собор действительно похож на римский прототип огромной колоннадой. Хотя если в «первоисточнике» колоннада замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому. С помощью колоннады Воронихин решил проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском...

    Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуется и пространство христианского храма: на западе вход, на востоке – алтарь. Потому культовые сооружения вынуждены стоять боком. Воронихинская же колоннада сделала северную (боковую) часть лицевой, парадной. К слову, с юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако проект Воронихина так и не был доведен до конца.

    Храм до сих пор незакончен и с северной стороны: ощущение недостроенности вызывают два пьедестала по бокам колоннады. До 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми. Но этого так и не произошло.

    Питерская легенда гласит, что ангелы появятся только когда северная столица обретет настоящего - мудрого и хозяйственного - градоначальника. Интересно, что все градоначальники знали об этой легенде, но до сих пор никто так из них и не решился очень просто и недорого (за государственный счет!) войти в историю.

    Начатый в 1801 году, Казанский собор был в целом достроен много лет спустя после смерти Павла I, в 1811 году. Храм невольно стал памятником победе в Отечественной войне 1812-го года. Через год после окончания войны в соборе был захоронен фельдмаршал Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау. В 1837 году по проекту скульптора Орловского на площади появились статуи полководцев Кутузова и Барклая-де-Толли.

     

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/pochemu-glavnyi-hram-peterburga-vyhodit-bokom-na-nevskii-5f6df5e2df292d110958b06b

     

    Подробнее
  • Самое мистическое место Петербурга. Кирха, кинотеатр и рок-клуб в одном - Лютеранская церковь Святой Анны

    Лютеранская церковь Святой Анны, созданная для многочисленных немцев-лютеран, принимавших участие в строительстве Санкт-Петербурга - она сохранилась до наших дней, и за 241 год своего существования побывала и кирхой, и кинотеатром и даже рок-клубом.

    Ее стены хранят память об огромном количестве событий, пролетевших сквозь века. Но я не буду углубляться в исторический экскурс, при желании вы сможете сделать это самостоятельно.

    1). Построенная в 1779 году Анненкирхе принимала в своих стенах таких известных прихожан как художник Карл Брюллов, путешественник Николай Миклухо-Маклай, педагог Петра Лесгафт, доктор Карл Раухфус.. Карл Брюллов, кстати, здесь венчался законным браком. Причем, что интересно, брак его продлился всего 41 день.

    2). После своего основания лютеранская церковь вела огромную социальную и просветительскую работу: здесь обучали детей- сирот, спасали "падших женщин", помогая им освоить новую специальность- швейное дело. Так же частично на средства прихожан церкви была построена больница, названная позднее в честь прихожанина церкви, врача- педиатра Карла Раухфуса.

    3). Удивительно, но кирха Святой Анны фактически "рождалась" четыре раза. Первый - в 1779 году, когда в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Фельтена была построена каменная кирха, двумя равноценными фасадами обращённая на Кирочную и Фурштатскую улицы.

    Второй - в 1930 году, когда кирху перестроили под кинотеатр "Спартак" и она приобрела звание храма киноклассики, будучи филиалом Госфильмофонда. Кинотеатр просуществовал пятьдесят лет и именно здесь можно было посмотреть фильмы, не демонстрировавшиеся более нигде!

    Но время изменилось и страну накрыла волна дискотек, и вот уже в 1994 году кирха празднует свое третье рождение, когда ее переоборудовали под ночной клуб. Да-да, именно так. Кирха приобрела популярность среди молодежи. Здесь проводились концерты известных питерских рок-групп, работал бар и игровые автоматы. Кстати говоря, здесь одно время так же располагался клуб «Гаркундель» музыканта Олега Гаркуши, а в 1998 году в «Спартаке» состоялся рок-концерт, в котором выступили «Король и Шут», «Гражданская Оборона» и группа «Ленинград».

    Четвертый - в 2010 году, когда фасад здания после 8 лет небытия, случившегося после страшного пожара, был наконец отремонтирован и передан верующим. Пожар, чуть не уничтоживший кирху, произошел в 2002 году. История здесь темная, есть предположения о виновнике, но, как говорится, виновность у нас устанавливает суд. Поэтому опустим..

    4). Во время одного из концертов ( когда кирха ещё была рок-клубом) прямо на сцене трагически погиб талантливый гитарист "Аквариума", рок-музыкант Дюша Романов.

    5). Здесь были сняты некоторые сцены ставшего легендарным фильма "Брат"( когда некая девица в ночном клубе предлагает Даниле Багрову угоститься кислотой и отправляется на поиски презервативов), а музыкальный магазин, в который заходил Данила в поиска диска "Наутилуса" в д.8 по Кирочной улице работает до сих пор.

    6). Осенью 2019 года в стенах церкви состоялись съемки сцен фильма "Перевал Дятлова", который выходит на экраны страны буквально уже на днях.

    7). Так же здесь прошли съемки российского фэнтезийного фильма компании "Kinodanz" и режиссера Александра Богуславского- "Эбигейл". Сюжет картины, кстати, очень созвучен современной ситуации: молодая девушка Эбигейл живет в городе, где много лет назад разразилась эпидемия загадочной болезни и власти закрыли границы города. Отец девушки был одним из заболевших и его забрали...

    8). Есть информация, что некоторые время в здании кирхи работал офис всем известной пирамиды "МММ". Нашлась она, правда, всего в одном источнике, поэтому, скорее всего, относится к ней нужно с долей скепсиса.

    9). Несмотря на то, что мы привыкли видеть Анненкирхе с ярким фасадом мятного цвета, похоже, что сто лет назад она была белой. К такому неожиданному выводу пришли сотрудники храма:

    – У нас было несколько фотографий церкви, сделанных до перепроектирования ее в кинотеатр в 30-х годах, – рассказала «Комсомолке» пиар-директор Анненкирхе Анастасия Панина. – Всматриваясь в старые фотографии и работая с нейросетями, мы выяснили, что фасад, скорее всего, был белым, при этом купол – зеленым.

    8. Есть ли здесь призраки!? Конечно же они здесь есть. По ночам тут слышны голоса, шаги, шумы, а иногда камеры и специальные приборы фиксируют скачки энергии... :)

    А если серьезно - это здание с честью и достоинством прошло через столетия. Оно хранит в себе удивительные истории и память о знаковых событиях не только Санкт-Петербурга, но и нашей страны в целом. Приходите, двери Анненкирхе и сердца служителей церкви всегда открыты для вас.

    Анненкирхе, Кирочная ул., 8В, Санкт-Петербург.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5f57d97b692a906cd060c392/samoe-misticheskoe-mesto-peterburga-kirha-kinoteatr-i-rokklub-v-odnom-fakty-o-kotoryh-malo-kto-znaet-5fb2e09ef6872f437ee31fdc

     

    Подробнее
  • Три загадочных места Петербурга где происходили странные события

    Петербург прозвали мистическим, таинственным, загадочным - благодаря богатой истории и темным закуткам, а может и из-за хмурого неба и гнетущей атмосферы, свинцовой Невы и блестящих мокрых поребриков.

    Экскурсоводы любят посвящать туристов в самые популярные легенды и мифы Петербурга, делясь зловещими историями про призрака Михайловского замка и ожившего Медного Всадника. На самом деле, в Петербурге есть множество других мест и совершенно других историй, которые вызывают любопытство и бередят душу...

    Самоубийства на Обводном канале

    Дворы Обводного канала - тихие, спокойные, темные уголки, которые обходят стороной многие жители города. Обводный канал в Санкт-Петербурге начали строить в конце 1760-х годов, и по началу строительство шло быстро. За 10 лет ров выкопали до современного Литейного проспекта, однако затем работы прекратились.

    По историческим заметкам было обнаружено, что рабочие десятками исчезали: то-ли гибли, то-ли уходили в леса по зову карелов. Один из них однажды был пойман и сказал только "Плохая земля, нельзя копать".

    Вернулись к проекту в царствование Александра I. В 1805 году ров расширили и назвали Обводным каналом, однако к 1833 году опять вышла заминка. Рабочие наотрез отказывались копать в месте впадения в Обводный канал речки Волковки, повторяя смутные поверья о «нехорошем месте».

    В 1923 году в этом месте на Боровом мосту, случилось первое самоубийство. В течение года в Обводный канал, несмотря на милицейский патруль, бросилось ещё восемьдесят восемь человек. Спустя год происшествия прекратились, однако через 10 лет ситуация повторилась. Тогда проклятое место начали изучать археологи и историки и в начале 20 века под мостом нашли выложенные по кругу каменные плиты с письменами на смеси древнееврейского и латыни - уникально сохранившееся шведское капище XIV–XV веков.

    По легенде, именно в этом месте совершались шаманские обряды и жертвоприношения, чтобы избавить город от нечисти, но место это сохранило и впитало в себя черную магию и влияет на слабые и одержимые умы до сих пор...

    Проклятое зеркало в особняке Брусницыных

    Особняк Брусницыных не так просто отыскать, гуляя по Петербургу - это старое здание расположилось на Васильевском острове, среди заводов и складов.

    Особняк в свое время был полным великолепия: лепнина, резная мебель из ореха, светлые танцевальные залы, люстры весом в тонну. Здание до сих пор сохранило многие залы в прежнем виде, и туда можно даже прийти на экскурсию.

    Во время строительства особняка купец Брусницын решил выписать из Италии шикарное зеркало для будущего танцевального зала. Когда зеркало прибыло, и было почетно повешено в центре зала, с людьми начали происходить странные вещи - все, кто смотрелся в это зеркало, ощущали странный прилив грусти, разочарования и даже злости. С некоторыми из людей, посмотревших в это зеркало, даже случались несчастные случаи - например, по одной легенде, служанка купцов Брусницыных пропала без вести после того, как посмотрела в зеркало.

    По другой легенде, дочь самого Брусницына долгое время лечилась в "санатории", после того как чуть не совершила самоубийство прямо перед этим проклятым зеркалом. В конце концов, с зеркалом было решено расправиться - его спрятали в чулане (видимо, выбрасывать это исчадие ада было страшно). После революции это зеркало перевезли в ДК им. Кирова, однако несколько руководящих лиц, в чьих кабинетах висело зеркало, также пропали без вести.

    Зеркало вернули в особняк, и, по поверью, оно до сих пор спрятано в глубинах залов особняка Брусницына. Очевидцы говорят, что по ночам стараются не проходить мимо здания, так как из него периодически слышны неясные шумы и таинственные шаги...

    Призрак Кунсткамеры

    Петр I был известен своим увлечением диковинными штучками и необычными редкими случаями, происходившими с людьми и животными. Так в 1714 году появилась Кунсткамера - с личной коллекцией редкостей императора.

    Как-то во время поездки в Европу Петр I познакомился с необычайно высоким человеком - рост Николая Буржуа равнялся 226,7 см. Император привез его в Петербург в качестве гайдука, то есть выездного лакея. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

    В 1747 году в Кунсткамере случился пожар, и большая часть коллекций сгорела. Музей был закрыт и открылся с восстановленной экспозицией лишь в 1766 году. Пропал в пожаре и череп Николая Буржуа.

    После этого появились сообщения, что призрак Николая Буржуа бродит ночами по залам музея, пытаясь отыскать свою пропавшую голову. Для скелета подобрали новый череп, но чужая голова ему не понравилась: призрак все равно продолжал бродить по залам. Многие работники Кунсткамеры сталкивались с ним, и о призраке гигантского скелета говорил и директор (1982–1990 годы) Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН Рудольф Итс.

    Кстати, скелет Николая Буржуа до сих пор можно увидеть в Кунсткамере - но большую его часть уже заменили муляжом. Время никого не щадит...

     

    https://zen.yandex.ru/media/redactorispeterburga/tainstvennyi-peterburg-3-mesta-gde-sluchalis-sovershenno-neobiasnimye-istorii-5f92ac9746218d3c84eba8c6

    Подробнее

Последние статьи

Популярные