Интересно

  • «Излом» Невского проспекта. Почему его не построили прямо?

    Невский проспект-определённо самая известная улица Санкт-Петербурга сегодня. При ее масштабах можно и не заметить во время продолжительной прогулки, что проспект, который, по идее, должен идти по прямой, на самом деле имеет явный изгиб. И даже у этого факта, как у почти всего в Петербурге, есть своя интересная легенда.

    Даже на уроках истории города (практически обязательном предмете в петербургских школах) рассказывают, что Невский проспект (Першпективу) сразу же задумали как прямую дорогу от одного берега Невы до другого. Но вышел конфуз. 

    Широко известна в фольклоре история знаменитого излома Невского проспекта в районе современной площади Восстания. Проспект начали прокладывать одновременно с двух сторон: пленные шведы – со стороны Адмиралтейства и монахи – со стороны Александро-Невского монастыря. Предполагалось, что они встретятся у Большой Новгородской дороги – будущего Лиговского проспекта. Согласно известному старинному преданию, при прокладке трассы ошиблись как те, так и другие, и Невский проспект, вопреки логике петербургского строительства, оказался не прямым, а получил нежелательный излом.

    Говорят, узнав об этой ошибке, Петр I был так разгневан, что велел уложить всех монахов (а в их, и только в их вине он ни чуточки не сомневался) на месте образовавшегося излома и примерно высечь. Пётр считал, что шведы хоть и пленные, но европейцы, а от того любую задачу выполняют ответственно. А с духовенством у царя всегда отношения были натянутые, мягко говоря.

    Если верить легенде, царь лично присутствовал при этой экзекуции и старательно следил за правильным исполнением своего приговора.

    Пусть легенда и красивая, но она не соответствует действительности. Дело в том, что до 1738 года единого Невского проспекта между берегами Невы не существовало. Были две разные магистрали, созданные совершенно для разных целей. Невская першпектива связала Новгородский тракт (нынешний Лиговский проспект) со строящимся Александро-Невским монастырём, вокруг этой дороги в скором времени стали селиться монахи и рабочие.

    Потом дорогу всё-таки начали благоустраивать. Вдоль неё высадили несколько рядов берёз, построили мосты через Кривушу (будущий канал Грибоедова), Мойку (первую границу города) и Фонтанку (новую границу города) и сделали въезд платным (верхом — 3 копейки, на телеге — 5 копеек, в карете — от 10 до 40 копеек).

    Единым Невский проспект сделали только в 1738 году, когда дорогу стали благоустраивать при Анне Иоанновне. Так что кривым Невский стал не из-за ошибки строителей или чьего-то злого умысла.

     

    https://zen.yandex.ru/media/mazhina_yana/izlom-nevskogo-prospekta-pochemu-ego-ne-postroili-priamo-6163fc0fa796e75cff0742a7

     

    Подробнее
  • Тайна Гатчинского дворца: что хранилось в комнате с забитой дверью

    По словам Эдварда Радзинского, одна из комнат в Гатчинском дворце была почти всегда заколочена. Там хранилась вещь, которая в свое время стала «свидетелем» убийства. Страх, который внушала закрытая комната царским детям и другим обитателям дворца, породил и соответствующие легенды.

    Убийство императора

    Тайна забитой двери в Гатчинском дворце напрямую связана со смертью Императора и Самодержца Всероссийского Павла I. Официальной причиной внезапной кончины правителя был объявлен апоплексический удар. Впоследствии в народе была популярна шутка о том, что Павел умер от апоплексического удара табакеркой в висок. Однако на самом деле заговорщики задушили императора шарфом. Интересно, что во время своего последнего ужина Павел Петрович, посмотревшись в зеркало, заявил: «Как не умеют делать зеркала! Смотрите... я в нем смотрюсь со свернутой набок шеей!». Впрочем, золотая табакерка все же использовалась при расправе над императором: ею Павла ударили в висок. Но сперва правитель был сильно избит.

    Исполнители убийства, коими были несколько офицеров, ликвидировали Павла I мартовской ночью 1801 года прямо в его спальне в Михайловском замке в Санкт-Петербурге. В тот момент император отдыхал на своей походной кровати, которая представляла из себя складную деревянную раму с холстом. Кровать устанавливалась на 4 деревянные и 2 металлические ножки. Длина кровати без изголовья составляла всего 163 сантиметра, но Павлу I это не причиняло никаких неудобств, так как его рост был всего 160 сантиметров. По свидетельству военачальника Николая Саблукова, Павел спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле с рукавами. Над его кроватью висели шпага, шарф и трость.

    Окровавленная кровать

    Мария Федоровна, супруга Павла I, добилась удаления заговорщиков из столицы. Она, судя по всему, очень горевала по мужу. Как утверждал тот же Саблуков, в течение долгих и бессонных ночей вдова пролила немало слез. «Нервы ее были до того напряжены, что малейший шум пугал ее и обращал в бегство» — писал Николай Александрович. Мария Федоровна была даже не в силах расстаться с походной кроватью супруга, на которой он и ушел из жизни. Сама императрица рассказывала, что эту кровать вместе с окровавленным постельным бельем она всюду возила с собой. В Павловске, если верить книге «Будни и праздники императорского двора» Леонида Выскочкова, она поставила кровать за ширмой в собственной опочивальне.

    В 1827 году, то есть всего за несколько месяцев до смерти, Мария Федоровна написала завещание: «Возлюбленному сыну моему великому князю Константину оставляю на память: постель покойного отца его, Императора Павла, которую я всюду вожу с собою, а равно его одежду, сапоги, белье, его шпагу, трость, шляпу и его портрет, написанный мной и висящий возле его кровати в Павловске. Все эти вещи передаст ему мой камердинер Гримм. После его смерти все эти вещи должны быть возвращены в Гатчино». Так походная кровать Павла оказалась в Стрельнинском дворце. Однако через 3 года умер и Константин, а вещи, как и завещала Мария Федоровна, были перевезены в Гатчину, любимый дворец Павла I.

    Дворцовые призраки

    Эдвард Радзинский в своей книге «Убийство императора. Александр II и тайная Россия» пишет о том, что в Гатчинском дворце кровать Павла I вместе с окровавленными простынями хранилась в комнате с забитой дверью. По словам Радзинского, эта комната, а также легенда о призраке Павла, который бродил по ночам по залам дворца, вселяли в царских детей одновременно и ужас, и любопытство. Тем более, что слуги поддерживали эти байки. Неудивительно, что внук Павла Александр II, будучи еще маленьким, страстно мечтал о том, чтобы хоть раз увидеть призрак своего деда. Ольга, сестра Николая II, также вспоминала, как они с братом ночью бродили по дворцу, надеясь встретиться с Павлом.

    Хотя некоторые считают, что призрак Павла I на самом деле обитает там, где его настигла смерть, в Михайловском дворце. Строители, которые занимались ремонтом здания, рассказывали, что они частенько наблюдали за мужчиной невысокого роста в треуголке и ботфортах, который появлялся будто бы из ниоткуда. Обитатели замка слышали, как Павел играл на флажолете, музыкальном инструменте вроде флейты. Кадеты Инженерного училища, которому одно время принадлежал Михайловский замок, каждую ночь около полуночи следили за фигурой императора, который расхаживал вдоль окон первого этажа со свечой в руке. Правда, позже выяснилось, что призрака изображал из себя один из кадетов, завернувшись в белую простыню.

     

    https://cyrillitsa.ru/history/166734-tayna-gatchinskogo-dvorca-chto-khranilo.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • 3 ангела Санкт-Петербурга

    Северная столица, названная в честь святого Петра, – относительно молодой город. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 318 лет. Однако у молодого города есть целых три ангела-хранителя – бронзовый, серебряный и золотой. Они символизируют связь Санкт-Петербурга с небесами и образуют равносторонний духовный треугольник, объединяющий Васильевский остров, Центральный район и Петроградскую сторону.

    В народе считается, что пока три ангела-хранителя парят над Северной столицей, город под надёжной защитой. Скульптуры установлены на всемирно известных архитектурных сооружениях города:

    • золотой - на шпиле Петропавловского собора;
    • серебряный - на куполе церкви Святой Екатерины на Васильевском острове;
    • бронзовый - на Александровской колонне, Дворцовая площадь.

    Золотой ангел Петербурга на Петропавловской крепости

    Ангел расположен на шпиле собора Петропавловской крепости на высоте 122,5 метра. Размах крыльев 3,8 метра. Вес конструкции шпиля вместе с ангелом 56 тонн.

    Пётр I построил здесь такую вытянутую в западном стиле колокольню по двум причинам:

    Чтобы издалека привлекать иностранные торговые суда, в соответствии с коммерческой идей, с которой он начинал строить Санкт-Петербург (читайте по ссылке). Знакомые контуры должны были внушить им доверие.

    Чтобы церковь была выше самой высокой на тот момент колокольни кремлёвского храма Ивана Великого в Москве. Недолюбливал он Москву.

    С ангелом было много приключений за эти 318 лет (читайте по ссылке). Конструкция сложная и высокая. По тем временам даже "леса" невозможно было сделать на такую высоту. Поэтому приходилось искать умельцев, кто-бы забрался туда.

    Сначала ангел был как-бы в лежачем положении, в виде флюгера. Потом приобрёл современный вид - держась рукой за крест.

    В 1829 году из-за бури ангел был погнут. Долгое время не могли найти способ его поправить. А тогда очень верили в приметы, и Николай I приказал во-что бы то ни стало найти умельца, иначе в народе уже назревала паника.

    Вызвался кровельщик Петр Телушкин, который каким-то неведомым способом обогнул шар и несколько раз залез на купол. Не пострадал. За это его щедро вознаградили и ходит легенда, что он имел право на бесплатную кружку спиртного в любом кабаке. Для этого ему сделали клеймо под правой скулой и заходя в питейное заведение он делал характерный щелчок пальцами. Отсюда и пошёл в народ этот жест.

    Серебряный ангел Петербурга на куполе церкви Святой Екатерины

    Серебряный ангел находится на куполе церкви святой Екатерины на Васильевском острове. Высота фигуры – 3,8 м. Размах крыльев – 1,35 м.

    Ангел стоит на на медном шаре и сделан из простых материалов по проекту Ивана Прокофьева. Деревянная фигура ангела-хранителя была искусно обита свинцом и изящно окрашена серебристой краской. Отсюда произошло название скульптуры – Серебряный ангел.

    В 1935 году атеисты вырвали из рук ангела крест и он долгое время назывался в народе "Ангел с пустыми руками".

    В 2000-х годах скульптура стала разваливаться и её отправили на ремонт. И только в конце 2017 года серебряный ангел вернулся на место.

    Бронзовый ангел на Александровской колонне

    Александрийскую колонну знают все. Она расположена на Дворцовой площади. А вот многие ли запрокидывали голову вверх. Там стоит третий бронзовый ангел хранитель Петербурга.

    Колонна изготовлена из цельного куска красного гранита, весит 650 тонн и опирается на собственный вес, не имея никаких укреплений.

    Ангел сделан из бронзы, высота 4,26 метра. Фигура также опирается на собственную массу и ничем не закреплена.

    Держа крест в руке, ангел попирает змея, что символизирует мир, который принесла Россия Европе, одержав победу над армией Наполеона. По легенде, в облике ангела-хранителя автор – Борис Орловский – отразил черты Александра I.

    Санкт-Петербург известен под самыми разными названиями. Чаще всего можно услышать упоминания о Северной столице или Северной Венеции. Однако Петербург также вполне заслуживает название Города ангелов – пусть не будут в обиде жители Лос-Анджелеса.

    Кроме трех ангелов-хранителей, в Санкт-Петербурге можно увидеть множество других подобных скульптур: на Исаакиевском соборе, крыше Петеркирхе, барельефах Адмиралтейства, перед зданием Двенадцати коллегий и в других местах.

     

    https://zen.yandex.ru/media/piter24/3-angela-kotorye-oberegaiut-sanktpeterburg-61168e397e37175eb60c04d3

     

    Подробнее
  • Малоизвестные факты о Кунсткамере

    Всем известна Кунсткамера в Санкт-Петербурге — первый музей России, учреждённый самим императором Петром Великим. Кунсткамеру называли кабинетом редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

    Многие туристы наслышаны о том, что этот музей хранит старинную коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Но мало, кто знает о его уникальной коллекции предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. И речь пойдёт дальше и о некоторых других малоизвестных фактов о Кунсткамере.

    1. "Дерево-монстр"

    Как-то царь Пётр Великий прогуливался по Васильевскому острову и заметил сосну, у которой одна из веток вросла в ствол и образовала таким образом полукольцо, что выглядело не совсем обычно и несколько странно.

    Государь был настолько вдохновлён увиденным, что решил создать музей редкостей. Он повелел срубить "фриковатую" сосну и построить на её месте здание для будущее музея редкостей. Сосну же Пётр I прозвал "Деревом-монстром".

    2. Строили "всем миром"

    Строительство здания для музея редкостей продолжалось на протяжении 16 лет, и его возводил не один архитектор, а несколько. В 1718 году строительством руководил работавший в Санкт-Петербурге немецкий архитектор и скульптор — Георг Иоганн Маттарнови, который и разработал проект здания.

    С 1719 по 1724 год, начиная с уже исполненных фундаментов, строительство вёл один из первых архитекторов Санкт-Петербурга — Николай Фёдорович Гербель. К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы.

    В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни. Голландский плотничным Харманом ван Болосом был разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

    После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл итальянский архитектор Гаэтано Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции.

    С 1729 года под руководством русского архитектора, представителя раннего барокко — Михаила Григорьевича Земцова внутри здания производились разные "починки и доделки". При Земцове и внешний вид здания обрел свой окончательный барочный облик.

    Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году было окончено строительство здания.

    Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

    3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой

    Сначала коллекция музея была размещена в Летнем дворце Петра Великого, потом переехала в Кикины палаты, в дом опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора.

    Пётр Первый повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов. Более того, царь заботился о досуге тех, кто приходил посмотреть на диковинки большой компанией. Пётр I приказал: Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным.

    4. Удивительный глобус

    Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на 3-м этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около 3-х метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.

    Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. К сожалению, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.

    В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на 4-ом этаже Кунсткамеры.

    5. Флейта из человеческой кости

    Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, созданная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.

    Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях — для вызова потусторонних сил.

    6. Человек-гигант

    Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см.

    Буржуа заслужил небывалый интерес и приобрёл уважение со стороны двора и простого люда. Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе 7 лет, после чего скончался от апоплексического удара.

    Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга будет служить ему и двору, и передал его тело Кунсткамере. До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла.

    Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый чей-то череп, а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.

    7. Исчезнувшая голова английской шпионки

    Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в пост-петровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась. 

    В происшествии обвинили главного русского врага — пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.

    Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры 3 мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения этой странной сделки столичные власти не имели.

    8. Зловещие часы

    Вспоминая занятные "байки из склепа", стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача — механизм у них нерабочий.

    Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки "9:45" они почему-то останавливаются. Поговаривают, что это нехороший знак тому, кто всё это увидит.

    9. Живые экспонаты музея

    Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими аномалиями, находились люди, выполнявшие роль "живых экспонатов".

    Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных рук.

    10. Награда и штраф за "подарки природы"

    В 1718 году, когда повсюду "зашкаливало" мракобесие и предрассудки, реформатор Пётр I издал указ, согласно которому уродов "человеческих, скотских, звериных и птичьих" следовало доставлять в Петербург. В обмен государь обещал большое вознаграждение.

    Тех же, кто решал утаить от государства "подарки природы", ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.

     

     

    https://zen.yandex.ru/media/spb_wow/maloizvestnye-fakty-o-kunstkamere-v-sanktpeterburge-6123462865102f6d712ac0e6

     

    Подробнее
  • Тайны Медного всадника

    В Санкт-Петербурге началась масштабная реставрация памятника Петру I на Сенатской площади. Открыть монумент планируют уже в конце октября 2021 года, так что сильно соскучиться по нему мы не успеем. А пока Великий император будет закрыт лесами, мы вспомним самые популярные легенды, связанные с памятником.

    Автограф творца

    Страсти вокруг памятника начали кипеть с самого момента его создания. Так, например, скульптор Этьен Фальконе постоянно конфликтовал с властями, не получая должного внимания к своей работе. Один из этих конфликтов, по всей видимости, и послужил поводом к отъезду Фальконе из России. Скульптуру заканчивали уже без него. Скульптор уехал, но оставил на памятнике свой автограф - в одной из складок плаща есть надпись: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

    Разоблачение Гром-камня

    Постамент для конной статуи Петра искали особенный. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" даже было опубликовано обращение ко всем желающим найти и привезти в столицу внушительных размеров камень. Подходящую каменную глыбу нашли недалеко от Петербурга в деревне Конная Лахта. Знаменитый Гром-камень (по легенде в него ударила молния, отсюда и название) до обработки весил около 2000 тонн. Несколько сотен рабочих и специальный механизм потребовались, чтобы доставить камень по реке на Сенатскую площадь к удивлению жителей города.

    Несколько столетий считалось, что камень является монолитным. Однако при реставрации 2002 года, специалисты выяснили, что Гром-камень состоит из пяти разных по величине каменных блоков. Сейчас реставраторы как раз пытаются предотвратить их расползание, которое неизбежно происходит со временем.

    Ночной кошмар майора Батурина

    Во время наполеоновского нашествия, появилась угроза вторжения врага в Санкт-Петербург. Император Александр I решил, на всякий случай, вывезти статую в Вологодскую губернию. Узнав об этом, майор Батурин рассказал князю Голицыну о преследовавшем его сне. Каждую ночь видел он Петра I, который спускался на коне с Гром-камня и ехал к дворцу Александра I, где говорил своему потомку: "Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!". Александру Павловичу передали эту историю, после чего якобы он отменил свое решение.

    Бедный Павел!

    Много кому и сегодня мерещится призрак императора на коне - этот образ уже давно вошел в нашу классическую литературу, в большей степени благодаря "Медному всаднику" Пушкина.

    По легенде, первым призрак Петра I на Сенатской площади увидел наследник престола - Павел Петрович. А произошла эта встреча еще до открытия памятника. "Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие", - якобы, сказал император наследнику престола, и добавил: "Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь".

    Во время Великой Отечественной войны

    В годы войны памятник спрятали за досками, укрепили с помощью бревен и мешков с землей и песком. По счастливой случайности, монумент не пострадал, хотя бомбардировки были жестокими (Исаакиевский собор, который находится в непосредственной близости к памятнику, бомбили регулярно). По легенде, в первые дни после разбора маскировки кто-то нарисовал на груди Петра I медаль "За оборону Ленинграда".

     

    https://zen.yandex.ru/media/histrf/tainy-mednogo-vsadnika-6107e520a1c5706037d70870

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные