Последние статьи

  • Тайна Гатчинского дворца: что хранилось в комнате с забитой дверью

    По словам Эдварда Радзинского, одна из комнат в Гатчинском дворце была почти всегда заколочена. Там хранилась вещь, которая в свое время стала «свидетелем» убийства. Страх, который внушала закрытая комната царским детям и другим обитателям дворца, породил и соответствующие легенды.

    Убийство императора

    Тайна забитой двери в Гатчинском дворце напрямую связана со смертью Императора и Самодержца Всероссийского Павла I. Официальной причиной внезапной кончины правителя был объявлен апоплексический удар. Впоследствии в народе была популярна шутка о том, что Павел умер от апоплексического удара табакеркой в висок. Однако на самом деле заговорщики задушили императора шарфом. Интересно, что во время своего последнего ужина Павел Петрович, посмотревшись в зеркало, заявил: «Как не умеют делать зеркала! Смотрите... я в нем смотрюсь со свернутой набок шеей!». Впрочем, золотая табакерка все же использовалась при расправе над императором: ею Павла ударили в висок. Но сперва правитель был сильно избит.

    Исполнители убийства, коими были несколько офицеров, ликвидировали Павла I мартовской ночью 1801 года прямо в его спальне в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. В тот момент император отдыхал на своей походной кровати, которая представляла из себя складную деревянную раму с холстом. Кровать устанавливалась на 4 деревянные и 2 металлические ножки. Длина кровати без изголовья составляла всего 163 сантиметра, но Павлу I это не причиняло никаких неудобств, так как его рост был всего 160 сантиметров. По свидетельству военачальника Николая Саблукова, Павел спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле с рукавами. Над его кроватью висели шпага, шарф и трость.

    Окровавленная кровать

    Мария Федоровна, супруга Павла I, добилась удаления заговорщиков из столицы. Она, судя по всему, очень горевала по мужу. Как утверждал тот же Саблуков, в течение долгих и бессонных ночей вдова пролила немало слез. «Нервы ее были до того напряжены, что малейший шум пугал ее и обращал в бегство» — писал Николай Александрович. Мария Федоровна была даже не в силах расстаться с походной кроватью супруга, на которой он и ушел из жизни. Сама императрица рассказывала, что эту кровать вместе с окровавленным постельным бельем она всюду возила с собой. В Павловске, если верить книге «Будни и праздники императорского двора» Леонида Выскочкова, она поставила кровать за ширмой в собственной опочивальне.

    В 1827 году, то есть всего за несколько месяцев до смерти, Мария Федоровна написала завещание: «Возлюбленному сыну моему великому князю Константину оставляю на память: постель покойного отца его, Императора Павла, которую я всюду вожу с собою, а равно его одежду, сапоги, белье, его шпагу, трость, шляпу и его портрет, написанный мной и висящий возле его кровати в Павловске. Все эти вещи передаст ему мой камердинер Гримм. После его смерти все эти вещи должны быть возвращены в Гатчино». Так походная кровать Павла оказалась в Стрельнинском дворце. Однако через 3 года умер и Константин, а вещи, как и завещала Мария Федоровна, были перевезены в Гатчину, любимый дворец Павла I.

    Дворцовые призраки

    Эдвард Радзинский в своей книге «Убийство императора. Александр II и тайная Россия» пишет о том, что в Гатчинском дворце кровать Павла I вместе с окровавленными простынями хранилась в комнате с забитой дверью. По словам Радзинского, эта комната, а также легенда о призраке Павла, который бродил по ночам по залам дворца, вселяли в царских детей одновременно и ужас, и любопытство. Тем более, что слуги поддерживали эти байки. Неудивительно, что внук Павла Александр II, будучи еще маленьким, страстно мечтал о том, чтобы хоть раз увидеть призрак своего деда. Ольга, сестра Николая II, также вспоминала, как они с братом ночью бродили по дворцу, надеясь встретиться с Павлом.

    Хотя некоторые считают, что призрак Павла I на самом деле обитает там, где его настигла смерть, в Михайловском дворце. Строители, которые занимались ремонтом здания, рассказывали, что они частенько наблюдали за мужчиной невысокого роста в треуголке и ботфортах, который появлялся будто бы из ниоткуда. Обитатели замка слышали, как Павел играл на флажолете, музыкальном инструменте вроде флейты. Кадеты Инженерного училища, которому одно время принадлежал Михайловский замок, каждую ночь около полуночи следили за фигурой императора, который расхаживал вдоль окон первого этажа со свечой в руке. Правда, позже выяснилось, что призрака изображал из себя один из кадетов, завернувшись в белую простыню.

     

    https://cyrillitsa.ru/history/166734-tayna-gatchinskogo-dvorca-chto-khranilo.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • 3 ангела Санкт-Петербурга

    Северная столица, названная в честь святого Петра, – относительно молодой город. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 318 лет. Однако у молодого города есть целых три ангела-хранителя – бронзовый, серебряный и золотой. Они символизируют связь Санкт-Петербурга с небесами и образуют равносторонний духовный треугольник, объединяющий Васильевский остров, Центральный район и Петроградскую сторону.

    В народе считается, что пока три ангела-хранителя парят над Северной столицей, город под надёжной защитой. Скульптуры установлены на всемирно известных архитектурных сооружениях города:

    • золотой - на шпиле Петропавловского собора;
    • серебряный - на куполе церкви Святой Екатерины на Васильевском острове;
    • бронзовый - на Александровской колонне, Дворцовая площадь.

    Золотой ангел Петербурга на Петропавловской крепости

    Ангел расположен на шпиле собора Петропавловской крепости на высоте 122,5 метра. Размах крыльев 3,8 метра. Вес конструкции шпиля вместе с ангелом 56 тонн.

    Пётр I построил здесь такую вытянутую в западном стиле колокольню по двум причинам:

    Чтобы издалека привлекать иностранные торговые суда, в соответствии с коммерческой идей, с которой он начинал строить Санкт-Петербург (читайте по ссылке). Знакомые контуры должны были внушить им доверие.

    Чтобы церковь была выше самой высокой на тот момент колокольни кремлёвского храма Ивана Великого в Москве. Недолюбливал он Москву.

    С ангелом было много приключений за эти 318 лет (читайте по ссылке). Конструкция сложная и высокая. По тем временам даже "леса" невозможно было сделать на такую высоту. Поэтому приходилось искать умельцев, кто-бы забрался туда.

    Сначала ангел был как-бы в лежачем положении, в виде флюгера. Потом приобрёл современный вид - держась рукой за крест.

    В 1829 году из-за бури ангел был погнут. Долгое время не могли найти способ его поправить. А тогда очень верили в приметы, и Николай I приказал во-что бы то ни стало найти умельца, иначе в народе уже назревала паника.

    Вызвался кровельщик Петр Телушкин, который каким-то неведомым способом обогнул шар и несколько раз залез на купол. Не пострадал. За это его щедро вознаградили и ходит легенда, что он имел право на бесплатную кружку спиртного в любом кабаке. Для этого ему сделали клеймо под правой скулой и заходя в питейное заведение он делал характерный щелчок пальцами. Отсюда и пошёл в народ этот жест.

    Серебряный ангел Петербурга на куполе церкви Святой Екатерины

    Серебряный ангел находится на куполе церкви святой Екатерины на Васильевском острове. Высота фигуры – 3,8 м. Размах крыльев – 1,35 м.

    Ангел стоит на на медном шаре и сделан из простых материалов по проекту Ивана Прокофьева. Деревянная фигура ангела-хранителя была искусно обита свинцом и изящно окрашена серебристой краской. Отсюда произошло название скульптуры – Серебряный ангел.

    В 1935 году атеисты вырвали из рук ангела крест и он долгое время назывался в народе "Ангел с пустыми руками".

    В 2000-х годах скульптура стала разваливаться и её отправили на ремонт. И только в конце 2017 года серебряный ангел вернулся на место.

    Бронзовый ангел на Александровской колонне

    Александрийскую колонну знают все. Она расположена на Дворцовой площади. А вот многие ли запрокидывали голову вверх. Там стоит третий бронзовый ангел хранитель Петербурга.

    Колонна изготовлена из цельного куска красного гранита, весит 650 тонн и опирается на собственный вес, не имея никаких укреплений.

    Ангел сделан из бронзы, высота 4,26 метра. Фигура также опирается на собственную массу и ничем не закреплена.

    Держа крест в руке, ангел попирает змея, что символизирует мир, который принесла Россия Европе, одержав победу над армией Наполеона. По легенде, в облике ангела-хранителя автор – Борис Орловский – отразил черты Александра I.

    Санкт-Петербург известен под самыми разными названиями. Чаще всего можно услышать упоминания о Северной столице или Северной Венеции. Однако Петербург также вполне заслуживает название Города ангелов – пусть не будут в обиде жители Лос-Анджелеса.

    Кроме трех ангелов-хранителей, в Санкт-Петербурге можно увидеть множество других подобных скульптур: на Исаакиевском соборе, крыше Петеркирхе, барельефах Адмиралтейства, перед зданием Двенадцати коллегий и в других местах.

     

    https://zen.yandex.ru/media/piter24/3-angela-kotorye-oberegaiut-sanktpeterburg-61168e397e37175eb60c04d3

     

    Подробнее
  • Дом Прохорова - 150 лет истории

    На этот раз мы с вами отправимся в старообрядческую деревню Лампово в Гатчинском районе 47-го региона, где сохранились настоящие терема, некоторым из которых более 150 лет. Об одном из таких домов, построенных в лучших традициях Русского Севера, я и хочу рассказать

    Чем же интересно это здание? Прежде всего, конечно, своим почтенным возрастом: для дерева срок в полтора века вполне приличный. Кроме того, этот дом можно смело назвать богатырем. Именно так представляешь себе терем из русских сказок: мощный деревянный сруб, в котором непременно разместятся все звери, в том числе и косолапый медведь.

    Дом, поражающий своими габаритами, был построен старообрядцем, переселившимся в эти края из северной губернии Российской империи Герасимом Прохоровым. Владелец терема, как и многие жители деревни Лампово, работал извозчиком в Петербурге, что в те времена давало весьма неплохой доход. Так что дом крестьянина считался зажиточным.

    А сегодня здесь по-прежнему проживают потомки основателя этого дома, которые стараются сохранить то, что досталось им от предков. Старинное здание по-прежнему украшает деревянный декор, даже кованные детали дверных проёмов и проёмов лавок все еще на своих местах. Украшения, конечно, не бросаются в глаза, да и с дороги декор наружных фасадов разглядеть трудно, но уж размеры то дома видны издалека: вдоль стены бревенчатого сруба в ряд тянуться девять окон со ставнями. А согласно некоторым источникам, до Октябрьской революции, первый этаж здания занимала торговая лавка, но что именно в ней продавали, история умалчивает. По крайней мере, мне не удалось найти соответствующие сведения.

    Зато интересен другой факт из биографии этого терема. В 1978 году, как говорят, здесь снимали один из эпизодов советской комедии "Уходя - Уходи" - по мотивам повести Леонида Треера «Из жизни Дмитрия Сулина» (по другой версии, дом, который принимал участие в съемках, тоже находился в Лампово, но до наших дней не дожил ). В картине играли такие выдающиеся актеры отечественного кинематографа как Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Наталья Гундарева и другие.

    Мне всегда было интересно, что думают люди, когда их дом признают объектом культурного наследия. Дом Прохоровых получил этот статус в 2019 году. Областной комитет по культуре направил собственнику уведомление, в котором сообщалось, что теперь он не просто житель деревни в Гатчинском районе, но и владелец целого памятника истории и архитектуры, а следовательно, без согласования с властями он теперь и шагу не может ступить на собственной территории. С охранным обязательством относительно самого здания в целом все понятно, но в него также входит и земельный участок, на котором запрещается уничтожать травяной покров или самовольно вырубать растительность. По крайней мере именно такое предписание имеется в приказе областной администрации относительно Дома Прохоровых. Также собственникам запрещено устанавливать на фасадах или крыше собственного дома спутниковые тарелки, антенны и кондиционер.

    Дом Прохоровых находится по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Дружногорское городское поселение, деревня Лампово, Центральная улица, дом 85. Кординаты: 59.291404, 30.067062.

     

    https://zen.yandex.ru/media/tripbytrip/dereviannyi-dombogatyr-so-150letnei-istoriei-pod-peterburgom-gde-on-nahoditsia-i-kak-vygliadit-611156865f8b5632915a0e56

     

    Подробнее
  • Малоизвестные факты о Кунсткамере

    Всем известна Кунсткамера в Санкт-Петербурге — первый музей России, учреждённый самим императором Петром Великим. Кунсткамеру называли кабинетом редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

    Многие туристы наслышаны о том, что этот музей хранит старинную коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Но мало, кто знает о его уникальной коллекции предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. И речь пойдёт дальше и о некоторых других малоизвестных фактов о Кунсткамере.

    1. "Дерево-монстр"

    Как-то царь Пётр Великий прогуливался по Васильевскому острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо, что выглядело не совсем обычно и несколько странно.

    Государь был настолько вдохновлён увиденным, что решил создать музей редкостей. Он повелел срубить "фриковатую" сосну и построить на её месте здание для будущее музея редкостей. Сосну же Пётр I прозвал "Деревом-монстром".

    2. Строили "всем миром"

    Строительство здания для музея редкостей продолжалось на протяжении 16 лет, и его возводил не один архитектор, а несколько. В 1718 году строительством руководил работавший в Санкт-Петербурге немецкий архитектор и скульптор — Георг Иоганн Маттарнови, который и разработал проект здания.

    С 1719 по 1724 год, начиная с уже исполненных фундаментов, строительство вёл один из первых архитекторов Санкт-Петербурга — Николай Фёдорович Гербель. К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы.

    В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни. Голландский плотничным Харманом ван Болосом был разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

    После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл итальянский архитектор Гаэтано Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции.

    С 1729 года под руководством русского архитектора, представителя раннего барокко — Михаила Григорьевича Земцова внутри здания производились разные "починки и доделки". При Земцове и внешний вид здания обрел свой окончательный барочный облик.

    Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году было окончено строительство здания.

    Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

    3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой

    Сначала коллекция музея была размещена в Летнем дворце Петра Великого, потом переехала в Кикины палаты, в дом опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора.

    Пётр Первый повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов. Более того, царь заботился о досуге тех, кто приходил посмотреть на диковинки большой компанией. Пётр I приказал: Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным.

    4. Удивительный глобус

    Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на 3-м этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около 3-х метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.

    Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. К сожалению, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

    В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на 4-ом этаже Кунсткамеры.

    5. Флейта из человеческой кости

    Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, созданная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

    Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях — для вызова потусторонних сил.

    6. Человек-гигант

    Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см.

    Буржуа заслужил небывалый интерес и приобрёл уважение со стороны двора и простого люда. Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе 7 лет, после чего скончался от апоплексического удара.

    Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга будет служить ему и двору, и передал его тело Кунсткамере. До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла.

    Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый чей-то череп, а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.

    7. Исчезнувшая голова английской шпионки

    Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в пост-петровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась. 

    В происшествии обвинили главного русского врага — пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

    Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры 3 мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения этой странной сделки столичные власти не имели.

    8. Зловещие часы

    Вспоминая занятные "байки из склепа", стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача — механизм у них нерабочий.

    Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки "9:45" они почему-то останавливаются. Поговаривают, что это нехороший знак тому, кто всё это увидит.

    9. Живые экспонаты музея

    Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими аномалиями, находились люди, выполнявшие роль "живых экспонатов".

    Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных рук.

    10. Награда и штраф за "подарки природы"

    В 1718 году, когда повсюду "зашкаливало" мракобесие и предрассудки, реформатор Пётр I издал указ, согласно которому уродов "человеческих, скотских, звериных и птичьих" следовало доставлять в Петербург. В обмен государь обещал большое вознаграждение.

    Тех же, кто решал утаить от государства "подарки природы", ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

     

     

    https://zen.yandex.ru/media/spb_wow/maloizvestnye-fakty-o-kunstkamere-v-sanktpeterburge-6123462865102f6d712ac0e6

     

    Подробнее
  • Одиннадцать "интересностей" живого, непарадного Петербурга

    "Петербург уже давно описан, а то, что не описано, надо видеть самому" (И.А. Гончаров)

    Безусловно, трудно представить себе Санкт-Петербург без дворцов и парков, без Эрмитажа и Русского музея, без задумчивых сфинксов, без царственной Невы, закованной в гранитные берега... Но есть в этом удивительном городе и другие достопримечательности. Они скромно прячутся во дворах-колодцах, в неприметных уголках шумных улиц и малолюдных переулках. Это "интересности" живого, непарадного Петербурга.

    1. Памятник петербургскому дождю: логично и оригинально.

    Адрес: Улица 1-я Красноармейская, 15

    (Ст. метро "Технологический институт")

    В Петербурге не может не быть памятника дождю, согласны? Один из "фирменных знаков" города, его неотъемлемая часть, верный товарищ туристов в прогулках по Невскому и полноправный хозяин культурной столицы увековечен в торговом центре "Измайловский Гостиный двор" в виде оригинального памятника-фонтана. Перевёрнутый зонт как будто рассечён стеклом, изображающим стекающие струи бесконечного, нудного, но такого привычного питерского дождя.

    2. Нос майора Ковалёва: необычный персонаж необычного города.

    Адрес: Невский проспект, 179

    (Ст. метро "Площадь Александра Невского-1", "Площадь Александра Невского-2", "Площадь Восстания")

    Один из самых известных "шуточных" памятников Санкт-Петербурга - это, конечно, Нос майора Ковалёва из повести Николая Васильевича Гоголя. (Напомню, что по сюжету, герой произведения просыпается однажды утром и обнаруживает, что его нос исчез. Из части лица последний превращается в статского советника - важную персону в роскошном мундире и со шпагой. Лишь спустя две недели нос вернулся к хозяину.)

    Интересно, что в мире существует три памятника этому литературному герою. И все они расположены в Петербурге. Вообще история этих трёх памятников так же интересна, как и фантастическая повесть Гоголя "Нос". Жизнь всё-таки может выдумать такое, что никакому писателю даже и не снилось. Если интересно, что с ними произошло, почитайте, например, здесь.

    Один из этих памятников можно увидеть на стене во дворе музея Городской скульптуры. Чудесный такой носик из благородного розового мрамора, который, правда, немного портит внушительных размеров бородавка на самом его кончике...

    3. Мозаичный дворик: раскрасьте будни в яркие цвета!

    Адрес: Улица Чайковского, 2

    (Ст. метро "Чернышевская")

    Гуляя по петербургскому центру с его извилистыми дворами-колодцами, можно неожиданно наткнуться (по-другому и не скажешь) на островок пестроты и яркости красок среди спокойных тонов и приглушённых оттенков.

    Это Мозаичный дворик, он же творческая лаборатория художника и основателя Малой академии художеств Владимира Лубенко. С 1984-го года скучный дворик на улице Чайковского стал меняться: превращаться усилиями художника и его учеников в необычайно красивое место, способное даже в самый хмурый питерский день подарить вам солнечную улыбку. Как сказано на официальном сайте Владимира Лубенко: "Всё пространство украсили разнообразные скульптуры и барельефы, отделанные мириадами разноцветных мозаичных стёкол, благодаря чему статичные фигуры и композиции наполнились радостью и жизнью".

    4. Магические индейские идолы: суровые, но справедливые

    Адрес: Университетская набережная, 3

    (Ст. метро "Адмиралтейская")

    В маленьком внутреннем дворике Кунсткамеры расположилась ещё одна "непарадная" достопримечательность - статуи индейских богов.

    Необычные идолы были завезены сюда в XIX веке из Южной Америки. Это точные копии статуй, которые находятся в Колумбии, в долине Сан-Августин. Оригиналы же были вырезаны из камня ещё в первом тысячелетии нашей эры и поставлены у гробниц вождей в качестве охраны.

    С идолами Кунсткамеры связано немало преданий, слухов и легенд. Говорят, например, что вблизи этих статуй ни в коем случае нельзя обманывать - иначе покарают суровые индейские боги. А ещё есть история о том, как идолов решили переместить в другой место. Тогда вся листва на деревьях неожиданно начала сохнуть, и, работники музея, чтобы не гневить понапрасну богов, вернули скульптуры вернули на прежнее место.

    5. Памятник бродячей собаке Гаврюше: хвостатая волшебница.

    Адрес: улица Правды, 13

    (Ст. метро "Звенигородская")

    В сквере на улице Правды с 2007-го года живёт необычная собака по кличке Гаврюша. Её выковали из железа на кузнечном заводе под руководством художника А. Г. Кузнецова-Сергеева. Чем же необычна эта собака? Оказывается, она с лёгкостью исполнит любое ваше желание - нужно просто прошептать его Гаврюше на ушко! Дополнительно можно задобрить хвостатую волшебницу конфеткой или кусочком колбасы. Ведь "собака бывает кусачей только от жизни собачьей". А если Вы с ней по-хорошему, то и она ответит тем же!

    6. Изумрудный город: прогуляемся в сказку!

    Адрес: улица Правды, 2, 4, 6, 8

    (Ст. метро "Владимирская", "Звенигородская")

    Если Вы уже погладили Гаврюшу и пошептали ей/ему на ушко о своих сокровенных желаниях, не спешите покидать улицу Правды. Есть на ней ещё кое-что интересное. Несколько дворов здесь превратили в место действия любимой многими поколениями сказки Александра Волкова "Волшебник Изумрудного города". Стены домов украсили волшебницы Бастинда и Виллина, пауки, саблезубые тигры. А один из дворов охраняют Железный Дровосек и Страшила. Единственная, но существенная трудность: эти дворы могут быть закрыты. Тогда тем более сюда нужно идти после встречи с Гаврюшей и проверить волшебство собаки, как говорится, не отходя от кассы!

    7. Маленький летящий ангел: случайное чудо

    Адрес: Ковенский переулок, 7

    (Ст. метро "Маяковская")

    Этот очаровательный ангелочек - моя очередная случайная (а может, и неслучайная) находка. Просто шла по улице, увидела красивое здание, напоминающее замок. Оказалось, это католический храм Пресвятой Девы Марии Лурдской, построенный в 1909 году. А над ступеньками, недалеко от входа, парит маленький ангел... Если встать под ним, зажмуриться и загадать желание - оно обязательно сбудется! Должно сбыться!..

    8. Фонтан "Каскад - вращающийся шар": и снова исполняются желания!

    Адрес: Малая Садовая улица,

    (Ст. метро "Гостиный двор")

    Этот уникальный фонтан был установлен в 2000 году и является копией другого - разработанного ещё М.В. Ломоносовым. В чём же его уникальность, спросите вы. Дело в том, что это фонтан-часы, состоящий из 12 гранитных ступенек с бронзовыми цифрами и массивным 739-килограммовым (!) шаром. По задумке создателей, каждый новый час должно меняться направление водяных струй, которые перемещаются по ступеням, указывая на цифры.

    Кстати, здесь тоже можно загадывать желания! Вот один из способов. Встаньте спиной к шару и бросьте монетку через правое плечо. Затем посмотрите, на ступеньку с каким номером упала монета - ровно столько месяцев нужно ждать исполнения желания. Если же вообще нет под рукой наличных, то не стоит рисковать и бросать в фонтан банковскую карту - просто дотроньтесь до шара и подумайте о своей мечте.

    9. "Блокадная парикмахерская": красота спасает мир всегда!

    Адрес: Невский проспект, 54

    (Ст. метро "Гостиный двор", "Невский проспект", "Маяковская")

    Настоящим открытием стала мемориальная доска, посвящённая "блокадной парикмахерской". Какие парикмахерские во время блокады?! Никогда не слышала об этом. Значит, надо найти и увидеть самой!

    Но не всё так просто. Пришлось трижды пройти по Невскому проспекту вдоль дома номер 54, прежде чем мы заглянули в открытые двери подъезда - и (кто бы мог подумать!) - вот она! Висит себе тихонечко на внутренней стене здания. Именно здесь находилась знаменитая парикмахерская, которая продолжала работать в блокадном Ленинграде. Работники носили воду в вёдрах из проруби на Фонтанке, потом грели её на керосинках – электричества и водоснабжения в осаждённом городе не было. Сюда приходили бойцы, отправлявшиеся на фронт. Сюда же шли местные жители - измождённые голодом и бомбёжками ленинградцы.

    А худенькие уставшие девушки в грязных халатах, надетых поверх пальто, каждый из тех страшных 872 дней доказывали, что мир спасёт именно красота...

    10. Петербургский ангел в Измайловском саду: душа "непарадного" Питера

    Адрес: набережная реки Фонтанки, 114

    (Ст. метро "Технологический институт-1", "Технический институт-2", "Садовая")

    На спинке скамейки в Измайловском саду сидит вот такой милый Петербургский ангел с раскрытой книжкой и старым зонтиком. Он смотрит на страницу с доброй, всепонимающей улыбкой - и кажется, что не читает вовсе, а думает о чём-то важном, вечном. Этот крылатый обитатель города на Неве явно знает о жизни больше, чем каждый из нас. И хотя лично я ангелов никогда не встречала, но твердо уверена: петербургские должны выглядеть именно так!

    У памятника можно прочесть надпись - послание от автора: "Скульптура посвящена старикам из моего ленинградского детства, носителям особой душевной культуры и интеллигентности. Они, пережив гражданскую войну, голод, сталинские репрессии, блокаду, сохранили в себе оптимизм, жизнерадостность и живой интерес к людям".

    К огромному сожалению, автора этого чудесного маленького памятника - художника и скульптора Романа Шустова - уже нет с нами. Он умер год назад от коронавируса. Но часть его души осталась на этой земле, в чудесном городе, на спинке скамейки Измайловского сада...

    11. Ну и напоследок...

    Печальный ангел эпохи коронавируса.

    Адрес: набережная реки Карповки, 2.

    (Ст. метро "Петроградская", "Горьковская", "Чкаловская")

    По просьбам трудящихся путешествующих, добавляю в этот список новый памятник Петербурга, который был открыт 3 марта 2021 года. Называется он "Печальный ангел". Очень трогательный и беззащитный. Хрупкий - как жизнь человека в эпоху коронавируса.

    Это ещё одно творение скульптора Романа Шустова. Автор не дожил до открытия памятника - о причинах уже было сказано в пункте 10. Его последний ангел поселился на скамейке у здания Первого медицинского университета. Он был установлен в память о медиках, погибших от COVID-19. Печальный ангел печальной эпохи...

    ---

    Вот такие они - интересные места живого, простого, непарадного Петербурга. Маленькие достопримечательности большого города. Порой неприметные, порой неизвестные, порой неожиданные. Их много, но найти все не составит труда внимательному путешественнику, искренне любящему этот удивительный город.

     

    https://zen.yandex.ru/media/odno_puteshestvie/odinnadcat-interesnostei-jivogo-neparadnogo-peterburga-60d4950ef1df2604d4bc39b3

     

     

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные