Последние статьи

  • Чесменский дворец - история

    Чесменский дворец, построенный по проекту Юрия Фельтена в 1777 году, мало кто примет за дворец. (ул. Гастелло, дом 15) Ведь дворец он каков? Парадный вход с лестницей и портиком, колонны, не меньше шести-восьми, скульптуры, барельефы, этажей не меньше четырёх и т.д.

    А здесь приземистое двухэтажное здание, странной треугольной формы с башнями по углам. Казарма? А может, прости Господи, царские конюшни? Да нет же. Это старинный английский замок!

    Исследователи полагают, что план дворца - равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и обширным Парадным залом в центре - мог следовать образу Лонгдфортского дворца (1591, архитектор Джон Торп). Обработка нижнего этажа рустом, а верхнего штукатуркой создавала иллюзию, что достраивался замок, как это было принято в Англии, в течение столетий.

    Но заказчица и ее архитекторы ориентировались на образцы с другой части света. Чесменский дворец, как московские Петровский (Матвей Казаков, 1775-1782) и дворцовый комплекс в Царицыно (Василий Баженов, Матвей Казаков, 1775-1790-е), выполнен в том фантастическом "тарабарском"архитектурном стиле, возникшем в екатерининское время на смешении западных и восточных влияний.

    Когда в 1774 году Екатерина на месте скромного "загородного дома" на седьмой версте царскосельской дороги приказала строить путевой дворец, Россия только что окончила победительную войну с Турцией (1768-1774). «Восточный вопрос» был решен - русские торговые корабли могли беспрепятственно плавать по Черному морю и проходить через проливы. Каждую победу русского оружия в этой войне отмечали памятником - в Царском Селе появились Крымская и Чесменская колонны, Турецкий каскад, Турецкий павильон.

    Чесменский дворец также был построен а-ля азиатском вкусе и посвящен победе графа Алексея Орлова в Чесменской бухте - русские корабли сожгли почти весь флот грозного противника.

    О реальной Турции тогда почти ничего не знали. Огромная Османская империя, раскинувшаяся в трех частях света - Европе, Азии и Африке (Средиземное море некоторое время было ее внутренним водоемом), представлялась Европе неизведанной и сказочной страной. Она олицетворяла собой вообще все неевропейское, и так называемый турецкий стиль объединял все странное и фантастическое, что не произрастало из античности.

    Но, в бытность, когда строился дворец эти места назывались «Кикерикексен», по-фински «лягушачье болото». И дворец сначала назвали Кикерикексенским – «дворцом на лягушачьем болоте». Выговорить такое было невозможно, и сократили до Кикерико. Специально для нового дворца Екатерина заказала в Англии на знаменитых мануфактурах Джозайи Веджвуда сервиз из девятисот пятидесяти двух предметов, где на каждой супнице или тарелке красовалась зеленая лягушка. Сейчас "сервиз с зеленой лягушкой",как он официально называется, - гордость английской коллекции Эрмитажа. Соусники, тарелки, блюда в фирменном веджвудском «фаянсе цвета сливок», украшенные пейзажами старой Англии, выставлены на третьем этаже Зимнего дворца. Так и закрепилось за дворцом два названия. На бытовом уровне – «Кикерико»,а официально – Чесменский дворец.

    В 1782 году Екатерина передала Чесменский дворец Капитулу ордена Святого Георгия, основанному ею в 1768 году. Скромному небольшому Георгиевскому залу в Чесменском дворце есть чем гордиться. С 1782 года во дворце помещалось управление орденом, его архив, печать, орденская казна. Под председательством самой императрицы (гроссмейстера ордена) здесь заседала георгиевская Дума. На заседаниях Думы уже удостоенные орденом офицеры, присутствующие в столице, решали, кому присудить ордена III и IV степени (первые две степени жаловались только императором).

    Дума гласно обсуждала каждого депутата и голосовала. Для предоставления к пожалованию необходимо было получить две трети голосов. Орден был военный, присуждался лишь в годы войны за боевые заслуги или за выслугу лет - на четырехконечном кресте было выгравировано "За службу и храбрость". Награждались те, кто совершил на поле боя что-то исключительное, - захватил в плен неприятельского офицера, взял в бою вражеское знамя или орудие. Также орден могли присудить за полезный совет, приведший к военному успеху.

    Первыми кавалерами были герои турецкой войны. Сначала - сама Екатерина, затем - будущий фельдмаршал Румянцев, князь Репнин и генерал Боур. Шестеро из двадцати пяти кавалеров I степени, существовавших за всю историю ордена, были удостоены им за турецкие победы - Орлов за Чесму, Панин за взятие Бендер, Долгоруков-Крымский за овладение Крымом, Потемкин за взятие Очакова, будущий генералиссимус Суворов за победу при реке Рымник, Репнин за победу при Мачине. В Чесменском дворце георгиевцы заседали до 1811 года, после чего перебрались в Зимний.

    При Павле, здание перестало носить статус дворца, это и понятно. Мы помним его отношение к матери, а Николай Первый отдал пустующее здание богадельне.

    В 1918 году старичков-инвалидов сменили заключенные первого в стране концлагеря «Чесменка». В 1930-м здание перешло дорожному институту, после войны туда въехал ЛИАП (институт авиаприборостроения, ныне ГУАП).

    В 2016 годы был завершен очередной ремонт фасадов, в ходе которого каменный цоколь, сложенный из прекрасно сохранившихся, но загрязненных блоков путиловской плиты, был заново перетесан. В результате этого поверхность камня приобрела неряшливый вид, а «чистовая» работа каменщиков XIX века — полностью уничтожена. Было принято решение закрасить цоколь тем же цветом, что и всё здание, оставив натуральными только бордюры оконных проёмов.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-istoriia-chesmenskogo-dvorca-5fd449d733ed420c3f55714e

     

     

    Подробнее
  • Cамый первый канал Петербурга. Где был и что от него осталось

    Множество каналов в Петербурге возникало постепенно. Какой же из каналов был самым первым в городе? Интересна и его судьба – что же от него осталось сейчас.

    Самым первым сооружением в Санкт-Петербурге, и это не тайна даже для не очень интересующихся историей нашего города, была Петропавловская крепость. Именно с нее начался наш город.

    Вообще, все множество каналов в городе связано с тем, что царь-основатель Петр Iстремился сделать из Петербурга город подобный Амстердаму, с его каналами, для преимущественного передвижения водным путем, а не земным.

    Потому ничего удивительного нет, что в самом первом сооружении Петербурга появился и самый первый канал. Да, именно в Петропавловской крепости в 1703 году и был прорыт этот канал. Он проходил через всю крепость, с востока на запад. Задумка была, что этот канал будет служить для водоснабжения, судоходства и транспортировки плавучих строительных материалов для строительства крепости.

    Канал и служил всем поставленным задачам вплоть до 1882 года, когда его засыпали.

    К счастью для нас, любителей истории Петербурга, следы этого канала прекрасно видны до сих пор. Надо только знать, куда смотреть. Давайте пройдемся вместе и посмотрим.

    Заходим через Иоанновские ворота проходим через Петровские и поворачиваем направо. Вот они, остатки старого канала.

    Идем дальше, трасса канала прослеживается по мощению, оно отличается от окружающего.

    Казалось бы Петропавловская крепость хожена-перехожена, а вот какие находки там можно сделать, если присмотреться.

     

    https://zen.yandex.ru/media/peterburg/malo-kto-znaet-samyi-pervyi-kanal-peterburga-gde-byl-i-chto-ot-nego-ostalos-5feb22dfb17f202ff3eee4ee

     

    Подробнее
  • Тайна виллозевской башни

    Старинные постройки в Виллози, созданные в начале ХХ века – это водопроводная станция, предшественница нынешней Дудергофской станции «Водоканала» на берегу озера. Она была призвана снабжать водой из Орловских ключей военные лагеря и Красное Село.

    История архитектурного комплекса, расположенного в поселке Виллози, долгое время оставалась неизвестной: звучали предположения о том, что здесь был трактир, офицерская кавалерийская школа, монастырское подворье... Архивный поиск позволил установить, что предназначение зданий было более прозаичным - перед нами водопроводный комплекс. Первую подсказку удалось найти на финском Интернет-портале, где фотография знакомых построек была подписана как «Tuuterin keisarinaikaiset vesisailiot» (фин. «Дудергофский императорский водопроводный бак»).

    ПРЕДЫСТОРИЯ

    Вспыхнувшая летом 1911 года в лейб-гвардии Семеновском полку сильнейшая эпидемия брюшного тифа и паратифа, унесшая жизни около 300 человек, вновь выдвинула старый и наболевший вопрос о крайне неудовлетворительном санитарном состоянии Красносельского лагеря. Все ранее осуществленные санитарные мероприятия были признаны недостаточно эффективными, о чем великий князь Николай Николаевич (младший) лично доложил Николаю II. Письменный ответ императора был следующим: «Считаю невозможным оставлять дольше Красносельский лагерь в подобном антисанитарном состоянии. Уверен, что Великий князь главнокомандующий и военное ведомство энергично примутся за это живое дело».

    После этого была образована особая Хозяйственно-строительная комиссия по оздоровлению Красносельского лагерного района. Ее членами стали: Н.Г. Ермолаев (председатель), И.В. Павлов (заместитель председателя), А.А. Козаков, А.-Г.Б. Жантиев, С.П. Саханский, В.Н. Окунев, А.В. Бурхановский (до 03.02.1913), Е.В. Рокицкий (с 03.02.1913). Главной задачей комиссии было поставлено - устройство канализации в Красносельском лагере и улучшение водоснабжения.

    По последнему вопросу при Штабе округа было собрано особое совещание под председательством барона А.Ф. фон дер Бринкена. Выслушав доклад известного специалиста по вопросам водоснабжения и канализации, инженера М.И. Алтухова, совещание единогласно пришло к выводу - прекратить использование местных источников водоснабжения (ключей), которыми в то время снабжались оба Красносельских лагеря и красносельские дворцы, ввиду того, что «ключи эти дают воду поверхностную - верховую, воду, загрязненную вконец зараженной почвой Красного Села». Отмечалось не только плохое качество воды, но и ее нехватка. Так, Кавалергардский Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк иногда выезжал на ученье «не пивши чаю», лошадей водили на водопой «по всей Павловской слободе, собирая воду по ведрам из грязных обывательских колодцев». Вставал вопрос даже о ликвидации Красносельских лагерей и о переносе их в другое место, что вызвало бы огромные экономические издержки. Единственным разумным решением совещание признало проведение воды из района Орловских ключей.

    ПРОЕКТ ВОДОПРОВОДА

    На средства, отпущенные Военным ведомством, инженером VII класса Петербургского округа Путей сообщения И.И. Келером менее чем за три месяца был составлен предварительный проект водопровода. От Орловской водоподъемной станции должен был быть проложен чугунный трубопровод, заканчивающийся у д. Виллози запасным резервуаром со служебными зданиями (проекты данных построек были выполнены также инженером И.И. Келером). На схеме инженера это место отмечено ровно напротив сохранившегося архитектурного комплекса (по другую сторону Гатчинского шоссе). Подача воды только до д. Виллози требовала со стороны Военного ведомства «устройства новой, второй водоподъемной станции у этой деревни». Именно эта, вторая станция, сохранилась до наших дней, а водопровод, спроектированный И.И. Келером, является частью современного «Большого Невского водопровода».

    Вокруг проекта на всех этапах его подготовки и реализации существовало немало споров. Инициативу поддержали такие известные личности, как великий князь Николай Николаевич, граф В.Б. Фредерикс, князь В.С. Кочубей, князь В.Н. Шаховской, Е.Н. Волков, А.А. Гулевич, В.Г. Марков, И.И. Маковьев, В.К. Орловский и др. Высказывали возражения старший санитарный врач М.Н. Рубель и князь М.С. Путятин (опасаясь, что в будущем возникнут вредные последствия для водоснабжения Царского Села и Павловска). Имели место и придворные интриги. Так, летом 1912 года произошла ситуация, нашедшая отражение в воспоминаниях опального военного министра В.А. Сухомлинова: «великий князь [Николай Николаевич] потребовал значительные средства на устройство водопровода и канализации в Красносельском лагере… Генерал Поливанов [позднее А.А. Поливанов стал военным министром] доложил мне об этом требовании в смысле отказа. Но затем, доложив великому князю о решении военного министра, он тем не менее за моей спиной кредиты на это провел. Об этой его проделке я узнал лишь случайно - позже, на одном параде, когда после доклада великого князя государь благодарил Поливанова, стоявшего рядом со мной».

    Однако в результате (не без вмешательства Николая Николаевича и А.А. Гулевича) проект был одобрен всеми сторонами, и в 1913 году началась его реализация. Тогда же появились и желающие «присоединиться» к новому водопроводу: в их числе были жители Красного Села и Комиссия, ответственная за постройку храма в Тайцах, прошение которой было отклонено.

    ВОДОПРОВОДНЫЙ КОМПЛЕКС У ДЕРЕВНИ ВИЛЛОЗИ

    В 1914 году было начато строительство «нового дворцового каменного водоподъемного здания с баком, со службами и забора на железных столбах у деревни Виллози». Интересно, что иначе в официальных документах тех лет звучит прилагательное, образованное от названия деревни: сегодня мы говорим «виллозский», а историчным вариантом, оказывается, является «виллозевский».

    Водопроводный комплекс включал в себя здание водонапорной башни с баками (сегодня там магазин «Пятерочка»), котельное отделение с дымовой трубой (сегодня там дом культуры), административное здание (администрация ЗАО «Можайское»), служебное здание (бывшее картонажное производство), ледник. Также встречаются упоминания машинного здания и машинного колодца подпольной галереи. Отдельное внимание при строительстве было уделено сигнализационной системе.

    Строительство производилось в годы Первой мировой войны под чутким наблюдением заведующего загородными дворцами генерал-майора Леонида Павловича Васильева (он же - душеприказчик А.П. Верландера) и архитектора Управления загородных дворцов статского советника Николая Николаевича Тамма (младшего). Управление находилось на улице Высоцкой, 137 (современная улица Юных Пионеров в Красном Селе). В 1914 году Н.Н. Тамм был награжден орденом св. Анны 2-й степени, а Л.П. Васильеву в 1915 году был вручен подарок с вензелевым изображением Имени Его Императорского Величества.

    Сохранилось множество смет и расчетных листов, благодаря которым мы можем не только определить виды строительных материалов, но и узнать имена подрядчиков. Например, материалы поставляли «Русский горный и металлургический «Унион», «Торговый дом Любарских» (чугунные трубы), «Компания Петроградского металлического завода», фирма «Громов и К» (лесоматериалы).

    Производителями строительных работ были жители Красного Села: Андреев (поставлял красный кирпич, бутовую плиту, песок, заборные столбы и др.), Николаев, Бахмистров (проводил столярные работы в здании баков), Парухин, Холмовской-Попов (проводил малярные и стекольные работы в здании баков; его фамилия известна тем, что 11 сентября 1906 г., ко дню рождения императора, личный почетный гражданин А. Холмовской-Попов, староста церкви Красносельского военного госпиталя, был пожалован золотой медалью с надписью «за усердие», для ношения на шее на Владимирской ленте).

    Подробно отражены работы по устройству железной обрешетки, остова для шатра (или купола, как его еще называли) над водонапорной башней. Имелся в шатре и люк для выхода на крышу. Сохранилось изображение купола, в точности совпадающее с конструкцией, которую мы видим на исторических снимках.

    В 1917 году И.И. Келера сменил инженер Б. Фон-дер-Флаас. 25 февраля 1917 года он отмечал, что Красносельский водопровод еще не достроен, подача воды производилась только для военных лагерей, а «в случае же необходимости подачи воды по нему для Красносельских дворцов, потребуется испрошение на это особых ассигнований». 23 октября 1917 г. он же просил Правление Петроградского Округа Путей Сообщения «дать указания относительно передачи водопровода городу или военному ведомству в случае подхода неприятеля». Последний лист в архивном деле датируется январем 1918 года. Можно предположить, что водопроводный комплекс функционировал в довоенные годы – в «телефонном справочнике» 1931 года значится номер телефона водокачки в лагере им. Фрунзе в Красном Селе.

    Я завершала свое исследование в тот момент, когда Комитетом по культуре Ленинградской области была организована государственная историко-культурная экспертиза рассматриваемого объекта. В результате экспертизы мой вывод подтвердился, историк А.А. Кононов заключил, что ансамбль целесообразно включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ под наименованием «Комплекс станции водопровода» (в качестве объекта культурного наследия регионального значения).

     

    Анастасия Рубаник

    По материалам РГИА, ЦГИА СПб, ЦГАКФФД СПб, РНБ

    http://www.krasnosel.com/2-news/5225-tajna-villozevskoj-bashni

     

    Подробнее
  • Мифы Петербургского метро

    Вероятно, один из первых мифов о ленинградской подземке родился в момент её открытия. Ведь тогда, многие старики, родившиеся задолго до открытия первых станций, очень боялись спускаться в метро, считая, что там, в глубине тоннелей, обитают, конечно же, черти. И передавали свои опасения своим внукам. Но это, наверное, один из самых безобидных мифов, который со временем изжил себя.

    Послевоенные времена были неспокойными, а пришедшая затем холодная война и угроза горячей ядерной мировой войны тоже рождали свои мифы. Эти мифы говорили о том, что в метро хранятся огромные стратегические запасы продовольствия и прочих жизненно важных вещей. Но даже не абы где, а даже прямо на станциях. Помню, ещё мой папа говорил, что за закрытыми техническими дверьми хранятся именно эти запасы. А подземные ходы ведут к настоящим подземным городам и стратегическим объектам.

    Одним из таких секретных объектов, о котором конечно все говорили, был подземный город в районе между станциями «Московская» и «Звёздная». Именно поэтому там так долго между ними идет поезд. Да и ещё одна довольно общеизвестная байка времен холодной войны гласила, что в случае объявления воздушной тревоги при ядерной бомбардировке, до ближайшей станции метро нужно было добежать за 10 минут, чтобы укрыться в её глубинах. Ведь именно через 10 минут герметичные двери метрополитена закроются и туда больше будет не попасть. Всегда про это я размышлял, когда видел подобные двери или что-то похожие на них механизмы, когда в детстве катался в подземке.

    Но в случае войны нашей стране всегда было чем ответить, ведь вентиляционные шахты метро, которые выходят на поверхность улиц Ленинграда, это ни что иное, как шахты пусковых установок ядерных межконтинентальных ракет. А загружали ракеты в шахты, конечно же ночью, ну, разумеется, чтобы никто не догадался.

    Ну а на крайний случай, у нас были предусмотрены шлюзы, при открытии которых всю нашу подземку можно было затопить. Правда, это самый непонятный миф, просто непонятно, как он мог родиться в городе, который не сдался врагу.

    Времена изменились, изменились и мифы и байки о метро. Например, после появления станций закрытого типа (как-бы горизонтальный лифт) появилось утверждение, что эти двери ничто иное, как герметичные механизмы-затворы, которые спасут нас в случае затопления станций. Правда даже человеку с не очень хорошим зрением видно, что эти двери совершенно негерметичны, и потоки воздуха от приближающегося состава должны были развеять эту байку.

    Но не тут то было. И вдруг нагрянули новые времена, тотальной гласности и правды, которая лилась на нас изо всех источников, и чем нелепее была эта самая «правда», тем больше ей верили и тиражировали в СМИ.

    Оказалось, что метрополитен наводнен гигантскими крысами (и прочими гадами) и на ночь станции закрываются именно для борьбы с этой напастью. И в случае, если вы слышите, что машинист подает сигнал, это естественно, сигнал для того, чтобы напугать подземных обитателей. А вот тоннели прорывали вовсе не специальные машины, а гигантские черви. Никто не сомневался, что по линиям курсируют поезда-призраки, которые перевозят души погибших в подземке пассажиров и работников метро. Конечно, были и свои призраки типа «черный метростроевец», который сталкивал людей на рельсы или с эскалатора.

    Жути добавляли и станции призраки. Например, строящаяся станция метро «Адмиралтейская», которую поезда проходили без остановки, вызывала много вопросов и пересудов. 14 лет подряд пассажиры видели странную картину: пустая платформа, ни остановки, ни людей, ни отделки. Жуткое зрелище.

    А знаменитый размыв, который произошел в 1995 году на перегоне между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества» связан с появлением НЛО в виде красного шара у входа в метро станции «Академическая». По одной версии пришельцы хотели предупредить нас, по второй послужили причиной бедствия.

    Но вновь времена изменились и появились новые байки. Одна из них пыталась объяснить почему у нас в городе очень медленно открывались новые станции. А причиной было некое ограничение на количество станции подземки, достигнув которого наше метро полностью уйдет под воду.

    Ну и полная противоположность, когда муссировались слухи о скором открытии новых станций в различных растущих районах города. Есть вероятность, что такие мифы распространяли риэлторы, которые хотели поднять стоимость жилья в новостройках. Чем ближе к метро, тем дороже конечно стоит недвижимость.

    Одна из баек гласит, что первая ветка метро была открыта ещё при царе Николае-II в 1915 году, только потом была затоплена. Но, это уже совершенно другая история, и она требует отдельного повествования. 

    Такие вот дела. Какие только слухи не рождаются вокруг, и ведь многие им верят. А какие слухи и мифы, связанные с подземкой, знаете Вы? Поделитесь в комментариях, это очень интересно.

    https://zen.yandex.ru/media/technoenot/mify-leningradskogopeterburgskogo-metro-5fb18cd28d19932be15ce12a

     

    Подробнее
  • Улица Росси - мечта перфекциониста

    Улица Зодчего Росси в Петербурге по-своему уникальна. Ее можно назвать настоящим раем для перфекциониста. Дело в том, что построена она в соответствии с античными канонами. Ширина этой улицы равна высоте ее зданий и составляет 22 метра. В то же время длина улицы – 220 метров, что в десять раз превышает высоту и ширину.

    Это единственная во всем мире пропорциональная улица.

    Ее застройка началась в 1828 году, после одобрения Николая I. Императору понравилась идея с архитектурным ансамблем, состоящим из двух одинаковых зданий, зеркально отражающих друг друга. Архитектором проекта стал Карл Иванович Росси, в честь кого в дальнейшем и была названа улица.

    Постройка была полностью окончена в 1832 году и после указа императора, улица получила название Новая Театральная. Такой топоним был выбран не случайно. Именно эта улица стала связующим звеном между площадью Ломоносова и Александринским театром.

    Однако, вскоре она потеряла свою новизну и стала просто Театральной. И только, спустя почти сто лет, улицу переименовали в честь ее создателя.

    Но улица зодчего Росси привлекает не только перфекционистов, но и любителей уникальных кадров. Дело в том, что после дождя она превращается в поистине волшебное место. Лужи на асфальте принимают вид зеркала и два дома-близнеца дублируются в другой мир.

     

    https://zen.yandex.ru/media/enigmapiter/chto-ne-tak-s-ulicei-rossi-5fa48edd1aeb58326c1cdd64

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные