Последние статьи

  • Магазин колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы»

    Гуляя по центру Невского проспекта, это здание невозможно не заметить. Оно обязательно привлечёт к себе ваше внимание своей помпезностью и необычностью. Доминантой здания служит огромная витрина-витраж высотой в три этажа по 4 метра каждый с ростовыми скульптурами на фасаде.

    Дом уникален как по своей задумке, так и в своём воплощении. Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Гавриила Барановского в стиле раннего «махрового, нарочитого» модерна. И эта нарочитость только дополняет его великолепие и уникальность.

    Здание поделено на 4 рабочие зоны. Снизу вверх. Винные и продуктовые подвалы, три торговых зала, банк и помещение театра с фойе-рестораном, конторские места.

    Елисеевский гастроном на Невском…, эх …, мечта любого покупателя. Его убранство было продумано до мелочей. Оно было призвано подчеркнуть процветание товарищества и привлечь заинтересованных покупателей. Внутренне оформление торговых залов подчинено законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. Здесь — великолепие дворцов российских императоров с их позолотой, антикварной мебелью и потолочными светильниками. Витрины, прилавок и торговые полки всегда переполнены разнообразным товаром. Пустых мест нет. Каждый сантиметр торговой площади чем-то занят, чем-то пахнет, чем-то привлекательно блестит.))

    В добавок четыре электрические люстры украшенные россыпью цветов из молочного стекла заполняют зал мягким, рассеянным жёлтым светом. Не смотря на огромное количество светильников, в зале всегда царил легкий полумрак — дань ар нуво — во всём должна быть волнующая атмосфера загадочности, намёк на тайну. Витражный рисунок под потолком торгового зала, повторял рисунок древа жизни, решённый в разных цветовых гаммах – синих, жёлтых, красных, зелёных, фиолетовых, золотых. Всё это вызывало атмосферу лёгкого головокружения, иной реальности, на что, безусловно, и рассчитывали Елисеевы.

    Снаружи витраж, занимающий чуть ли не все этажи здания на Невской стороне, создает впечатление огромной витрины, подчеркивает широкий и тщательно подобранный ассортимент товаров. На фасаде в виде ростовых скульптур установлены главные ценности общества начала XX века – «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» работы А. Г. Адамсона. В подвалах располагались складские холодильные помещения и один из лучших винных погребов в Европе.

    В залах второго этажа Елисеевского был обустроен театр и фойе-ресторан. Зрительный зал включал в себя партер на 480 мест и три ложи. На занавесе, видимом между драпировками, был изображен памятник Екатерине II на фоне Александринского театра, что являлось зеркальным отражением реальности, скрытой за витражом. Театральный зал скорее напоминал варьете со своими круглыми столиками и был предназначен больше для празднеств, чем для наслаждения театральными премьерами. И тем не менее с 1904 года он сдавался в аренду разным театральным коллективам, (всё должно приносить прибыль!) а в 1929 году помещение было на постоянной основе предоставлено недавно созданному Театру сатиры, который сейчас носит название Театр комедии им. Н. П. Акимова.

    В театре ставились пьесы игривого содержания, салонные комедии и водевили. Кавалеры, приглашая дам на спектакль, обязательно угощали их в Елисеевском свежими фруктами, шоколадом и вином. Так была воплощена концепция, задуманная купцами Елисеевыми, — объединение магазина, ресторана, театра и зала для торжественных приемов под одной крышей в самом центре Петербурга.

    В советское время магазин назывался “Гастроном №1”. В нём всегда можно было купить деликатесы даже во время продовольственного дефицита. Был период, когда в магазин пускали только чиновников высшего звена и партийную номенклатуру. У Булгакова в книжке «Мастер и Маргарита», очень точно высмеян этот момент, когда в Елисеевский, правда московский, ввалились Бегемот и Коровьев. Одна из самых весёлых сцен в книжке.

    Во времена Великой Отечественной войны, в витринах Елисеевского на Невском, появились «Окна ТАСС» – агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Даже блокадной зимой 1942-1943 на втором этаже шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского Блокадного театра.

    После длительной реставрации 8 марта 2012 года магазин купцов Елисеевых, общей площадью 430 квадратных метров, вновь распахнул свои двери для покупателей. Как убеждают нас новые хозяева магазина, интерьер был детально восстановлен по эскизам, утвержденным купцами Елисеевыми, и фотографиям 1903 года.

    С января 2013 года главную витрину магазина, выходящую на Невский проспект, украшают куклы из знаменитого спектакля «Щелкунчик», выполненные по эскизам М. Шемякина.

    Рассказывая о легендарном магазине, нельзя не вспомнить и о некоторых легендах, связанных с ним. )) Одна гласит о существовании в советское время неких «Элитных списков», по которым в этот магазин и пускали. Быть занесённым в этот список – всё равно как «дёрнуть Бога за бороду». Ты состоялся! Кто вносил фамилии в список загадка, как и загадка, где сам список.

    А вторая легенда жива по сию пору! Дескать в те самые революционные дни, братья Елисеевы, собрав всё золото, которое у них было (от личных безделушек до кухонной утвари) переплавили и отлили основу для люстры! Некий толстенный обруч, который окрасили «бронзянкой» и оставили висеть под потолком на самом видном месте до лучших времён. И говорят, что затея то выгорела! Люстра провисела толи до 60-х, толи до 70-х годов прошло века и золото обнаружилось при реставрации. Говорят, что видели эту люстру даже в 90-е, но найти её не могут. Не могут до сих пор!

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-magazin-kolonialnyh-tovarov-torgovogo-tovariscestva-bratia-eliseevy-interesnaia-istoriia-61038373292f72531fd4dbf6

     

    Подробнее
  • «Излом» Невского проспекта. Почему его не построили прямо?

    Невский проспект-определённо самая известная улица Санкт-Петербурга сегодня. При ее масштабах можно и не заметить во время продолжительной прогулки, что проспект, который, по идее, должен идти по прямой, на самом деле имеет явный изгиб. И даже у этого факта, как у почти всего в Петербурге, есть своя интересная легенда.

    Даже на уроках истории города (практически обязательном предмете в петербургских школах) рассказывают, что Невский проспект (Першпективу) сразу же задумали как прямую дорогу от одного берега Невы до другого. Но вышел конфуз. 

    Широко известна в фольклоре история знаменитого излома Невского проспекта в районе современной площади Восстания. Проспект начали прокладывать одновременно с двух сторон: пленные шведы – со стороны Адмиралтейства и монахи – со стороны Александро-Невского монастыря. Предполагалось, что они встретятся у Большой Новгородской дороги – будущего Лиговского проспекта. Согласно известному старинному преданию, при прокладке трассы ошиблись как те, так и другие, и Невский проспект, вопреки логике петербургского строительства, оказался не прямым, а получил нежелательный излом.

    Говорят, узнав об этой ошибке, Петр I был так разгневан, что велел уложить всех монахов (а в их, и только в их вине он ни чуточки не сомневался) на месте образовавшегося излома и примерно высечь. Пётр считал, что шведы хоть и пленные, но европейцы, а от того любую задачу выполняют ответственно. А с духовенством у царя всегда отношения были натянутые, мягко говоря.

    Если верить легенде, царь лично присутствовал при этой экзекуции и старательно следил за правильным исполнением своего приговора.

    Пусть легенда и красивая, но она не соответствует действительности. Дело в том, что до 1738 года единого Невского проспекта между берегами Невы не существовало. Были две разные магистрали, созданные совершенно для разных целей. Невская першпектива связала Новгородский тракт (нынешний Лиговский проспект) со строящимся Александро-Невским монастырём, вокруг этой дороги в скором времени стали селиться монахи и рабочие.

    Потом дорогу всё-таки начали благоустраивать. Вдоль неё высадили несколько рядов берёз, построили мосты через Кривушу (будущий канал Грибоедова), Мойку (первую границу города) и Фонтанку (новую границу города) и сделали въезд платным (верхом — 3 копейки, на телеге — 5 копеек, в карете — от 10 до 40 копеек).

    Единым Невский проспект сделали только в 1738 году, когда дорогу стали благоустраивать при Анне Иоанновне. Так что кривым Невский стал не из-за ошибки строителей или чьего-то злого умысла.

     

    https://zen.yandex.ru/media/mazhina_yana/izlom-nevskogo-prospekta-pochemu-ego-ne-postroili-priamo-6163fc0fa796e75cff0742a7

     

    Подробнее
  • Сохранившийся домик Петра I в Санкт-Петербурге

    Домик Петра I в Санкт-Петербурге — это первое жилище царя и первое гражданское здание в городе на Неве. Здание расположено на Петроградской стороне, недалеко от Троицкой площади. В те времена домик Петра I называли «Первоначальным дворцом» и Красными «хоромцами».

    Краткая история

    Домик Петра был построен солдатами-плотниками всего за три дня с 24 по 26 мая 1703 года, а 27 мая здесь прошло празднование присоединения новых земель и основания города. В этом жилище император жил до постройки Зимнего и Летнего дворца, с 1703 по 1708 годы.

    Место для строительства было выбрано так, что из окон здания были видны Петропавловские бастионы, окружающая местность и гладь Невы.

    Дом был срублен из тёсаных сосновых бревен, сени делили избу на две части.

    Для здания характерны черты, присущие голландской и шведской архитектуре. Планировка дома выполнена по типу шведского срубного жилища, представляющего собой одноэтажный деревянный дом из двух комнат с сенями, разделенными перегородкой. Такой тип шведской рубки не применялся раньше на Руси. Печи и дымоходов не было, поскольку император здесь жил только в летнее время.

    Тесаные бревна были расписаны под красный кирпич. Высота дома до конька была почти 6 метров, а крышу, покрыли древесными дощечками, имитирующими черепицу.

    На бревнах видны следы краски от нарисованных кирпичей, по сколько Петр хотел чтобы новая столица строилась из камня.

    В здании было 17 окон, разделенных на несколько сегментов, что было также традиционным для Швеции и Голландии.

    Дом состоял из сеней, кабинета, спальни и столовой.

    Стены комнат были обтянуты парусным холстом, двери украшали металлические накладки в виде орнамента.

    Поскольку царь был командиром почетной роты бомбардиров Преображенского полка, на крыше установили деревянную резную мортиру (артиллерийское оружие), а по краям конька — две «пылающие бомбы».

    Первая галерея вокруг здания была возведена по указанию Петра I в 1723 году, но она не спасала его от больших наводнений. По этой причине в 1784 году, по указу Екатерины II, вокруг жилища был сооружен прочный футляр с фундаментом и кровельной крышей, который в середине XIX века был перестроен на каменный.

    В 1930 в домике Петра Первого был открыт исторический музей, где, кроме личных вещей и мебели, хранятся материалы, рассказывающие об истории Петровской эпохи, в том числе о Северной войне.

    Во время Великой Отечественной войны здание было тщательно укрыто досками и фанерой, покрашенными в серый цвет. В 1944 году Домик Петра I стал одним из первых музеев, открывшихся после снятия блокады.

    В послевоенное время проведена реставрация постройки, в ходе которой расчищены кирпичные стены и застеклены окна и двери, проведен ремонт решетки и внутренних комнат здания.

    За прошедшие с момента постройки три столетия набережная несколько раз расширялась и в настоящее время историческое здание оказалось отодвинутым от берега Невы.

    Спуск к реке украшают две скульптуры мифологических существ Ши-цза, как бы охраняющие вход на набережную и Домик Петра I. Скульптуры животных привезли из Маньчжурии в 1907 году — львица поддерживает лапой львенка, а лев держит шар, символизирующий буддийское знание и несущий свет в тьму.

     

    https://zen.yandex.ru/media/spb_wow/sohranivshiisia-domik-petra-i-v-sanktpeterburge-pochemu-skryt-ot-liudei-616d461ff8420e02f77d0a74

     

    Подробнее
  • Тайна Гатчинского дворца: что хранилось в комнате с забитой дверью

    По словам Эдварда Радзинского, одна из комнат в Гатчинском дворце была почти всегда заколочена. Там хранилась вещь, которая в свое время стала «свидетелем» убийства. Страх, который внушала закрытая комната царским детям и другим обитателям дворца, породил и соответствующие легенды.

    Убийство императора

    Тайна забитой двери в Гатчинском дворце напрямую связана со смертью Императора и Самодержца Всероссийского Павла I. Официальной причиной внезапной кончины правителя был объявлен апоплексический удар. Впоследствии в народе была популярна шутка о том, что Павел умер от апоплексического удара табакеркой в висок. Однако на самом деле заговорщики задушили императора шарфом. Интересно, что во время своего последнего ужина Павел Петрович, посмотревшись в зеркало, заявил: «Как не умеют делать зеркала! Смотрите... я в нем смотрюсь со свернутой набок шеей!». Впрочем, золотая табакерка все же использовалась при расправе над императором: ею Павла ударили в висок. Но сперва правитель был сильно избит.

    Исполнители убийства, коими были несколько офицеров, ликвидировали Павла I мартовской ночью 1801 года прямо в его спальне в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. В тот момент император отдыхал на своей походной кровати, которая представляла из себя складную деревянную раму с холстом. Кровать устанавливалась на 4 деревянные и 2 металлические ножки. Длина кровати без изголовья составляла всего 163 сантиметра, но Павлу I это не причиняло никаких неудобств, так как его рост был всего 160 сантиметров. По свидетельству военачальника Николая Саблукова, Павел спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле с рукавами. Над его кроватью висели шпага, шарф и трость.

    Окровавленная кровать

    Мария Федоровна, супруга Павла I, добилась удаления заговорщиков из столицы. Она, судя по всему, очень горевала по мужу. Как утверждал тот же Саблуков, в течение долгих и бессонных ночей вдова пролила немало слез. «Нервы ее были до того напряжены, что малейший шум пугал ее и обращал в бегство» — писал Николай Александрович. Мария Федоровна была даже не в силах расстаться с походной кроватью супруга, на которой он и ушел из жизни. Сама императрица рассказывала, что эту кровать вместе с окровавленным постельным бельем она всюду возила с собой. В Павловске, если верить книге «Будни и праздники императорского двора» Леонида Выскочкова, она поставила кровать за ширмой в собственной опочивальне.

    В 1827 году, то есть всего за несколько месяцев до смерти, Мария Федоровна написала завещание: «Возлюбленному сыну моему великому князю Константину оставляю на память: постель покойного отца его, Императора Павла, которую я всюду вожу с собою, а равно его одежду, сапоги, белье, его шпагу, трость, шляпу и его портрет, написанный мной и висящий возле его кровати в Павловске. Все эти вещи передаст ему мой камердинер Гримм. После его смерти все эти вещи должны быть возвращены в Гатчино». Так походная кровать Павла оказалась в Стрельнинском дворце. Однако через 3 года умер и Константин, а вещи, как и завещала Мария Федоровна, были перевезены в Гатчину, любимый дворец Павла I.

    Дворцовые призраки

    Эдвард Радзинский в своей книге «Убийство императора. Александр II и тайная Россия» пишет о том, что в Гатчинском дворце кровать Павла I вместе с окровавленными простынями хранилась в комнате с забитой дверью. По словам Радзинского, эта комната, а также легенда о призраке Павла, который бродил по ночам по залам дворца, вселяли в царских детей одновременно и ужас, и любопытство. Тем более, что слуги поддерживали эти байки. Неудивительно, что внук Павла Александр II, будучи еще маленьким, страстно мечтал о том, чтобы хоть раз увидеть призрак своего деда. Ольга, сестра Николая II, также вспоминала, как они с братом ночью бродили по дворцу, надеясь встретиться с Павлом.

    Хотя некоторые считают, что призрак Павла I на самом деле обитает там, где его настигла смерть, в Михайловском дворце. Строители, которые занимались ремонтом здания, рассказывали, что они частенько наблюдали за мужчиной невысокого роста в треуголке и ботфортах, который появлялся будто бы из ниоткуда. Обитатели замка слышали, как Павел играл на флажолете, музыкальном инструменте вроде флейты. Кадеты Инженерного училища, которому одно время принадлежал Михайловский замок, каждую ночь около полуночи следили за фигурой императора, который расхаживал вдоль окон первого этажа со свечой в руке. Правда, позже выяснилось, что призрака изображал из себя один из кадетов, завернувшись в белую простыню.

     

    https://cyrillitsa.ru/history/166734-tayna-gatchinskogo-dvorca-chto-khranilo.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • 3 ангела Санкт-Петербурга

    Северная столица, названная в честь святого Петра, – относительно молодой город. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 318 лет. Однако у молодого города есть целых три ангела-хранителя – бронзовый, серебряный и золотой. Они символизируют связь Санкт-Петербурга с небесами и образуют равносторонний духовный треугольник, объединяющий Васильевский остров, Центральный район и Петроградскую сторону.

    В народе считается, что пока три ангела-хранителя парят над Северной столицей, город под надёжной защитой. Скульптуры установлены на всемирно известных архитектурных сооружениях города:

    • золотой - на шпиле Петропавловского собора;
    • серебряный - на куполе церкви Святой Екатерины на Васильевском острове;
    • бронзовый - на Александровской колонне, Дворцовая площадь.

    Золотой ангел Петербурга на Петропавловской крепости

    Ангел расположен на шпиле собора Петропавловской крепости на высоте 122,5 метра. Размах крыльев 3,8 метра. Вес конструкции шпиля вместе с ангелом 56 тонн.

    Пётр I построил здесь такую вытянутую в западном стиле колокольню по двум причинам:

    Чтобы издалека привлекать иностранные торговые суда, в соответствии с коммерческой идей, с которой он начинал строить Санкт-Петербург (читайте по ссылке). Знакомые контуры должны были внушить им доверие.

    Чтобы церковь была выше самой высокой на тот момент колокольни кремлёвского храма Ивана Великого в Москве. Недолюбливал он Москву.

    С ангелом было много приключений за эти 318 лет (читайте по ссылке). Конструкция сложная и высокая. По тем временам даже "леса" невозможно было сделать на такую высоту. Поэтому приходилось искать умельцев, кто-бы забрался туда.

    Сначала ангел был как-бы в лежачем положении, в виде флюгера. Потом приобрёл современный вид - держась рукой за крест.

    В 1829 году из-за бури ангел был погнут. Долгое время не могли найти способ его поправить. А тогда очень верили в приметы, и Николай I приказал во-что бы то ни стало найти умельца, иначе в народе уже назревала паника.

    Вызвался кровельщик Петр Телушкин, который каким-то неведомым способом обогнул шар и несколько раз залез на купол. Не пострадал. За это его щедро вознаградили и ходит легенда, что он имел право на бесплатную кружку спиртного в любом кабаке. Для этого ему сделали клеймо под правой скулой и заходя в питейное заведение он делал характерный щелчок пальцами. Отсюда и пошёл в народ этот жест.

    Серебряный ангел Петербурга на куполе церкви Святой Екатерины

    Серебряный ангел находится на куполе церкви святой Екатерины на Васильевском острове. Высота фигуры – 3,8 м. Размах крыльев – 1,35 м.

    Ангел стоит на на медном шаре и сделан из простых материалов по проекту Ивана Прокофьева. Деревянная фигура ангела-хранителя была искусно обита свинцом и изящно окрашена серебристой краской. Отсюда произошло название скульптуры – Серебряный ангел.

    В 1935 году атеисты вырвали из рук ангела крест и он долгое время назывался в народе "Ангел с пустыми руками".

    В 2000-х годах скульптура стала разваливаться и её отправили на ремонт. И только в конце 2017 года серебряный ангел вернулся на место.

    Бронзовый ангел на Александровской колонне

    Александрийскую колонну знают все. Она расположена на Дворцовой площади. А вот многие ли запрокидывали голову вверх. Там стоит третий бронзовый ангел хранитель Петербурга.

    Колонна изготовлена из цельного куска красного гранита, весит 650 тонн и опирается на собственный вес, не имея никаких укреплений.

    Ангел сделан из бронзы, высота 4,26 метра. Фигура также опирается на собственную массу и ничем не закреплена.

    Держа крест в руке, ангел попирает змея, что символизирует мир, который принесла Россия Европе, одержав победу над армией Наполеона. По легенде, в облике ангела-хранителя автор – Борис Орловский – отразил черты Александра I.

    Санкт-Петербург известен под самыми разными названиями. Чаще всего можно услышать упоминания о Северной столице или Северной Венеции. Однако Петербург также вполне заслуживает название Города ангелов – пусть не будут в обиде жители Лос-Анджелеса.

    Кроме трех ангелов-хранителей, в Санкт-Петербурге можно увидеть множество других подобных скульптур: на Исаакиевском соборе, крыше Петеркирхе, барельефах Адмиралтейства, перед зданием Двенадцати коллегий и в других местах.

     

    https://zen.yandex.ru/media/piter24/3-angela-kotorye-oberegaiut-sanktpeterburg-61168e397e37175eb60c04d3

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные