Интересно

  • Памятник Николаю 1

    Этот памятник принято считать украшением Исаакиевской площади. Около трех лет монумент был закрыт шатром, шла реставрация, в ноябре леса сняли. Стояла и смотрела, будто в первый раз.

    Памятник привлекает меня двумя моментами: конная скульптура держится на задних ногах лошади и каррарским мрамором пьедестала. Стала искать литературу, которая могла бы объяснить очередное чудо инженерной мысли Монферрана и Клодта.

    Самодержец восседает на лошади в сверкающих латах (странно, что не блестят), ботфортах и каске с орлом. Лошадь под ним гарцует, того и гляди послышатся звуки марша и лошадь галопом понесется по площади.

    Проект конной статуи создал Огюст Монферран, а модель - Петр Карлович Клодт. Достаточно вспомнить памятник Крылову в Летнем саду, где герои басен выполнены точно и натурально. Лошадь под императором ничуть не уступает созданным ранее творениям. Была у Николая Павловича любимая лошадь Флора, но едва ли это она.

    Для устойчивости скульптуры мастер решается на следующий трюк: засыпает в круп лошади дробь, а под задние копыта ставит столбы, идущие сквозь пьедестал до его основания.

    Императора Николая I, общепринятое мнение характеризует резким, самодовольным и ограниченным человеком, иными словами - Николай «Палкин». Однако, если соединить воедино историческую мозаику, то складывается другое впечатление. Николай вступил на престол в год восстания декабристов. На протяжении всего правления он всеми силами пытался не допустить инакомыслия в стране. В его бытность появились «голубые мундиры и тайная канцелярия.

    Тем не менее, к концу его царствования население городов увеличилось вдвое, страна стала конкурентоспособной, была построена дорога из Москвы в Петербург, и не просто дорога, а с твердым покрытием. Николай отличался большой работоспособностью, прекрасной памятью, не гуманитарий, но хорошо владел военным делом, увлекался инженерией.

    Памятник открыли летом 1859 года, и публика по обыкновению высказывала предположение, что он долго не простоит. Александрийскому столпу, открытому на четверть века раньше, предрекали похожую участь. Однако, скоро закончится второе столетие, а оба #памятника стояли, стоят и стоять будут, потому что за всем стоит точный математический расчет.

    Пьедестал "живет" своей отдельной жизнью от #скульптуры. Он вполне самодостаточен, сложенный из белого каррарского мрамора и порфира, украшенный рельефами и бронзовыми женскими фигурами. Статуи имеют некоторое портретное сходство с супругой и дочерями Николая I и олицетворяют Правосудие, Веру, Мудрость и Силу.

    Торшеры по углам памятника с пятью фонарями, тоже работа Клодта, заслуживают не меньшего внимания, являясь едва ли не самыми красивыми в городе. Памятник #николаю I последняя большая работа Петра Карловича. На ограде вокруг памятника цитата императора, достаточно патриотичная: "Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен".

    Автор ограды вокруг памятника архитектор Людиг Бонштедт

    На лицевой части пьедестала, смотрящей на Исаакиевский собор, бронзовая надпись с двуглавым орлом. На памятнике всего много и целостности я по-прежнему не вижу, детали хороши по отдельности, а вместе тяжеловаты.

     

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5ec6678260d946423f032a8d/odin-iz-triukov-klodta-pamiatnik-nikolaiu-i-61a4d47beedd4975a1a99f49?&

     

    Подробнее
  • Портрет надобно убрать, - повелел Павел I

    В отдельном зале, с большими французским окнами, каждый сантиметр стены был занят прекрасным образом. Князь Николай Юсупов коллекционировал женские портреты, и к концу XVIII века собрал их более трехсот. Но самой большой своей драгоценностью считал изображение императрицы Екатерины II. По его личному заказу государыня была изображена в виде Венеры, а он сам – в образе Аполлона. И красовалось это произведение в личных покоях князя.

    Император Павел I испытывал сложные чувства по отношению к матери. Между ними никогда не было понимания или особой привязанности. Возможно потому, что маленького цесаревича рано разлучили с Екатериной. Такова была воля Елизаветы Петровны. Наследник престола рос вдали от родителей, и проникнуться к ним настоящим чувством попросту не мог. С возрастом пропасть только ширилась.

    Унаследовав престол, Павел «прошёлся» по некоторым проектам и начинаниям матери. Целый ряд приближенных к ней лиц получили отставку. Государь хотел царствовать без чужого влияния, тем более что у него были свои взгляды на многие вещи. И всё-таки он не забывал, что Екатерина II – императрица. И её положение требовало – хотя бы формального – уважения.

    Поэтому, когда кто-то из придворных, смеясь, сообщил о причуде князя Юсупова, Павел нахмурился. Николай Борисович, богач, каких мало, владел огромной портретной галереей. Но была у него особенная картина, выполненная по личным эскизам. Это полотно, изображавшее Екатерину Вторую (а рядом самого Юсупова), висело в покоях московского дворца в Большом Харитоньевском переулке.

    - Портрет надобно убрать, - повелел Павел I, — это императрица, а не фруктовая ваза.

    Многие считали, что Юсупов повел себя дерзко. Конечно, в былую пору сама Екатерина отличала его среди прочих (была у них мимолетная вспышка чувств). Но надобно понимать: где князь, а где государыня! Высочайший портрет дозволительно было размещать в парадной гостиной, или в бальном зале… Да и потом есть традиция писать Венеру. Обычно на полотнах художников эта прекрасная богиня предстает во всём великолепии. Как говорится, без покровов. То есть на картине Юсупова было на что посмотреть... Но ведь речь-то идёт не об абстрактном персонаже из римской мифологии, а о совершенно реальном человеке, исторической личности! И тут уже такое изображение не комильфо.

    Юсупову передали требование императора, а он расхохотался. Супруга, Татьяна Васильевна, укоризненно попеняла: надо прислушаться к мнению государя! Как-никак у них дети! Подрастали два сына, и им нужно было обеспечить будущее. А если Павел Первый рассердится? Что будет тогда с ними со всеми?

    Дворянин восемнадцатого века не желал потерять высочайшее расположение. От императора зависело слишком многое: продвижение по карьерной лестнице, получение орденов и званий. И даже такой состоятельный человек, как Николай Борисович, ослушаться Павла I не рисковал.

    Владений у Юсупова было так много, что, когда его спрашивали: «А есть ли у вас угодья в Ярославской губернии?», он задумчиво доставал специальную книжечку и сверялся по ней. Точного числа своих крепостных князь не знал, и всегда отвечал, что их «приблизительно тысяч сорок». Это огромное состояние он унаследовал сам, и к нему же добавились владения жены – 18 миллионов от племянницы светлейшего князя Григория Потёмкина.

    Портрет, как и велел Павел I, князь убрал. Говорили, что он перевёз его в свое загородное имение в Архангельском. Супруга редко там бывала, она предпочитала Москву или Петербург. Зато в Архангельском отлично чувствовала себя молодая балерина Екатерина Петровна Колосова. Князь Юсупов возвел её в ранг фаворитки, и одаривал с такой же щедростью, с какой расточал милости какой-нибудь Помпадур король Людовик XV. Даже своих детей от Колосовой он признал, дал им фамилию Гирейские, и положил на счёт каждого по 50 тысяч рублей.

    Татьяна Васильевна, жена Юсупова, на коллекционирование женских образов смотрела снисходительно. У неё была другая любовь – украшения! Выбирала всегда самые редкие и роскошные, и получила в собственность редчайшую жемчужину Пелегрину, парюру королевы Марии-Антуанетты, и бриллиантовую тиару неаполитанской правительницы. Однако при этом же княгиня ничуть не меньше тратила на благотворительность. И почти всегда – без лишнего шума. Она не любила говорить о своих дарах, но в Петербурге знали: если где-то нужны средства на строительство приюта или помощь больнице, княгиня непременно поучаствует.

    Князь Николай Борисович умер в 1831-м, его жена – десятью годами позже. Граф Толстой уверял, что портрет Екатерины II а-ля Венера он лично видел, и не один раз, в доме Юсупова. Но картину так и не нашли. Шестьсот полотен остались после князя, но самое интересное - где-то затерялось. Есть, впрочем, версия, что Юсупов отослал портрет Павлу. А тот просто бросил картину в огонь. На всякий случай.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5db95c79ddfef600b2128bb2/-portret-nadobno-ubrat-povelel-pavel-i-eto-imperatrica-a-ne-vaza-61152172109059672a38b832

     

    Подробнее
  • Магазин колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы»

    Гуляя по центру Невского проспекта, это здание невозможно не заметить. Оно обязательно привлечёт к себе ваше внимание своей помпезностью и необычностью. Доминантой здания служит огромная витрина-витраж высотой в три этажа по 4 метра каждый с ростовыми скульптурами на фасаде.

    Дом уникален как по своей задумке, так и в своём воплощении. Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Гавриила Барановского в стиле раннего «махрового, нарочитого» модерна. И эта нарочитость только дополняет его великолепие и уникальность.

    Здание поделено на 4 рабочие зоны. Снизу вверх. Винные и продуктовые подвалы, три торговых зала, банк и помещение театра с фойе-рестораном, конторские места.

    Елисеевский гастроном на Невском…, эх …, мечта любого покупателя. Его убранство было продумано до мелочей. Оно было призвано подчеркнуть процветание товарищества и привлечь заинтересованных покупателей. Внутренне оформление торговых залов подчинено законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. Здесь — великолепие дворцов российских императоров с их позолотой, антикварной мебелью и потолочными светильниками. Витрины, прилавок и торговые полки всегда переполнены разнообразным товаром. Пустых мест нет. Каждый сантиметр торговой площади чем-то занят, чем-то пахнет, чем-то привлекательно блестит.))

    В добавок четыре электрические люстры украшенные россыпью цветов из молочного стекла заполняют зал мягким, рассеянным жёлтым светом. Не смотря на огромное количество светильников, в зале всегда царил легкий полумрак — дань ар нуво — во всём должна быть волнующая атмосфера загадочности, намёк на тайну. Витражный рисунок под потолком торгового зала, повторял рисунок древа жизни, решённый в разных цветовых гаммах – синих, жёлтых, красных, зелёных, фиолетовых, золотых. Всё это вызывало атмосферу лёгкого головокружения, иной реальности, на что, безусловно, и рассчитывали Елисеевы.

    Снаружи витраж, занимающий чуть ли не все этажи здания на Невской стороне, создает впечатление огромной витрины, подчеркивает широкий и тщательно подобранный ассортимент товаров. На фасаде в виде ростовых скульптур установлены главные ценности общества начала XX века – «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» работы А. Г. Адамсона. В подвалах располагались складские холодильные помещения и один из лучших винных погребов в Европе.

    В залах второго этажа Елисеевского был обустроен театр и фойе-ресторан. Зрительный зал включал в себя партер на 480 мест и три ложи. На занавесе, видимом между драпировками, был изображен памятник Екатерине II на фоне Александринского театра, что являлось зеркальным отражением реальности, скрытой за витражом. Театральный зал скорее напоминал варьете со своими круглыми столиками и был предназначен больше для празднеств, чем для наслаждения театральными премьерами. И тем не менее с 1904 года он сдавался в аренду разным театральным коллективам, (всё должно приносить прибыль!) а в 1929 году помещение было на постоянной основе предоставлено недавно созданному Театру сатиры, который сейчас носит название Театр комедии им. Н. П. Акимова.

    В театре ставились пьесы игривого содержания, салонные комедии и водевили. Кавалеры, приглашая дам на спектакль, обязательно угощали их в Елисеевском свежими фруктами, шоколадом и вином. Так была воплощена концепция, задуманная купцами Елисеевыми, — объединение магазина, ресторана, театра и зала для торжественных приемов под одной крышей в самом центре Петербурга.

    В советское время магазин назывался “Гастроном №1”. В нём всегда можно было купить деликатесы даже во время продовольственного дефицита. Был период, когда в магазин пускали только чиновников высшего звена и партийную номенклатуру. У Булгакова в книжке «Мастер и Маргарита», очень точно высмеян этот момент, когда в Елисеевский, правда московский, ввалились Бегемот и Коровьев. Одна из самых весёлых сцен в книжке.

    Во времена Великой Отечественной войны, в витринах Елисеевского на Невском, появились «Окна ТАСС» – агитационные плакаты с призывами к защите Родины. Даже блокадной зимой 1942-1943 на втором этаже шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского Блокадного театра.

    После длительной реставрации 8 марта 2012 года магазин купцов Елисеевых, общей площадью 430 квадратных метров, вновь распахнул свои двери для покупателей. Как убеждают нас новые хозяева магазина, интерьер был детально восстановлен по эскизам, утвержденным купцами Елисеевыми, и фотографиям 1903 года.

    С января 2013 года главную витрину магазина, выходящую на Невский проспект, украшают куклы из знаменитого спектакля «Щелкунчик», выполненные по эскизам М. Шемякина.

    Рассказывая о легендарном магазине, нельзя не вспомнить и о некоторых легендах, связанных с ним. )) Одна гласит о существовании в советское время неких «Элитных списков», по которым в этот магазин и пускали. Быть занесённым в этот список – всё равно как «дёрнуть Бога за бороду». Ты состоялся! Кто вносил фамилии в список загадка, как и загадка, где сам список.

    А вторая легенда жива по сию пору! Дескать в те самые революционные дни, братья Елисеевы, собрав всё золото, которое у них было (от личных безделушек до кухонной утвари) переплавили и отлили основу для люстры! Некий толстенный обруч, который окрасили «бронзянкой» и оставили висеть под потолком на самом видном месте до лучших времён. И говорят, что затея то выгорела! Люстра провисела толи до 60-х, толи до 70-х годов прошло века и золото обнаружилось при реставрации. Говорят, что видели эту люстру даже в 90-е, но найти её не могут. Не могут до сих пор!

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-magazin-kolonialnyh-tovarov-torgovogo-tovariscestva-bratia-eliseevy-interesnaia-istoriia-61038373292f72531fd4dbf6

     

    Подробнее
  • «Излом» Невского проспекта. Почему его не построили прямо?

    Невский проспект-определённо самая известная улица Санкт-Петербурга сегодня. При ее масштабах можно и не заметить во время продолжительной прогулки, что проспект, который, по идее, должен идти по прямой, на самом деле имеет явный изгиб. И даже у этого факта, как у почти всего в Петербурге, есть своя интересная легенда.

    Даже на уроках истории города (практически обязательном предмете в петербургских школах) рассказывают, что Невский проспект (Першпективу) сразу же задумали как прямую дорогу от одного берега Невы до другого. Но вышел конфуз. 

    Широко известна в фольклоре история знаменитого излома Невского проспекта в районе современной площади Восстания. Проспект начали прокладывать одновременно с двух сторон: пленные шведы – со стороны Адмиралтейства и монахи – со стороны Александро-Невского монастыря. Предполагалось, что они встретятся у Большой Новгородской дороги – будущего Лиговского проспекта. Согласно известному старинному преданию, при прокладке трассы ошиблись как те, так и другие, и Невский проспект, вопреки логике петербургского строительства, оказался не прямым, а получил нежелательный излом.

    Говорят, узнав об этой ошибке, Петр I был так разгневан, что велел уложить всех монахов (а в их, и только в их вине он ни чуточки не сомневался) на месте образовавшегося излома и примерно высечь. Пётр считал, что шведы хоть и пленные, но европейцы, а от того любую задачу выполняют ответственно. А с духовенством у царя всегда отношения были натянутые, мягко говоря.

    Если верить легенде, царь лично присутствовал при этой экзекуции и старательно следил за правильным исполнением своего приговора.

    Пусть легенда и красивая, но она не соответствует действительности. Дело в том, что до 1738 года единого Невского проспекта между берегами Невы не существовало. Были две разные магистрали, созданные совершенно для разных целей. Невская першпектива связала Новгородский тракт (нынешний Лиговский проспект) со строящимся Александро-Невским монастырём, вокруг этой дороги в скором времени стали селиться монахи и рабочие.

    Потом дорогу всё-таки начали благоустраивать. Вдоль неё высадили несколько рядов берёз, построили мосты через Кривушу (будущий канал Грибоедова), Мойку (первую границу города) и Фонтанку (новую границу города) и сделали въезд платным (верхом — 3 копейки, на телеге — 5 копеек, в карете — от 10 до 40 копеек).

    Единым Невский проспект сделали только в 1738 году, когда дорогу стали благоустраивать при Анне Иоанновне. Так что кривым Невский стал не из-за ошибки строителей или чьего-то злого умысла.

     

    https://zen.yandex.ru/media/mazhina_yana/izlom-nevskogo-prospekta-pochemu-ego-ne-postroili-priamo-6163fc0fa796e75cff0742a7

     

    Подробнее
  • Тайна Гатчинского дворца: что хранилось в комнате с забитой дверью

    По словам Эдварда Радзинского, одна из комнат в Гатчинском дворце была почти всегда заколочена. Там хранилась вещь, которая в свое время стала «свидетелем» убийства. Страх, который внушала закрытая комната царским детям и другим обитателям дворца, породил и соответствующие легенды.

    Убийство императора

    Тайна забитой двери в Гатчинском дворце напрямую связана со смертью Императора и Самодержца Всероссийского Павла I. Официальной причиной внезапной кончины правителя был объявлен апоплексический удар. Впоследствии в народе была популярна шутка о том, что Павел умер от апоплексического удара табакеркой в висок. Однако на самом деле заговорщики задушили императора шарфом. Интересно, что во время своего последнего ужина Павел Петрович, посмотревшись в зеркало, заявил: «Как не умеют делать зеркала! Смотрите... я в нем смотрюсь со свернутой набок шеей!». Впрочем, золотая табакерка все же использовалась при расправе над императором: ею Павла ударили в висок. Но сперва правитель был сильно избит.

    Исполнители убийства, коими были несколько офицеров, ликвидировали Павла I мартовской ночью 1801 года прямо в его спальне в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. В тот момент император отдыхал на своей походной кровати, которая представляла из себя складную деревянную раму с холстом. Кровать устанавливалась на 4 деревянные и 2 металлические ножки. Длина кровати без изголовья составляла всего 163 сантиметра, но Павлу I это не причиняло никаких неудобств, так как его рост был всего 160 сантиметров. По свидетельству военачальника Николая Саблукова, Павел спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле с рукавами. Над его кроватью висели шпага, шарф и трость.

    Окровавленная кровать

    Мария Федоровна, супруга Павла I, добилась удаления заговорщиков из столицы. Она, судя по всему, очень горевала по мужу. Как утверждал тот же Саблуков, в течение долгих и бессонных ночей вдова пролила немало слез. «Нервы ее были до того напряжены, что малейший шум пугал ее и обращал в бегство» — писал Николай Александрович. Мария Федоровна была даже не в силах расстаться с походной кроватью супруга, на которой он и ушел из жизни. Сама императрица рассказывала, что эту кровать вместе с окровавленным постельным бельем она всюду возила с собой. В Павловске, если верить книге «Будни и праздники императорского двора» Леонида Выскочкова, она поставила кровать за ширмой в собственной опочивальне.

    В 1827 году, то есть всего за несколько месяцев до смерти, Мария Федоровна написала завещание: «Возлюбленному сыну моему великому князю Константину оставляю на память: постель покойного отца его, Императора Павла, которую я всюду вожу с собою, а равно его одежду, сапоги, белье, его шпагу, трость, шляпу и его портрет, написанный мной и висящий возле его кровати в Павловске. Все эти вещи передаст ему мой камердинер Гримм. После его смерти все эти вещи должны быть возвращены в Гатчино». Так походная кровать Павла оказалась в Стрельнинском дворце. Однако через 3 года умер и Константин, а вещи, как и завещала Мария Федоровна, были перевезены в Гатчину, любимый дворец Павла I.

    Дворцовые призраки

    Эдвард Радзинский в своей книге «Убийство императора. Александр II и тайная Россия» пишет о том, что в Гатчинском дворце кровать Павла I вместе с окровавленными простынями хранилась в комнате с забитой дверью. По словам Радзинского, эта комната, а также легенда о призраке Павла, который бродил по ночам по залам дворца, вселяли в царских детей одновременно и ужас, и любопытство. Тем более, что слуги поддерживали эти байки. Неудивительно, что внук Павла Александр II, будучи еще маленьким, страстно мечтал о том, чтобы хоть раз увидеть призрак своего деда. Ольга, сестра Николая II, также вспоминала, как они с братом ночью бродили по дворцу, надеясь встретиться с Павлом.

    Хотя некоторые считают, что призрак Павла I на самом деле обитает там, где его настигла смерть, в Михайловском дворце. Строители, которые занимались ремонтом здания, рассказывали, что они частенько наблюдали за мужчиной невысокого роста в треуголке и ботфортах, который появлялся будто бы из ниоткуда. Обитатели замка слышали, как Павел играл на флажолете, музыкальном инструменте вроде флейты. Кадеты Инженерного училища, которому одно время принадлежал Михайловский замок, каждую ночь около полуночи следили за фигурой императора, который расхаживал вдоль окон первого этажа со свечой в руке. Правда, позже выяснилось, что призрака изображал из себя один из кадетов, завернувшись в белую простыню.

     

    https://cyrillitsa.ru/history/166734-tayna-gatchinskogo-dvorca-chto-khranilo.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные