Последние статьи

  • Мифы о тысячах трупов

    Действительно ли Петербург стоит на костях построивших его крестьян, и откуда взялась эта история.

    Довольно много людей уверены, что Петр Первый сгонял насильно крестьян со всей страны для строительства нового города, не считаясь ни с какими потерями. Крестьяне в местном климате мерзли, болели, умирали, а их тела сваливали в огромные ямы и закидывали негашеной известью для предотвращения распространения болезней.

    В одной книжке автор рыдает на тему: неизвестно, чего больше в земле питерской, просмоленных свай или костей человеческих. Впрочем, точных цифр никто не называл. Просто намекали на десятки и сотни тысяч умерших.

    Историк Соловьев говорил о «большом числе строителей», погибших при постройке города, а Ключевский и вовсе пишет, что, дескать, сложно найти в общей истории какое-нибудь побоище, погубившее больше бойцов, нежели полегло строителей Петербурга и Кронштадта. Опять же, без всякой конкретики.

    Забавно, что самые большие цифры называли в Швеции. Там ходили истории, что русский царь использует на строительстве пленных шведов вместо казни и, дескать, еще неизвестно, что хуже.

    При большевиках эти слухи, само собой, еще больше раздули и поместили в учебники истории как яркий пример преступлений царизма.

    Правда ли все перечисленное? Судя по всему, нет — очередной миф, использовавшийся по большей части для очернения царя, т.к. нет ни одного подтверждения подобных слухов, зато есть куча документальных свидетельств о том, что такого никогда не было и быть не могло.

    Земля в Санкт-Петербурге и окрестностях хорошо исследована. Ни одного неизвестного массового захоронения людей в таких количествах на сегодняшний день не было найдено. Да и не будет никогда.

    Зато в 1950-х годах при раскопках мест первоначального строительства Петербурга находили множество ям с большим количеством объедков, а это говорит о том, что кормили на стройке неплохо. Голодающие люди остатки еды в землю не закапывают, проверено блокадой.

    Всего на строительстве даже в первые годы трудилось одновременно не более 40 000 человек. Да и те работали вахтами, а не все сразу. Так что даже речи о потерях в десятки тысяч человек быть не может (про сотни и вовсе смешно), ибо их было всего четыре десятка и тогда должны были бы умереть все сразу за несколько дней. Чего, конечно, никогда не случалось.

    Строительство велось только с марта по ноябрь, т.к. в другое время подвозить материалы в нужных количествах было проблематично — вода замерзала, а по суше столько не привезти. Работали в три смены по 12-18 тысяч человек. Итого получалось по три месяца в смену. Несмертельно.

    Сохранилось интересное доношение Синявина, датированное 1712-м годом. В нем мы видим такие цифры: всего было послано в С.-Петербург 2,21 тыс. ремесленников, из которых сбежало 365 человек, умерло – 61, оказалось дряхлыми и непригодными – 46 человек. Как видите, сбежавших из-за баек о смертности на стройке было в разы больше реально умерших, а дряхлых и непригодных туда вовсе не брали.

    В 1717 году глава городской канцелярии князя А.Черкасского написал интересный документ государю. В нем указываются следующие цифры: на 32 тыс. работающего люду числилось 3,2 тыс. кашеваров и 1000 больных! То есть каждый десятый строитель был кашевар! Неплохо для голодающих.

    Что касается умерших, то их явно не могло быть больше заболевших, не все же они переставились, а следовательно, таковых было менее 3,1 % при том, что средняя смертность на строительстве городов в те времена считалась нормальной в пределах 7-8%.

    И вот как раз аргументом за оставление на стройке только вольнонаемных был тот факт, что Черкасский хотел снизить расходы на лечение больных, что и случилось в 1717 году. Ввели налог на строительство новой столицы, получили из него средства, на которые стали нанимать на стройку только самых нужных, здоровых и полезных делу людей.

    Платили на строительстве рубль в месяц, что для того времени было неплохой зарплатой рабочего. Поэтому многие даже не хотели уезжать вместе со сменой, а оставались подзаработать еще. Зимой же, когда строительство не велось, они уезжали на отдых.

    В целом, как ни копались в бумагах историки, все равно не смогли насчитать более 4-5 тысяч погибших за все вместе взятые годы строительства Санкт-Петербурга. Так что еще один миф можно считать полностью развенчанным.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stom/deistvitelno-li-peterburg-stoit-na-kostiah-postroivshih-ego-krestian-i-otkuda-vzialas-eta-istoriia-6176e35eb27d57298be777ae?&

     

    Подробнее
  • Аничков дворец - история

    Уважаемый читатель. Давайте сегодня перенесёмся с вами в середину XVIII века, а если быть точным, в день 25 ноября (6 декабря) 1741 года. В этот день случился самый бескровный переворот в истории государства Российского. На престол взошла 31-летняя дочь Петра I – Елизавета Петровна. Она со своей «командой» в составе: лейб-медика И. Г. Лестока, своего фаворита Алексея Григорьевича Разумовского и братьев Александра и Петра Шуваловых вкупе с Михаилом Воронцовым, свергли с престола малолетнего императора Иоанна Антоновича и его родителей.

    Переворот этот не был ни для кого неожиданностью. Слухи о нём расходились по столице давно. Центром движения в пользу дочери Петра I стали казармы гвардейского Преображенского полка. Немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Солдаты не называли её иначе, как «матушка». Она в свою очередь называла их «дети мои».

    Территория между Садовой улицей и Фонтанкой вдоль Невского проспекта, где сейчас располагается Аничков дворец, в начале XVIII века принадлежала А. М. Девиеру — первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга. Однако 24 апреля 1727 года в присутствии «светлейшего» (имеется ввиду Меншиков) Девиер был взят под караул. По указу 27 мая 1727 года обвинён в намерении устранить от наследования престола Петра II и в попытках воспрепятствовать выполнению духовного завещания императрицы Екатерины I, лишён дворянства и титула, чинов, имений, бит кнутом и сослан в Сибирь, а участок конфискован в пользу казны.

    Взойдя на престол, Елизавета распорядилась на «ничейном» месте поставить дворец! Ни для кого не было секретом, что строился дворец для фаворита Елизаветы Петровны — графа Алексея Григорьевича Разумовского. Попутно, своим Высочайшим указом от 14 февраля 1743 года Девиеру были возвращены орден и графский титул, а также поместье в Валуйском уезде Белгородской губернии с 1600 душами крестьян.

    На момент строительства дворца место, где он строился, было окраиной города. Границей считалась река Фонтанка. Предполагалось, что путешественников и гостей города движущихся с востока, должен встречать большой светлый дворец как символ богатства и благополучия столицы империи.

    Своё название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом. В отличие от других зданий на Невском проспекте, главный фасад был обращён не в его сторону — а к реке. Многие гости прибывали во дворец по воде, потому главный фасад здания обращен на Фонтанку.

    Несколько слов про мост, раз уж мы заговорили про эти места. Своё название он получил в честь инженерного батальона под командованием инженера-подполковника Михаила Аничкова, построившего переправу. Рабочий батальон размещался в финской деревне на берегу Фонтанки, и с тех пор это место прозвали Аничковой слободой. К этой слободе и примыкал мост.

    Созданием проекта и строительством дворца занялся архитектор М.Г. Земцов в 1741 году, затем дело было передано Г.Д. Дмитриеву, а завершил строительство Аничкова дворца знаменитый архитектор Ф. Б. Растрелли в 1756 году. Таким образом, на тот момент, это был первый дворец на Невском проспекте!

    Когда граф Разумовский скончался, Аничков дворец перешёл во владение его брата, президента Академии наук, графа Кирилла Григорьевича Разумовского, а затем в 1775 году усадьбу арендовало петербургское купечество, устроившее во дворце большой маскарад на 2500 человек.

    В 1776 году Екатерина II выкупила дворец у Разумовского и подарила его графу Г. А. Потёмкину. В последующие два года дворец был перестроен для Потёмкина по проекту И. Е. Старова — с той поры дворец имеет классический, а не барочный облик.

    Затем Потёмкин продал Аничков дворец купцу Шемякину. Решив, что от царских подарков отказываться не подобает, Екатерина II снова выкупила дворец и отдала его Потёмкину. Однако в 1785 году усадьба оказывается проданной вновь, на этот раз в казну.

    В 1794 году в здании было решено разместить Кабинет Его Императорского Величества. Аничков дворец стал личной канцелярией царя.

    В 1795 году в одном из павильонов дворца временно хранили книжное собрание Иосифа Залусского, ставшее основой для создания Публичной библиотеки, а в 1799 году западную часть усадьбы передали Театральной дирекции.

    В 1809 году Александр I подарил Аничков дворец своей сестре - великой княгине Екатерине Павловне - по случаю её свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским. С 1810-х годов в Аничковом дворце жил поэт В. А. Жуковский. Он был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. Именно здесь А. С. Пушкин читал Жуковскому оконченную поэму "Руслан и Людмила".

    В 1817 году Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) к свадьбе и как это принято у царей, здание снова принялись перестраивать. 1817-1820 годах этим занимался К. Росси. Он построил Сервизный корпус, два садовых павильона, перепланировал сад. Усадьба вошла в спроектированный Росси единый ансамбль Театральной площади (ныне площади Островского).

    В 1825 году князь Николай Павлович стал императором и через год дал Аничкову дворцу статус императорского.

    Хозяевами дворца были Александр II, Александр III, а последней хозяйкой усадьбы была мать Николая II, императрица Мария Фёдоровна. Ей в 1897 году здесь демонстрировали кинематограф, а с 1899 года при Аничковом дворце начала работать школа для детей служащих.

    В советское время, начиная с 1934 года, по инициативе Сергея Мироновича Кирова, комплекс Аничкового дворца передали детям и здесь был открыт Дворец пионеров. С тех пор здания дворцового комплекса принадлежали только детям.

    1990 году Дворец пионеров преобразовали в Дворец творчества юных.

    Сегодня его двери открыты юным петербуржцам, во Дворце работает более 200 кружков — здесь каждый найдёт себе занятие по вкусу!

    Вот такая красивая история у первого дворца на Невском проспекте!

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-udivitelnaia-istoriia-anichkovogo-dvorca-61a4697882ba5a3eb90b3188?&

     

    Подробнее
  • Памятник Николаю 1

    Этот памятник принято считать украшением Исаакиевской площади. Около трех лет монумент был закрыт шатром, шла реставрация, в ноябре леса сняли. Стояла и смотрела, будто в первый раз.

    Памятник привлекает меня двумя моментами: конная скульптура держится на задних ногах лошади и каррарским мрамором пьедестала. Стала искать литературу, которая могла бы объяснить очередное чудо инженерной мысли Монферрана и Клодта.

    Самодержец восседает на лошади в сверкающих латах (странно, что не блестят), ботфортах и каске с орлом. Лошадь под ним гарцует, того и гляди послышатся звуки марша и лошадь галопом понесется по площади.

    Проект конной статуи создал Огюст Монферран, а модель - Петр Карлович Клодт. Достаточно вспомнить памятник Крылову в Летнем саду, где герои басен выполнены точно и натурально. Лошадь под императором ничуть не уступает созданным ранее творениям. Была у Николая Павловича любимая лошадь Флора, но едва ли это она.

    Для устойчивости скульптуры мастер решается на следующий трюк: засыпает в круп лошади дробь, а под задние копыта ставит столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания.

    Императора Николая I, общепринятое мнение характеризует резким, самодовольным и ограниченным человеком, иными словами - Николай «Палкин». Однако, если соединить воедино историческую мозаику, то складывается другое впечатление. Николай вступил на престол в год восстания декабристов. На протяжении всего правления он всеми силами пытался не допустить инакомыслия в стране. В его бытность появились «голубые мундиры и тайная канцелярия.

    Тем не менее, к концу его царствования население городов увеличилось вдвое, страна стала конкурентоспособной, была построена дорога из Москвы в Петербург, и не просто дорога, а с твердым покрытием. Николай отличался большой работоспособностью, прекрасной памятью, не гуманитарий, но хорошо владел военным делом, увлекался инженерией.

    Памятник открыли летом 1859 года, и публика по обыкновению высказывала предположение, что он долго не простоит. Александрийскому столпу, открытому на четверть века раньше, предрекали похожую участь. Однако, скоро закончится второе столетие, а оба #памятника стояли, стоят и стоять будут, потому что за всем стоит точный математический расчет.

    Пьедестал "живет" своей отдельной жизнью от #скульптуры. Он вполне самодостаточен, сложенный из белого каррарского мрамора и порфира, украшенный рельефами и бронзовыми женскими фигурами. Статуи имеют некоторое портретное сходство с супругой и дочерями Николая I и олицетворяют Правосудие, Веру, Мудрость и Силу.

    Торшеры по углам памятника с пятью фонарями, тоже работа Клодта, заслуживают не меньшего внимания, являясь едва ли не самыми красивыми в городе. Памятник #николаю I последняя большая работа Петра Карловича. На ограде вокруг памятника цитата императора, достаточно патриотичная: "Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен".

    Автор ограды вокруг памятника архитектор Людиг Бонштедт

    На лицевой части пьедестала, смотрящей на Исаакиевский собор, бронзовая надпись с двуглавым орлом. На памятнике всего много и целостности я по-прежнему не вижу, детали хороши по отдельности, а вместе тяжеловаты.

     

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5ec6678260d946423f032a8d/odin-iz-triukov-klodta-pamiatnik-nikolaiu-i-61a4d47beedd4975a1a99f49?&

     

    Подробнее
  • Невский проспект - тайны и легенды

    Многие считают, что тайны и легенды могут быть связаны лишь с древними заброшенными замками. Или с чащами глухих лесов. Но что если привидения могут встречаться прохожим прямо в центре большого города?

    Конечно, это верно не для всякого мегаполиса, но Санкт-Петербург — город исключительный. Здесь тайны и мистика — прямо на Невском проспекте. Хотите узнать подробнее? С удовольствием расскажем!

    Вкривь и вкось

    Существует легенда о строительстве проспекта. Согласно преданию, он должен был стать прямым, как стрела. Но что-то пошло не так.

    По легенде, проспект (или, точнее, дорогу) начали строить сразу с двух концов. С одной стороны трудились шведские военнопленные, с другой — монахи Александро-Невской обители. И все шло хорошо... Пока не выяснилось, что дорога получается кривая.

    Кто ошибся при строительстве? Шведы или монахи? Вероятно, и те, и другие. Но разгневанный царь решил, что все дело в монахах. Это был Петр I, а он духовенство не особенно жаловал.

    Монахов привели на то место, где при строительстве дороги образовался изгиб. Там горе-строителей высекли. Позже на этом месте был возведен храм.

    Говорят, изгиб, разделивший улицу надвое, стал причиной удвоения событий, происходящих на проспекте. Скажем, в одной части улицы загорелся дом — значит, скоро пожар начнется и в другой ее части.

    Площадь, где высекли монахов, тоже стала «чудесной». Только вот чудеса тут происходят со знаком «минус». Какую скульптуру тут ни установят — она преображается во что-то не очень приятное для глаза. По крайней мере, так утверждает народная молва.

    Так было, например, с памятником царю. Он стоял тут в начале XX века и получил в народе множество нелестных прозвищ.

    Старушка-самоубийца

    Говорят, мужчинам лучше не ходить ночью мимо дома №68. Есть риск, что они могут оказаться в объятиях призрака старушки-самоубийцы. Старушка ничего плохого не сделает — но все же, согласитесь, приятного мало...

    Говорят, в этом доме она жила в старину вместе со своей дочерью. Девочка выросла и вышла замуж. А старушка... влюбилась в мужа собственной дочери. Разумеется, ее чувство не было взаимным. Терзания страсти довели пожилую женщину до того, что она покончила с собой. И теперь ее призрак ищет своего возлюбленного, заглядывает в лица прохожим...

    Есть и другая версия этой истории. Согласно ей, пожилая дама была графиней, причем богатой. При ней жила молодая воспитанница. В один прекрасный (или ужасный?) день обе они познакомились с неким чиновником. Стрела Амура (как говорили в те времена) поразила сразу обеих. Но любовь одной из них (угадайте чья) осталась без взаимности...

    Воспитанница и чиновник поженились. Промучившись некоторое время, графиня однажды пришла к дверям квартиры молодой пары. Она постучала, дверь открылась... Бедная влюбленная на глазах молодоженов бросилась к открытому окну. Секунда — и все было кончено. Тело старой дамы, разбившейся насмерть, лежало под окнами дома.

    Странная нумерация

    Увидев карту Санкт-Петербурга минувших веков, можно удивиться нумерации домов. Это касается и Невского проспекта. Скажем, дом №3 раньше был №78, причем без указания улицы. В чем тут секрет?

    Разгадка тайны проста: раньше номера присваивались домам без всякой связи с улицами. Нумерация зависела только от района, где находилось здание. Таким образом, на одной и той же улице можно было увидеть дома с совершенно одинаковыми номерами.

    Конечно, это сбивало с толку. Причем путались порой не только приезжие, но и местные жители. Было ясно, что нужно что-то менять. Решили сделать так: просто пронумеровать все дома без деления на районы. В итоге в городе появились такие номера зданий, как 587 или 725... В общем, ситуация оставалась очень сложной.

    В XIX столетии была, наконец, введена современная нумерация домов. И все вздохнули с облегчением.

    Мешок апельсинов

    Говорят, история большого и знаменитого магазина, находящегося на проспекте, началась с мешка апельсинов.

    Этот мешок привез в город бывший крепостной, недавно получивший волю. Прежде он был садовникам у одного графа. На Рождество он сделал барину сюрприз: поднес графу и его гостям земляники. Все пришли в такой восторг, что садовник немедленно получил вольную грамоту. Кроме того, бывший барин дал ему еще и денег. На них-то и был куплен мешок апельсинов.

    Бывший садовник начал торговать цитрусовыми на проспекте. Дела пошли в гору. А его потомки настолько разбогатели, что открыли на этом же проспекте магазин. Тот самый, который сегодня в народе называют «Елисеевским».

    Мистическая дама

    Рассказывают, что по ночам по Аничкову дворцу бродит женщина в белом одеянии. Когда-то она была девицей благородного происхождения и училась в Смольном. Но роковая страсть изменила ее судьбу: красавицу соблазнил один из родственников царя. Вероятно, затем он покинул ее и она покончила с собой. А может, умерла по каким-то другим причинам.

    Так или иначе, она стала призраком. Говорят, с этим привидением в белом неоднократно общались члены императорского дома. Она предсказывала им будущее. Ее пророчества всегда сбывались.

    Кстати, есть в городе и другое привидение, похожее на даму в белом, но при этом — ее противоположность. Это дама в кружевной черной пелерине. Будущее она никому не предсказывает, только стонет и плачет. Чего она хочет от прохожих? Решительно ничего. Говорят, это просто болотная нечисть. Переживает, что на ее болоте теперь стоит город.

    Невский проспект — место само по себе легендарное. Не удивительно, что с ним связано столько тайн и преданий. Множество туристов стремятся окунуться в его удивительную атмосферу. Побывать на этом проспекте — значит прикоснуться к таинственной душе города...

     

    https://www.votpusk.ru/story/article.asp?ID=19732&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • Портрет надобно убрать, - повелел Павел I

    В отдельном зале, с большими французским окнами, каждый сантиметр стены был занят прекрасным образом. Князь Николай Юсупов коллекционировал женские портреты, и к концу XVIII века собрал их более трехсот. Но самой большой своей драгоценностью считал изображение императрицы Екатерины II. По его личному заказу государыня была изображена в виде Венеры, а он сам – в образе Аполлона. И красовалось это произведение в личных покоях князя.

    Император Павел I испытывал сложные чувства по отношению к матери. Между ними никогда не было понимания или особой привязанности. Возможно потому, что маленького цесаревича рано разлучили с Екатериной. Такова была воля Елизаветы Петровны. Наследник престола рос вдали от родителей, и проникнуться к ним настоящим чувством попросту не мог. С возрастом пропасть только ширилась.

    Унаследовав престол, Павел «прошёлся» по некоторым проектам и начинаниям матери. Целый ряд приближенных к ней лиц получили отставку. Государь хотел царствовать без чужого влияния, тем более что у него были свои взгляды на многие вещи. И всё-таки он не забывал, что Екатерина II – императрица. И её положение требовало – хотя бы формального – уважения.

    Поэтому, когда кто-то из придворных, смеясь, сообщил о причуде князя Юсупова, Павел нахмурился. Николай Борисович, богач, каких мало, владел огромной портретной галереей. Но была у него особенная картина, выполненная по личным эскизам. Это полотно, изображавшее Екатерину Вторую (а рядом самого Юсупова), висело в покоях московского дворца в Большом Харитоньевском переулке.

    - Портрет надобно убрать, - повелел Павел I, — это императрица, а не фруктовая ваза.

    Многие считали, что Юсупов повел себя дерзко. Конечно, в былую пору сама Екатерина отличала его среди прочих (была у них мимолетная вспышка чувств). Но надобно понимать: где князь, а где государыня! Высочайший портрет дозволительно было размещать в парадной гостиной, или в бальном зале… Да и потом есть традиция писать Венеру. Обычно на полотнах художников эта прекрасная богиня предстает во всём великолепии. Как говорится, без покровов. То есть на картине Юсупова было на что посмотреть... Но ведь речь-то идёт не об абстрактном персонаже из римской мифологии, а о совершенно реальном человеке, исторической личности! И тут уже такое изображение не комильфо.

    Юсупову передали требование императора, а он расхохотался. Супруга, Татьяна Васильевна, укоризненно попеняла: надо прислушаться к мнению государя! Как-никак у них дети! Подрастали два сына, и им нужно было обеспечить будущее. А если Павел Первый рассердится? Что будет тогда с ними со всеми?

    Дворянин восемнадцатого века не желал потерять высочайшее расположение. От императора зависело слишком многое: продвижение по карьерной лестнице, получение орденов и званий. И даже такой состоятельный человек, как Николай Борисович, ослушаться Павла I не рисковал.

    Владений у Юсупова было так много, что, когда его спрашивали: «А есть ли у вас угодья в Ярославской губернии?», он задумчиво доставал специальную книжечку и сверялся по ней. Точного числа своих крепостных князь не знал, и всегда отвечал, что их «приблизительно тысяч сорок». Это огромное состояние он унаследовал сам, и к нему же добавились владения жены – 18 миллионов от племянницы светлейшего князя Григория Потёмкина.

    Портрет, как и велел Павел I, князь убрал. Говорили, что он перевёз его в свое загородное имение в Архангельском. Супруга редко там бывала, она предпочитала Москву или Петербург. Зато в Архангельском отлично чувствовала себя молодая балерина Екатерина Петровна Колосова. Князь Юсупов возвел её в ранг фаворитки, и одаривал с такой же щедростью, с какой расточал милости какой-нибудь Помпадур король Людовик XV. Даже своих детей от Колосовой он признал, дал им фамилию Гирейские, и положил на счёт каждого по 50 тысяч рублей.

    Татьяна Васильевна, жена Юсупова, на коллекционирование женских образов смотрела снисходительно. У неё была другая любовь – украшения! Выбирала всегда самые редкие и роскошные, и получила в собственность редчайшую жемчужину Пелегрину, парюру королевы Марии-Антуанетты, и бриллиантовую тиару неаполитанской правительницы. Однако при этом же княгиня ничуть не меньше тратила на благотворительность. И почти всегда – без лишнего шума. Она не любила говорить о своих дарах, но в Петербурге знали: если где-то нужны средства на строительство приюта или помощь больнице, княгиня непременно поучаствует.

    Князь Николай Борисович умер в 1831-м, его жена – десятью годами позже. Граф Толстой уверял, что портрет Екатерины II а-ля Венера он лично видел, и не один раз, в доме Юсупова. Но картину так и не нашли. Шестьсот полотен остались после князя, но самое интересное - где-то затерялось. Есть, впрочем, версия, что Юсупов отослал портрет Павлу. А тот просто бросил картину в огонь. На всякий случай.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5db95c79ddfef600b2128bb2/-portret-nadobno-ubrat-povelel-pavel-i-eto-imperatrica-a-ne-vaza-61152172109059672a38b832

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные