Интересно

  • 3 ангела Санкт-Петербурга

    Северная столица, названная в честь святого Петра, – относительно молодой город. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 318 лет. Однако у молодого города есть целых три ангела-хранителя – бронзовый, серебряный и золотой. Они символизируют связь Санкт-Петербурга с небесами и образуют равносторонний духовный треугольник, объединяющий Васильевский остров, Центральный район и Петроградскую сторону.

    В народе считается, что пока три ангела-хранителя парят над Северной столицей, город под надёжной защитой. Скульптуры установлены на всемирно известных архитектурных сооружениях города:

    • золотой - на шпиле Петропавловского собора;
    • серебряный - на куполе церкви Святой Екатерины на Васильевском острове;
    • бронзовый - на Александровской колонне, Дворцовая площадь.

    Золотой ангел Петербурга на Петропавловской крепости

    Ангел расположен на шпиле собора Петропавловской крепости на высоте 122,5 метра. Размах крыльев 3,8 метра. Вес конструкции шпиля вместе с ангелом 56 тонн.

    Пётр I построил здесь такую вытянутую в западном стиле колокольню по двум причинам:

    Чтобы издалека привлекать иностранные торговые суда, в соответствии с коммерческой идей, с которой он начинал строить Санкт-Петербург (читайте по ссылке). Знакомые контуры должны были внушить им доверие.

    Чтобы церковь была выше самой высокой на тот момент колокольни кремлёвского храма Ивана Великого в Москве. Недолюбливал он Москву.

    С ангелом было много приключений за эти 318 лет (читайте по ссылке). Конструкция сложная и высокая. По тем временам даже "леса" невозможно было сделать на такую высоту. Поэтому приходилось искать умельцев, кто-бы забрался туда.

    Сначала ангел был как-бы в лежачем положении, в виде флюгера. Потом приобрёл современный вид - держась рукой за крест.

    В 1829 году из-за бури ангел был погнут. Долгое время не могли найти способ его поправить. А тогда очень верили в приметы, и Николай I приказал во-что бы то ни стало найти умельца, иначе в народе уже назревала паника.

    Вызвался кровельщик Петр Телушкин, который каким-то неведомым способом обогнул шар и несколько раз залез на купол. Не пострадал. За это его щедро вознаградили и ходит легенда, что он имел право на бесплатную кружку спиртного в любом кабаке. Для этого ему сделали клеймо под правой скулой и заходя в питейное заведение он делал характерный щелчок пальцами. Отсюда и пошёл в народ этот жест.

    Серебряный ангел Петербурга на куполе церкви Святой Екатерины

    Серебряный ангел находится на куполе церкви святой Екатерины на Васильевском острове. Высота фигуры – 3,8 м. Размах крыльев – 1,35 м.

    Ангел стоит на на медном шаре и сделан из простых материалов по проекту Ивана Прокофьева. Деревянная фигура ангела-хранителя была искусно обита свинцом и изящно окрашена серебристой краской. Отсюда произошло название скульптуры – Серебряный ангел.

    В 1935 году атеисты вырвали из рук ангела крест и он долгое время назывался в народе "Ангел с пустыми руками".

    В 2000-х годах скульптура стала разваливаться и её отправили на ремонт. И только в конце 2017 года серебряный ангел вернулся на место.

    Бронзовый ангел на Александровской колонне

    Александрийскую колонну знают все. Она расположена на Дворцовой площади. А вот многие ли запрокидывали голову вверх. Там стоит третий бронзовый ангел хранитель Петербурга.

    Колонна изготовлена из цельного куска красного гранита, весит 650 тонн и опирается на собственный вес, не имея никаких укреплений.

    Ангел сделан из бронзы, высота 4,26 метра. Фигура также опирается на собственную массу и ничем не закреплена.

    Держа крест в руке, ангел попирает змея, что символизирует мир, который принесла Россия Европе, одержав победу над армией Наполеона. По легенде, в облике ангела-хранителя автор – Борис Орловский – отразил черты Александра I.

    Санкт-Петербург известен под самыми разными названиями. Чаще всего можно услышать упоминания о Северной столице или Северной Венеции. Однако Петербург также вполне заслуживает название Города ангелов – пусть не будут в обиде жители Лос-Анджелеса.

    Кроме трех ангелов-хранителей, в Санкт-Петербурге можно увидеть множество других подобных скульптур: на Исаакиевском соборе, крыше Петеркирхе, барельефах Адмиралтейства, перед зданием Двенадцати коллегий и в других местах.

     

    https://zen.yandex.ru/media/piter24/3-angela-kotorye-oberegaiut-sanktpeterburg-61168e397e37175eb60c04d3

     

    Подробнее
  • Малоизвестные факты о Кунсткамере

    Всем известна Кунсткамера в Санкт-Петербурге — первый музей России, учреждённый самим императором Петром Великим. Кунсткамеру называли кабинетом редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

    Многие туристы наслышаны о том, что этот музей хранит старинную коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Но мало, кто знает о его уникальной коллекции предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. И речь пойдёт дальше и о некоторых других малоизвестных фактов о Кунсткамере.

    1. "Дерево-монстр"

    Как-то царь Пётр Великий прогуливался по Васильевскому острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо, что выглядело не совсем обычно и несколько странно.

    Государь был настолько вдохновлён увиденным, что решил создать музей редкостей. Он повелел срубить "фриковатую" сосну и построить на её месте здание для будущее музея редкостей. Сосну же Пётр I прозвал "Деревом-монстром".

    2. Строили "всем миром"

    Строительство здания для музея редкостей продолжалось на протяжении 16 лет, и его возводил не один архитектор, а несколько. В 1718 году строительством руководил работавший в Санкт-Петербурге немецкий архитектор и скульптор — Георг Иоганн Маттарнови, который и разработал проект здания.

    С 1719 по 1724 год, начиная с уже исполненных фундаментов, строительство вёл один из первых архитекторов Санкт-Петербурга — Николай Фёдорович Гербель. К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы.

    В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни. Голландский плотничным Харманом ван Болосом был разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

    После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл итальянский архитектор Гаэтано Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции.

    С 1729 года под руководством русского архитектора, представителя раннего барокко — Михаила Григорьевича Земцова внутри здания производились разные "починки и доделки". При Земцове и внешний вид здания обрел свой окончательный барочный облик.

    Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году было окончено строительство здания.

    Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

    3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой

    Сначала коллекция музея была размещена в Летнем дворце Петра Великого, потом переехала в Кикины палаты, в дом опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора.

    Пётр Первый повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов. Более того, царь заботился о досуге тех, кто приходил посмотреть на диковинки большой компанией. Пётр I приказал: Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным.

    4. Удивительный глобус

    Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на 3-м этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около 3-х метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.

    Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. К сожалению, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

    В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на 4-ом этаже Кунсткамеры.

    5. Флейта из человеческой кости

    Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, созданная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

    Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях — для вызова потусторонних сил.

    6. Человек-гигант

    Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см.

    Буржуа заслужил небывалый интерес и приобрёл уважение со стороны двора и простого люда. Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе 7 лет, после чего скончался от апоплексического удара.

    Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга будет служить ему и двору, и передал его тело Кунсткамере. До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла.

    Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый чей-то череп, а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.

    7. Исчезнувшая голова английской шпионки

    Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в пост-петровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась. 

    В происшествии обвинили главного русского врага — пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

    Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры 3 мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения этой странной сделки столичные власти не имели.

    8. Зловещие часы

    Вспоминая занятные "байки из склепа", стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача — механизм у них нерабочий.

    Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки "9:45" они почему-то останавливаются. Поговаривают, что это нехороший знак тому, кто всё это увидит.

    9. Живые экспонаты музея

    Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими аномалиями, находились люди, выполнявшие роль "живых экспонатов".

    Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных рук.

    10. Награда и штраф за "подарки природы"

    В 1718 году, когда повсюду "зашкаливало" мракобесие и предрассудки, реформатор Пётр I издал указ, согласно которому уродов "человеческих, скотских, звериных и птичьих" следовало доставлять в Петербург. В обмен государь обещал большое вознаграждение.

    Тех же, кто решал утаить от государства "подарки природы", ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

     

     

    https://zen.yandex.ru/media/spb_wow/maloizvestnye-fakty-o-kunstkamere-v-sanktpeterburge-6123462865102f6d712ac0e6

     

    Подробнее
  • Тайны Медного всадника

    В Санкт-Петербурге началась масштабная реставрация памятника Петру I на Сенатской площади. Открыть монумент планируют уже в конце октября 2021 года, так что сильно соскучиться по нему мы не успеем. А пока Великий император будет закрыт лесами, мы вспомним самые популярные легенды, связанные с памятником.

    Автограф творца

    Страсти вокруг памятника начали кипеть с самого момента его создания. Так, например, скульптор Этьен Фальконе постоянно конфликтовал с властями, не получая должного внимания к своей работе. Один из этих конфликтов, по всей видимости, и послужил поводом к отъезду Фальконе из России. Скульптуру заканчивали уже без него. Скульптор уехал, но оставил на памятнике свой автограф - в одной из складок плаща есть надпись: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

    Разоблачение Гром-камня

    Постамент для конной статуи Петра искали особенный. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" даже было опубликовано обращение ко всем желающим найти и привезти в столицу внушительных размеров камень. Подходящую каменную глыбу нашли недалеко от Петербурга в деревне Конная Лахта. Знаменитый Гром-камень (по легенде в него ударила молния, отсюда и название) до обработки весил около 2000 тонн. Несколько сотен рабочих и специальный механизм потребовались, чтобы доставить камень по реке на Сенатскую площадь к удивлению жителей города.

    Несколько столетий считалось, что камень является монолитным. Однако при реставрации 2002 года, специалисты выяснили, что Гром-камень состоит из пяти разных по величине каменных блоков. Сейчас реставраторы как раз пытаются предотвратить их расползание, которое неизбежно происходит со временем.

    Ночной кошмар майора Батурина

    Во время наполеоновского нашествия, появилась угроза вторжения врага в Санкт-Петербург. Император Александр I решил, на всякий случай, вывезти статую в Вологодскую губернию. Узнав об этом, майор Батурин рассказал князю Голицыну о преследовавшем его сне. Каждую ночь видел он Петра I, который спускался на коне с Гром-камня и ехал к дворцу Александра I, где говорил своему потомку: "Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!". Александру Павловичу передали эту историю, после чего якобы он отменил свое решение.

    Бедный Павел!

    Много кому и сегодня мерещится призрак императора на коне - этот образ уже давно вошел в нашу классическую литературу, в большей степени благодаря "Медному всаднику" Пушкина.

    По легенде, первым призрак Петра I на Сенатской площади увидел наследник престола - Павел Петрович. А произошла эта встреча еще до открытия памятника. "Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие", - якобы, сказал император наследнику престола, и добавил: "Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь".

    Во время Великой Отечественной войны

    В годы войны памятник спрятали за досками, укрепили с помощью бревен и мешков с землей и песком. По счастливой случайности, монумент не пострадал, хотя бомбардировки были жестокими (Исаакиевский собор, который находится в непосредственной близости к памятнику, бомбили регулярно). По легенде, в первые дни после разбора маскировки кто-то нарисовал на груди Петра I медаль "За оборону Ленинграда".

     

    https://zen.yandex.ru/media/histrf/tainy-mednogo-vsadnika-6107e520a1c5706037d70870

     

    Подробнее
  • Неожиданные факты про петербургские сады и парки

    Санкт-Петербург летом - романтика! Белые ночи, разводные мосты, пышущие зеленью сады и парки, в которых под тенью деревьев отдыхает молодежь, у кромки пруда гуляют влюбленные, а на траве резвятся дети.

    Однако многое про наши любимые парки и сады Петербурга мы не знаем...

    Крематорий в Парке Победы

    В большом Московском Парке Победы проводит свое время практически каждый житель Московского района. Летом тут чудесно: цветет сирень, цветут тюльпаны, на озере можно взять лодку напрокат, а территория парка настолько большая, что можно уединиться здесь своей компанией и остаться незамеченным ни для кого больше.

    Однако, так спокойно в парке было не всегда. В годы войны в парке стихийно возник крематорий – в стенах бывшего кирпичного завода. Предположительно, в этом крематории было сожжено более 600 тысяч тел. Крематорий не справлялся с работой, многих людей хоронили на ближайшей территории без кремации – на месте нынешнего парка.

    Отдавая дань памяти умершим, в 1995 году в парке был открыт мемориал "Ротонда", а в 2004 году - Аллея памяти, по которой в 40-е годы была тем путем, по которому двигались вагонетки с прахом погибших. Сейчас в парке также разбит храм-памятник.

    Плохая репутация Марсова поля

    Марсово поле - еще одно излюбленное место горожан в центре города. Отсюда открывается прекрасный вид на Спас-на-Крови, Петроградский остров и Неву. Однако статус райского оазиса посреди городской суеты у этого поля был не всегда.

    В эпоху царствования Петра I Марсово поле называлось Потешным и использовалось преимущественно как место для смотра войск и проведения праздников: на его территории разворачивались шумные народные гуляния, неотъемлемыми атрибутами которых были травля зверей, кулачные бои и фейерверки.

    При Екатерине II Потешное поле превратилось в Царский луг, затем - в Марсово поле, где проходили знаменитые парады. В 1917-м году на нем было решено произвести захоронения погибших во время Февральской революции петроградцев. Именно из-за этого до 1944-го года Марсово поле носило непривычное сейчас название – Площадь Жертв Революции.

    Так Марсово поле стало и центром городских гуляний, и местом для проведения торжественных парадов и маршей, и местом памяти жертв революции. Сейчас на Марсовом поле горит Вечный огонь, а днем он полон беззаботно отдыхающих горожан.

    Подземные ходы Летнего сада

    Летний сад - самый старый парк Санкт-Петербурга, детище Петра I. В 1924 году, после сильнейшего наводнения, в саду нашли вход в подземелье, по которому можно было попасть в большую, отделанную камнем комнату. Из комнаты шли две галереи - одна вела к Марсовому полю, а другая в противоположную сторону. Эти галереи перегораживали массивные решетки, и пройти по ним не удалось.

    Позже подземный ход засыпали. Во время одной из реставраций в ранние советские годы нечто подобное снова было обнаружено, но тогда это оказались остатки кирпичной кладки.В августе 1925 года подземный тоннель был заложен камнем и засыпан грунтом. Затем сад открыли для публики. Сейчас специалисты, изучающие подземные ходы Петербурга, обнаружить этот тоннель не могут.

     

    https://zen.yandex.ru/media/redactorispeterburga/neojidannye-fakty-pro-peterburgskie-sady-i-parki-60c1b8d1005aa22cd9673afd

     

    Подробнее
  • Необычная история и загадка памятника Петру I у Михайловского замка

    Речь в статье пойдёт об известной достопримечательности - памятнику Петру I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была произведена еще при жизни императора, одобрена им, но на всеобщее обозрение памятник попал спустя только 184 года.

    Здесь интересна и история памятника и сама скульптура. Казалось бы, памятник как памятник. Что в нём особенного?

    А вот кое что есть! Если внимательно посмотреть на ноги коня, то можно заметить, что одна из его ног - человеческая!

    Начнём с истории создания. В 1716 году, по приглашению Петра, в Санкт-Петербург прибыл скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли, специально для создания монумента Петра I.

    Больше двух лет он работал над изготовлением глиняной модели коня. А для создания точной копии лица императора Бартоломео Растрелли даже снял с его лица гипсовую маску. (С помощью этой маски потом был сделан восковой бюст царя, хранящийся сейчас в Эрмитаже.).

    Пётр был очень воодушевлен тем, что скоро сможет увидеть себя увековеченным на своём любимом коне. Но так уж сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен.

    Один раз, в 1719 году, Пётр посетил мастерскую Растрелли, и дал ему несколько советов, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла, и сделал скульптуру такую, какой её видел Пётр.

    После кончины царя в 1725 году его наследники забыли про памятник, забыли они и заплатить великому скульптору, плату из казны Карло-Бартоломео получил только через 9 лет, в 1734 году. Деньги заплатили, но большой памятник так и не отлили и не установили.

    Когда к власти пришла императрица Елизавета, она решила напомнить подданным, что она дочь Великого Петра, и приказала воздвигнуть памятник, маленькая модель которого до этого хранилась в амбаре. Отдать дочерний долг, так сказать.

    Императрица хотела установить его перед Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий. Но осмотрев монумент, она пришла к выводу, что он не соответствует вкусам нынешнего времени, и его нужно доработать.

    Конечно же, это было поручено уже стареющему Растрелли. Лишнее, по мнению Елизаветы, с модели убрали, и в итоге памятник стал собой представлять только образ императора, без всяких аллегорий, которые так нравились Петру.

    В 1743 году, после одобрения модели Елизаветой Петровной, Бартоломео Карло приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была почти завершена, но мастер неожиданно скончался 18 ноября 1744 года. Работа опять была приостановлена.

    Отливал памятник позже уже его сын - Франческо Бартоломео Растрелли в 1747 году. Но хоть монумент и был отлит из бронзы, установлен он почему-то всё равно не был, а ведь денег из казны за него было заплачено немало. Видимо всё-таки окончательный вариант памятника так и не понравился дочери Петра.

    Всё царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста, потому что когда Екатерина II увидела памятник, то сочла его недостойным великого монарха.

    После этого Растрелли - младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру, вместо неудачного, по её мнению, труда обоих Растрелли.

    За новую работу над конным памятником Петру взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, он изваял знаменитого на весь мир "Медного всадника", который был установлен в 1782 году с надписью "Петру I Екатерина II Лета 1782" на гром-камне скульптуры.

    А Пётр, работы Растрелли,  в этом же году был подарен Екатериной князю Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, а точнее - в Тавриду (Крым), а потом поставил его под навес у Таврического дворца.

    Памятник итальянского скульптора Бартоломео-Карло Растрелли долгие годы хранился у князя Григория Потемкина. Памятник Екатерине Великой так и не понравился, поэтому и установлен ею не был.

    Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую прадеда и велел установить её в Кронштадте.

    Но спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ об установке памятника около своего Михайловского замка. В 1800 году монумент наконец был воздвигнут. Ему казалось, что так прадед сможет защитить внука. Но увы...

    Павел также приказал сделать на постаменте надпись, видимо скопированную у Екатерины, только без имён, коротко и ясно - "Прадеду Правнук 1800".

    Скульптура царя с конём стоит на мраморном постаменте, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны - Полтавская баталия, с другой - бой при Гангуте.

    На первом барельефе изображен Пётр, шпагой указывающий князю Меншикову на отступающих шведов.

    На втором барельефе запечатлена первая крупный морская баталия, выигранная Петром у мыса Гангут. В середине композиции сцена спасения моряка.

    В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов - копыта коней, нога Петра и пятка моряка. Считается, если подержаться за пятку моряка - не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня - к удаче.

    А вот на главную загадку так и нет точного ответа. Исторические документы не сохранились - что было не так с ногой коня, как и почему получилась у коня человеческая нога?

    Кто-то говорит, что это шутка скульптора Бартоломео. По другой версии - это маленькая месть, потому что автору памятника вовремя не заплатили. А может быть Пётр так относился к коню, что он для него был как друг и человек.

    Есть версия, что это нога жены скульптора, так он решил запечатлеть свою любовь к ней. А может быть просто - нога коня не удалась (неудачно отлили), но решили так и оставить - авось не заметят..

    Реалисты же говорят - это обман зрения, там копыто, а не туфелька, и нога конская. В общем, приезжайте в Питер, и сами всё увидите!

     

    Петербургский календарь

    https://zen.yandex.ru/media/id/5e80cc5e7efe4909b783cd2d/neobychnaia-istoriia-i-zagadka-pamiatnika-petru-i-u-mihailovskogo-zamka-60bb72f57f99d3334f2b38b6

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные