Интересно

  • Ростральные колонны - любопытная легенда

    «Ростральные колонны» – то словосочетание, которое могут выговорить лишь коренные Петербуржцы, а историю их появления и жизни на В.О. не знают порой и они. Нынче стал редкий «огонь на Неве»

    Первая Ростральная колонна появилась еще в 260 году до н. э. в Риме в честь победы над карфагенянами в морской битве при Милах. Название произошло от латинского слова «rostrum», что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом нос, больше похожий на клюв птицы, применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побежденных судов украшались колонны, которые с Древнеримских времен воздвигались как символы морских побед. Традиция украшать колонны трофеями перекочевала со сражений на земле.

    Ростральные колонны в Петербурге придумывались как олицетворение мощи и величия морского флота Российской империи. Этим монументальным сооружениям придавалось огромное значение. Об этом говорит в том числе тот факт, что все работы по их проектированию и строительству проводились французским архитектором Тома де Томон под строгим руководством Совета Академии художеств, возглавляемым Андреяном Захаровым.

    Окончательный проект по формированию облика стрелки Васильевского острова был утвержден 26 февраля 1804 года. Сразу после этого была создана «Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем» во главе. Основные работы по строительству биржевого ансамбля закончились в 1810 году

    Наяда, водяной и голова крокодила

    На стволе каждой колонны симметрично в четыре яруса укреплены по восемь корабельных ростр с различными украшениями. Самая крупная их пара расположена внизу колонны. Одна носовая часть обращена к Бирже, а другая – к реке. Ростры украшает фигура речного божества – наяды. Другая пара ростр находится перпендикулярно первой, ее украшает изображение головы крокодила, морских коньков и рыб. Третью пару ростр украшает голова водяного, а четвертую – изображения морских коньков. Колонны также украшены рельефными якорями.

    Фонарь на южной колонне указывает путь в Большую Неву, а на северной – в Малую. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны – Волга и Днепр, у южной – Нева и Волхов. Однако сам Тома де Томон писал: «База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

    В городском фольклоре, конечно, существует своя версия значения колонн. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь до основания города жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову. Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

    Масло – нет, электричество тоже не подойдет

    В качестве материала для скульптур сначала была выбран чугун, но из-за сложности работы выбор пал на Пудостский известняк, который добывался в поселке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Жозефом Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Жаком Тибо.

    Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку. Раньше на ней располагалась огромная чаша-светильник с металлической треногой, удерживающей ее. Сначала для освещения использовали смоляные факелы, которые позже попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно для проходящих мимо горожан.

    Ростральные колонны служили маяками в темные ночи и во время тумана вплоть до 1885 года, когда торговый порт из центра был переведен на Гутуевский остров. В 1896 году с появлением электричества в Петербурге была попытка подключить на колоннах светильники с мощными лампами, однако этот способ оказался слишком дорогим и от него отказались «по причине великого расхода».

    В 1957 году к запоздалому 250-летию Ленинграда партией было поручено в срочном порядке оборудовать Ростральные колонны горелками и подключить их к газовому снабжению. Специалисты 6 июня провели пробный пуск газового оборудования, а 23 июня возродили красивую традицию зажигания огня в честь праздника.

    «Доделки» и настоящая реконструкция

    Советские годы и Великая Отечественная война нанесли значительный урон памятникам. В советское время было принято к важным юбилейным датам в быстром темпе поправлять и подлатывать памятники без должной реконструкции и ремонта. Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород. И все это щедро замазывалось свежей масляной краской. Во время войны украшения на колоннах были пробиты осколками и сильно поржавели.

    В 1947-1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры, их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырехугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники.

    И только в 1998-1999 годах специалисты провели настоящую реконструкцию и восстановили памятники архитектуры. Был целый ряд работ по новой реставрационной технологии, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства. Фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки». Затем при помощи специального раствора укрепили недостающие детали из известняка. В качестве соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/60b5df45c21d197e60cad303/rostralnye-kolonny-sanktpeterburg-liubopytnaia-legenda-60cc5515ae95bc08e2876ecc

     

    Подробнее
  • Мистика дома Романовых

    Журнал: Загадки истории №43, октябрь 2018 года

    Протопоп Аввакум, проклявший перед своей казнью сына Михаила Романова, царя Алексея Михайловича Тишайшего. Начало череде кровавых судеб было положено. После были Пётр I, которого в народе называли «диаволом», и Павел I, предчувствовавший своё убийство. Загадочная смерть Александра I и появление старца Фёдора Кузьмича. Григорий Распутин. И финал дома Романовых, поражающий своим символизмом: после 23 лет царствования Николай II, последний представитель династии, взошедшей на трон из кельи Ипатьевского монастыря, был со всей семьёй убит в доме Ипатьева. Расстрелян в подвале, куда вели ровно 23 ступени. Создать карусель Добавьте описание

    Польская аристократка и авантюристка Марина Мнишек стала поистине зловещей фигурой Смутного времени. Немало современников считали её настоящей колдуньей, которая, используя чары, помогала своим избранникам в захвате московского престола. Она поочерёдно была женой двух Лжедмитриев. Которых, впрочем, убили, несмотря на все её чародейские способности.

    Проклятие Марины Мнишек

    В конце 1610 года, через несколько дней после гибели «Тушинского вора» — Лжедмитрия II, у Марины Мнишек родился сын Иван. Составленный гороскоп его рождения оказался страшным и сулил ребёнку беду. Однако мать вновь нашла себе покровителя, который мог помочь ей захватить Московское царство. В 1613 году в Астрахани лихой атаман волжских казаков Иван Заруцкий провозгласил двухлетнего Ивана новым царём. Но пришедший к власти царь Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых, не мог мириться с сыном самозванца.

    Казаки выдали экс-царицу Мнишек и атамана Заруцкого дому Романовых.

    Атамана в Москве сразу же посадили на кол, а вот Марина Мнишек могла не опасаться встречи с палачом. Формально, благодаря браку с Лжедмитрием I, она была венчанной русской царицей, и по закону казнить её было нельзя. С этим не мог не считаться даже московский царь.

    Однако малолетнего

    Ивашку-Воренка бояре приговорили к смерти. Марине Мнишек, которая сидела вместе с сыном в одной камере, об этом сказать побоялись. Возможно, опасались её колдовских чар. Марину Мнишек уверили, что царь Михаил её сыночка не обидит, — и палач унёс Ивана на Лобное место. Мальчика повесили, предположительно, 4 октября 1614 года.

    Узнал о казни сына и лживом обещании, несчастная мать прокляла весь род Романовых. Марина Мнишек заявила, что ни один из них не умрёт своей смертью, а в их семьях не прекратятся преступления, пока династия не погибнет. Но первой ушла из жизни она сама. Умерла от болезни и тоски по казнённому сыну, как уверяли в Кремле.

    Ходили слухи, что Марина сама разбила голову об стену в камере. Возможно также, что её убили тюремщики.

    Бедный Павел

    Современники и потомки отмечали мистицизм Павла I. И действительно, в его жизни присутствовало нечто роковое, необъяснимое, невольно наводившее на мысли о вмешательстве в судьбу императора каких-то потусторонних сил.

    XVIII век был веком мистиков. Люди того времени верили в привидения, гадалок и предсказателей. Таких шарлатанов, как граф Калиостро, с почётом принимали в великосветских салонах. Ну а готические романы, в большом количестве издававшиеся во второй половине XVIII века, были любимым чтивом европейцев.

    И совсем не удивительно, что юный цесаревич Павел Петрович верил во всё сверхъестественное. Во многом на его внутренний мир повлияла и трагическая судьба отца — императора Петра III, свергнутого с престола его матерью и убитого в Ропше. Страсти в семействе Павла были поистине шекспировские, современники называли его «русским Гамлетом», а в царствование Павла I постановка этой драмы Шекспира была запрещена.

    Одним из самых ярких мистических эпизодов, связанных с Павлом Петровичем, считается его встреча с призраком императора Петра Великого. А известно о ней стало со слов великого русского полководца — Михаила Илларионовича Кутузова

    Накануне смерти императрицы Екатерины II Павлу приснился сон — какая-то неведомая сила подхватила его и потащила наверх. Проснувшись утром, он рассказал об этом сне супруге, и вскоре курьер на взмыленном коне приносит цесаревичу весть — мать его при смерти, а цесаревич вот-вот станет императором.

    Взойдя на престол, Павел решил сменить место жительства. Зимний дворец — резиденция российских самодержцев — ему не нравился. Здесь всё напоминало Павлу о матери и её наглых фаворитах, которые не считались с цесаревичем и всячески его третировали. Он решил построить замок-дворец, неприступный для врагов. Место для строительства он выбрал на берегу Фонтанки, там, где когда-то стоял деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Именно в этом дворце тогда ещё великая княгиня Екатерина Алексеевна и родила Павла. «Я хочу умереть там, где родился», — сказал Павел I. Именно так всё и произошло.

    Замок-дворец назвали Михайловским, в честь архангела Михаила — предводителя небесного воинства. Строительство его тоже было связано с различными мистическими происшествиями. Так, например, рассказывали, что когда строительство уже было в самом разгаре, с Павлом встретился старый монах, который сказал, что супруга императора вскоре родит сына, которого следует назвать Михаилом. «И запомни слова мои, — произнёс монах, — «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДО-БАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ».

    Павел, поражённый предсказанием странного инока, велел архитектору Бренне укрепить на фронтоне главного фасада замка-дворца текст, который продиктовал ему монах.

    Кстати, с этим текстом связано ещё одно предсказание. Накануне Рождества 1800 года знаменитая юродивая со Смоленского кладбища Ксения Петербургская предсказала, что император Павел I проживёт столько лет, сколько букв в изречении на главном фасаде новой царской резиденции. Букв было 47. Родившемуся в 1754 году Павлу 47 лет должно было исполниться в 1801 году.

    Впрочем, сам Павел уже знал о времени и месте своей смерти. В своё время он беседовал с неким монахом Авелем, который уже предсказал дату смерти императрицы Екатерины II. За это его посадили в тюрьму. Но после смерти императрицы, случившейся в предсказанный Авелем день, его выпустили. Павел долго беседовал с предсказателем. Тот сообщил императору дату его насильственной смерти, и место — царскую спальню. Авелю даже было известно, что в заговоре против самодержца примут участие и его близкие.

    То же самое предсказала Павлу и так называемая «Останкинская старуха». В Останкино, там, где находилась усадьба графов Шереметевых, по преданию жила мрачная старуха-нищенка. Она появлялась неизвестно откуда и пророчила людям разные несчастья. В 1797 году Павел прибыл в Москву на коронацию. Он посетил усадьбу Шереметевых, и там неожиданно столкнулся с той самой старухой. Слуги графа хотели удалить нищенку, но император воспротивился этому и долго беседовал с ней. После чего он произнёс: «Теперь я знаю, когда буду убит…».

    Новый царский дворец строился в страшной спешке. Внутри его царила сырость, по окрашенным красной краской стенам стекали потоки воды. «Словно кровь течёт», не раз говорил Павел, наблюдая за замысловатыми разводами на стенах замка.

    Зеркала в залах стояли запотевшие, и изображения в них были искажёнными. «Посмотрите, — произнёс как-то раз Павел, — какое странное зеркало. В нём я вижу себя словно со свернутой на бок шеей». А накануне убийства Павлу приснился сон, будто на него надевают тесную рубаху, которая мешает ему дышать.

    Как известно, Павел I был задушен своими убийцами…

    Распутин всё знал…

    Перефразируя известное выражение, можно сказать, что если бы Распутина не было, его следовало выдумать. Трудно представить себе более «нужную» фигуру при дворе, чем «святой старец». Его ждали, как второе пришествие. И дождались: полуграмотный мужик с клочковатой бородой и горящим взором буквально материализовался из сибирской мглы, из туманных всполохов мистически бескрайних российских просторов, населённых отшельниками, странниками и бесноватыми юродивыми.

    Распутина можно, конечно, считать аферистом и притворщиком, но он поразительно точно угадывал многие, ещё не случившиеся события.

    Вот что он написал задолго до страшной трагедии царской семьи: «Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто я обнимаю мертвецов… И тогда я молюсь за этих людей, ибо на Руси они более всех нуждаются. И я молю за семейство Романовых, потому что на них падает тень долгого затмения».

    О пророчествах старца, безусловно, знало все царское окружение. А некоторыми из них он делился и с Александрой Фёдоровной, и с царём. Однажды старец написал государю следующее: «Русской земли Царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т.е. детей и родных не проживёт дольше двух лет. Их убьют…».

    Юлия фон Ден, ближайшая подруга Александры Фёдоровны, вспоминала, что как-то старец Григорий сказал о Романовых: «Волей или неволей они приедут в Тобольск и, прежде чем умереть, увидят мою родную деревню».

    Что это было? Случайное попадание в цель или высшее знание, дарованное сибирскому страннику?

    Позднее по дороге в Тобольск царица написала письмо Вырубовой, в котором говорилось: «Нам не говорят, куда мы едем… и на какой срок, но мы думаем, это туда, куда ты недавно ездила /родина Распутина, с. Покровское/. Святой /свт. Иоанн Тобольский/ зовёт нас туда и наш Друг /старец Григорий, к тому времени мученически убиенный/. Не удивительно, что мы именно здесь».

    Предсказания Распутина были теми рельсами, по которым нёсся поезд под названием «Гибель царской семьи». И не было в России того, кто бы мог это движение изменить.

    В последние дни…

    В октябре 1888 года великий князь Сергей Александрович с супругой присутствовали при освящении православного храма Святой Марии Магдалины в Иерусалиме, у подножия Елеонской горы. Охваченная восторгом от соприкосновения с библейской историей, Елизавета Фёдоровна произнесла вещие слова: «Как я хотела бы быть похороненной здесь!».

    В 1905 году эсеры постановили ликвидировать бывшего московского генерал-губернатора — великого князя Сергея Александровича, пятого сына Александра II. Исполнение приговора Азеф и Савинков возложили на Ивана Каляева.

    4 февраля 1905 года тело великого князя было разорвано на куски, которые взрывом разметало по брусчатке Кремля.

    Когда княгине сообщили о гибели мужа, она прибежала к месту трагедии и, невзирая на уговоры собравшейся толпы, горько рыдала на окровавленной мостовой.

    После гибели мужа Елизавета Фёдоровна удалилась от светской жизни и целиком отдалась благотворительности и служению Богу. На свои драгоценности приобрела усадьбу на Большой Ордынке в Москве, построила там храм Покрова Пресвятой Богородицы по проекту академика архитектуры Алексея Щусева и организовала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, став её настоятельницей. Роспись церкви осуществил знаменитый художник Михаил Нестеров.

    Великая княгиня жила здесь же подвижницей веры Христовой: строго соблюдала посты и совершала все предписанные православной церковью молитвы; постелью ей служили голые доски; втайне от сестёр под одеждой она носила даже вериги — железные цепи на голом теле.

    Как к старцам в монастырях и скитах, к Елизавете Фёдоровне пришёл дар предвидения. Провидя будущее, она пыталась если не уберечь страну от катастрофы, то хотя бы отдалить её, открыв глаза царю и царице на истинное положение дел в стране. Всуе. В 1916 году она в последний раз предприняла такую попытку. Николай II не принял её, а Александра Фёдоровна не захотела слушать.

    И сказала тогда старшая сестра младшей сестре:

    — Помни судьбу Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

    Эта французская монаршая пара закончила жизнь на гильотине в 1793 году.

    Чекисты арестовали Елизавету Фёдоровну 7 мая 1918 года и отправили на Урал: сначала в Пермь, потом в Екатеринбург и, наконец, в Алапаевск. Её отказалась покинуть монахиня Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.

    В ночь на 18 июля, через день после казни царской семьи в Екатеринбурге, настоятельницу заживо сбросили в шахту под Алапаевском. Вместе с ней мученическую смерть приняли инокиня Варвара и несколько представителей дома Романовых. Перед гибелью великая княгиня перекрестила палачей и повторила слова Христа: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5ffb5973fb396572a48883a4/mistika-doma-romanovyh-60c07dc8364f3c4e9f239979

     

    Подробнее
  • И еще о Павле I - любопытные факты из жизни императора.

    Нелюбимым, почти ненавистным и презираемым ребёнком, чувствовал себя Великий князь Павел Петрович в период своего отрочества и юности. Да и годы молодости великого князя были полны унижений и обид. Он знал, что его считают сыном не Петра III, а любовника Екатерины — Сергея Салтыкова (сам Петр III не признавал своего отцовства). Мать его не любила, а под конец жизни намеревалась передать престол не ему, а его старшему сыну Александру. Фавориты Екатерины открыто презирали Великого князя. Он же ненавидел мать, ее окружение и тех, кто служил ей. Его мечта, став монархом, уничтожить всё то, к чему прикасалась рука Екатерины, её имя из истории должно быть вымарано! Но, Екатерина II правит долго – 34 года, и все эти годы Павел терпеливо ждёт её кончины.

    6 ноября 1796 года в Петербурге было объявлено о смерти Екатерины II. В городе воцарились тревога и растерянность: было ясно, грядут перемены, и ничего хорошего от этих перемен ждать не приходилось. Площадь перед Зимним дворцом заполнилась людьми, войска шли к дворцу в парадной форме, увязая в глубоком снегу.

    Вот как об этом дне вспоминает Г.Р. Державин: «Вскоре приехал сын ее, наследник, или новый император, Павел. Тотчас во дворце приняло все новый вид, загремели шпоры, ботфорты, тесаки, и, будто по завоевании города, ворвались в покои везде военные люди с великим шумом».

    Павлу, Великому князю, исполнилось к тому времени сорок два года.

    Он положит конец женскому правлению, изменив систему престолонаследия. 7 апреля 1797 г. был издан указ о наследовании российского престола: вводился принцип, предусматривавший передачу престола по наследству по мужской линии согласно праву первородства.

    Но этот указ выйдет только через полгода. А пока... . Что было у человека в голове, когда уже на второй день был обнародован указ о том, как следует одеваться дворянам: запрещено носить круглые шляпы, высокие сапоги. Это только начало: в 1798 году следует запрет на фраки и жилеты (вместо фрака «позволяется носить немецкое платье с одним стоячим воротником... обшлага же иметь того цвета, как и воротники»; вместо жилета — носить «немецкий камзол»); в 1799 году волосы приказано зачесывать не вперед, а назад; запрещено мужчинам носить сюртуки с разноцветными воротниками, а дамам — женские сюртуки с кроеным воротником; был указ, «чтобы никто не имел бакенбард» и т. д.

    Из боязни революционной «якобинской заразы» запрещено употребление ряда слов, среди них слова «свобода», «представитель», «отечество». В 1800 году вышел запрет привозить из-за границы книги, «на каком бы языке оные ни были».

    При встрече с императором экипажи должны были останавливаться, едущие в экипажах — выходить из них и кланяться. Это сумасбродное распоряжение причиняло горожанам немало мук. Некая дама, спешившая на бал, в легком платье и атласных башмачках, понравилась Павлу и немного побеседовала с ним. Беседа стоила ей жизни — она умерла от простуды. Книксены дам среди сугробов и слякоти, опасность попасть в Петропавловскую крепость за недозволенный наряд... Встречи с Павлом боялись, как чумы!

    Были закрыты почти все модные магазины, торговавшие предметами роскоши и нарядами, кроме семи — по числу смертных грехов(!). В городе установилось нечто вроде комендантского часа: царь вставал в шесть часов утра, в десять он ложился спать, и городская жизнь замирала. Ночами по улицам дозволено ходить лишь военным караулам, повивальным бабкам (акушеркам) и священникам, вызванным к умирающим.

    Через несколько дней после воцарения Павла, когда гроб с телом Екатерины II ещё стоял в Зимнем дворце, город увидел зрелище, достойное шекспировского Гамлета. Сын воздавал почести убитому отцу.

    Петр III был похоронен тридцать четыре года назад в Александро-Невском монастыре. Поздним вечером 17 ноября из Зимнего дворца к монастырю направилась процессия. По Невскому проспекту шли факельщики в трауре, сопровождавшие тридцать карет, обитых черным сукном. В каретах сидели придворные в трауре и на черных бархатных подушечках держали ордена Петра III.

    В монастыре гроб Петра III подняли из склепа и поставили в церкви. На следующий вечер в монастырь приехал император с семьей и свитой. При нем гроб открыли. Павел возложил императорскую корону на голову отца. К этому времени тело истлело, в гробу были череп, кости, кожаные перчатки, сапоги. Останки Петра III находились в Александро-Невском монастыре еще две недели. В церкви непрерывно шла заупокойная служба, в почетном карауле сменялись дворяне из самых знатных семей. Император несколько раз приезжал в монастырь, при нем открывали гроб, он целовал останки.

    Затем Петра III торжественно перенесли в Зимний дворец. Особая роль в траурном шествии была отведена одному из его убийц — графу А. Г. Орлову. Старый человек, плача, шел по улицам столицы в начале процессии и нес на подушечке императорскую корону. Стояли декабрьские морозы. Все полки столицы выстроились шеренгой от Александро-Невского монастыря до Зимнего дворца. Войска салютовали, пушки стреляли, колокола церквей звонили. Гроб Петра III поставили рядом с гробом Екатерины, а затем их торжественно похоронили в Петропавловском соборе.

    Страсть Павла к театрализации и формализму придавала жизни Петербурга фантастический оттенок. Офицерам гвардии запрещалось носить шубы: император ежедневно появляется на главных улицах города верхом в легком мундире, показывая пример спартанской выдержки. Однажды он увидел офицера, денщик которого нес за ним шубу и шпагу. Павел приказал разжаловать офицера в солдаты за пренебрежение к оружию, а денщику присвоить звание его хозяина. Забота императора о военном мундире была маниакальной: только форма конногвардейцев за четыре года его правления менялась не менее девяти раз!

    Окружение Павла I тоже вызывало недоумение и критику. В отличие от матери, он плохо разбирался в людях и приближал к себе тех, кто казался ему преданным, прямодушным и простым.

    Представление о его проницательности дают имена его приближенных: камердинер И. П. Кутайсов и офицер одного из гатчинских полков А. А. Аракчеев. Кутайсову он пожаловал графский титул; «без лести преданного» Аракчеева произвел в рыцари Мальтийского ордена.

    Хитрый пройдоха Кутайсов, (о нём подробнее я рассказывал в статье Санкт-Петербург. История «гардеробмейстерского» моста), «Санчо Панса» императора, баснословно разбогател, скупая за бесценок имения, конфискованные у людей, попавших при Павле в опалу, и получая огромные взятки. Этот безродный проныра, ставший вторым человеком в империи, вызывал общее презрение и ненависть.

    Однажды он приехал к А. В. Суворову с поручением от императора. Суворов, выслушав его, кликнул слугу и сказал: «Прошка! Ступай сюда, мерзавец! Вот посмотри на этого господина в красном кафтане с голубою лентою. Он был такой же холоп, фершел, как и ты, да он турка, так он не пьяница! Вот видишь, куда залетел! И к Суворову его посылают. А ты, скотина, вечно пьян, и толку от тебя не будет. Возьми с него пример, и ты будешь большим барином».

    Другая его страсть — муштра. Ежедневно на площади у Зимнего дворца проводится вахтпарад: под флейты и барабаны маршируют полки; идут учения на Марсовом поле. В любую погоду, в любое время года шагают солдаты в легких мундирах: месят грязь под дождем - осенью, в снегу по колено - зимой; летом на Марсовом поле - пыль до небес от тысяч, марширующих; он в упоении.

    Для представления более полного портрета Павла нельзя не напомнить и его «крылатые фразы»:

    С первых дней правления Павел решил напомнить подданным, что единственный закон в стране — его воля. Известны слова, сказанные им одному из иностранных послов: «В России нет важных лиц кроме того, с кем я говорю и пока я с ним говорю».

    На четвертый месяц правления Павел утвердил при Сенате Тайную экспедицию — и это вызвало ропот. (Екатерина II в начале своего царствования упразднила Тайную канцелярию как постыдное напоминание о беззаконии и жестокости старых времен. Сразу после воцарения Александра I Тайная экспедиция была опять упразднена).

    Под подозрением императора находились не только опальные екатерининские вельможи, но большая часть дворянства. Его указы предписывали следить за всеми, особенно за иностранцами; просматривать письма, особенно отправляемые за границу; чиновники обязаны доносить о действиях своих начальников и т. д. Под опалу попадает даже Суворов! Павел I сослал Суворова в Кобрин, одно из его отдаленных имений. Ревнивый к чужой славе, он отзывался о великом полководце с пренебрежением.

    А вот ещё один замечательный штрих к его портрету: «Нежданная беда настигла драматурга В. В. Капниста: Павлу доложили, что комедия «Ябеда» — сатира на его правление. Без всякого разбирательства ее автора арестовали и отправили в Сибирь. Пока он ехал под конвоем, не понимая, что произошло, Павел решил посмотреть комедию. Сыгран первый акт — последовал приказ догнать Капниста и вернуть с курьером в столицу; сыгран второй — новый приказ: наградить и дать чин. Оправившись от потрясения, Капнист шутливо сожалел, что комедия коротковата, иначе он вернулся бы в Петербург министром. Все это — и ссылка, и награды — уместилось в несколько часов.»

    В «Записке о древней и новой России» Карамзин писал: «Сын Екатерины казнил без вины, награждал без заслуги, отнял стыд у казни, у награды прелесть».

    Великое самодурство было присуще Павлу и в международных, военных вопросах. Как пример, Павел I, объявил войну Испании, за то, что она поддерживала отношения с республиканской Францией это случилось в1799 году, а уже в 1801 он вместе Наполеоном Бонапартом собирается завоевать Индию и изгнать оттуда англичан!

    Что же Павел оставил после себя? Подытожим:

    Павел I реформировал Сенат, который уже не справлялся с возросшим объемом дел, и потребовал ускорения работы всех государственных служб. Поддержки в дворянском сословии император не нашел, так как пытался облегчить положение крестьянства. (Манифест о трёхдневной барщине).

    Кроме этого, он начал наступление на привилегии дворянства. Он считал, что дворяне должны служить и не могут требовать отставки, если прослужили менее года. Отменялись дворянские собрания.

    Но самое большое недовольство вызвали реформы в армии. Преклонение Павла перед прусскими армейскими порядками повлияло и на русские войска. За основу брались прусские уставы, и даже неудобная прусская форма пришла на смену русской.

    Куда повернула история Государства Российского нам известно. Дни императора были сочтены. В начале марта 1801 года заговор против него был готов. Во главе его стоял генерал-губернатор Петербурга граф П. А. Пален, в число заговорщиков входили братья Зубовы (одно из самых влиятельных семейств конца екатерининской эпохи), генерал-лейтенант Л. Л. Беннигсен, офицеры гвардии и старший сын императора - цесаревич Александр, будущий Александр I.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-pavel-i-liubopytnye-fakty-iz-jizni-imperatora-60b47f4c3204ed6102ed1163

     

    Подробнее
  • Петропавловская крепость - 13 необычных фактов

    Несколько интересных фактов о крепости, с которой началась история Санкт-Петербурга.

    • До 2011 года на территории крепости в доме №15 были обычные жилые квартиры. Двухэтажное здание внутри Алексеевского равелина строилось в конце XIX века для служащих крепости. Последние жильцы также получили это жильё как служебное. К 2011 году оно стало аварийным, и все квартиры расселили. По отзывам жильцов, они бы не согласились переехать в новостройки, если бы не аварийность жилья. А вы бы хотели жить на территории крепости?
    • Идея о ежедневном полуденном залпе появилась ещё в 1735 году, но была осуществлена лишь с 1873 года. Она просуществовала до 1934 года, когда по указу Кирова залпы отменили, ведь, по его словам, о полудне сообщают и по радио. Традицию вернули в 1957 году.

    • Как известно, во время войны весь город был в укреплениях и защитных сооружениях. Четвёртый рубеж внутригородской обороны включал и крепость. Память об этом сохранена в табличке: "Амбразура огневой точки Петропавловской крепости" на Иоанновском равелине. Она была направлена в сторону Троицкого моста.

    • Во время войны позолоченный шпиль был отличным ориентиром для вражеских войск, поэтому альпинисты замаскировали его. Делать это приходилось ночью в суровые морозы зимы 1941 года.

    • Несмотря на мощные укрепления крепости и её полную готовность к нападения, она никогда не участвовала в сражениях. Большую роль в этом сыграла отличная защищённость города с воды, а именно Кронштадтские форты.

    • Петропавловский собор был самый высокой постройкой Санкт-Петербурга больше двух веков. Его высоту обогнала лишь телебашня в 1962 году. Теперь самое высокое здание города - это, конечно, Лахта-центр.

    • Первым узником Трубецкой тюрьмы был сын Петра I - царевич Алексей. Он подозревался в измене и умер в стенах крепости. Позже здесь в разные годы были заключены декабристы, Чернышевский, Достоевский и другие известные личности.

    • У стен Трубецкой тюрьмы были расстреляны великие князья из семьи Романовых.

    • Также у Трубецкого бастиона проводились расстрелы во времена Красного террора. В это сложно поверить, но тела убитых до сих пор находятся в расстрельной яме, которая расположена на месте нынешней вертолётной площадки. Несколько лет назад были раскопки, которые подтвердили их местонахождение, но перезахоронения или громкой огласки так и не последовало.

    • В 1925 году Ленинградский совет постановил разрушить крепость, а на её месте построить спортивный стадион. К счастью, решение было вскоре отменено.

    • Новым органам власти часто приходили радикальные идеи по разрушению исторических памятников. Другие примеры можно посмотреть в посте: Как бы мог выглядеть Ленинград: неосуществлённые советские проекты, изменившие бы облик города

    • Первый канал Петербурга появился в Петропавловской крепости и проходил через неё насквозь. Позже канал засыпали, но его следы можно найти и сейчас: у Монетного двора заметно другое мощение плитки - на этом месте он и находился. 

    • Как ни странно, но в стенах крепости в Иоанновском равелине в 1930-е годы находилась первая советская лаборатория по разработке ракетных двигателей. Теперь в помещении бывшей лаборатории музей, где можно узнать о её истории и экспериментах.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5b17abb948267710911d6678/neobychnye-fakty-o-petropavlovskoi-kreposti-6058a2100adca6338868a8f1

     

    Подробнее
  • Строительные "ошибки" ставшие шедеврами

    Сложно представить, что главные достопримечательности Петербурга когда-то подвергались критике современников и даже могли быть снесены. Здания, которые сейчас являются общепринятыми памятниками архитектуры, на момент постройки вызывали недоумение общественности за слишком смелые и новаторские решения. Какие петербургские достопримечательности вызывали неприятие архитекторов и горожан?

    Казанский собор

    Казанский собор - одна из главных достопримечательностей Невского проспекта, мимо которой не проходит ни один турист. Однако у современников собор вызывал противоречивые чувства.

    Архитектор Воронихин вдохновлялся итальянскими храмами, а ворота и колоннада получились практически прямыми заимствования. За это его называли "копиистом". Стоит признать, что Казанский собор действительно не похож на типичный православный храм.

    Колоннаду не получилось развернуть в полную силу из-за недостатка места, из-за чего современники считали её громоздкой. Сама идея полукруглой колоннады на Невском проспекте многим казалась неудачной.

    Спас-на-Крови

    Неорусская архитектура пришлась не по нраву многим современникам Спаса-на-Крови. Критики считали, что собор совершенно не впишется в облик Петербурга, где преобладал классицизм. Готовый храм они называли "архитектурным уродством" и "бонбоньеркой".

    На тот момент пышный неорусский стиль действительно был нов для Петербурга. Нетипичное множество декоративных разноцветных деталей заметно выделялось на фоне других зданий. Цитирование древнерусской архитектуры, которой никогда не было в Петербурге, многие считали неуместным, как и схожесть с московским храмом Василия Блаженного.

    Спас-на-Крови не понравился не только современникам, но и новой советской власти. В 1930-е годы храм решили снести, так как он "не представляет никакой исторической и культурной ценности". По неизвестным причинам снос был отсрочен, а из-за начала Великой отечественной войны отменён.

    Сейчас это одна из главных и самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга.

    Дом Зингера

    Модерн стал по-настоящему новаторским стилем в архитектуре, ведь технический прогресс позволил реализовывать ранее недоступные решения, а концепция стиля подразумевала отказ от старых норм и традиций. Конечно, такое пришлось не по нраву многим петербургским консерваторам.

    Выдающиеся примеры модерна, которые сейчас считаются архитектурными памятниками, были восприняты в штыки многими современниками. Вот, что писал поэт Георгий Иванов в начале XX века:

    "На Невском, как грибы, вырастали одно за другим «роскошные» здания — настоящие «монстры», вроде магазина Елисеева или дома Зингера».

    Обходя запрет на высотность зданий, архитектор дома Зингер Павел Сюзор создал новую доминанту Невского проспекта с мансардой и куполом. Тогда это решение показалось архитекторам и общественности неудачным, а здание - слишком заметным и выбивающимся из застройки проспекта.

    Исаакиевский собор

    Исаакиевский собор критиковали за плохое подражание античным постройкам, плохую освещённость интерьера и масштабность, называя "гигантской чернильницей". Критик Владимир Стасов писал:

    "Колоссальные по размерам двери, но все это было ничтожно по мысли и творчеству, расслабленно сладко по выражению: формальность, безвкусие и казанщина. Все эти бессмысленные подражания так и остались жалким ничтожеством."

    Мариинский театр

    Здание Мариинского театра не раз перестраивалось. Первоначальный проект предназначался для конного цирка, а затем видоизменялся и достраивался исходя из функциональных нужд театра. В итоге получилась довольно тяжеловесная и эклектичная архитектура без единой композиции. Вот что о финальном варианте писали современники:

    "Уже не театр-дворец и не театр-замок. Он приобрел не столько парадный, сколько деловой вид."

    Большеохтинский мост

    Многие называют Большеохтинский мост самым красивым в Петербурге. Трёхпролётный мост с масштабными металлическими конструкциями стал новаторским и с инженерной, и с художественной точки зрения.

    Смелое решение не могло быть встречено с единодушием, поэтому были недовольные получившимся проектом. Вот, что написал критик Александр Лунин:

    "Конструкция Большеохтинского моста рациональна в техническом отношении, но его архитектурно-художественное решение нельзя назвать удачным: грузные каменные башни разводного пролета перегородили пространство над Невой. Они перегородили вид на Смольный собор."

    Сейчас сложно представить, что на момент постройки некоторые достопримечательности подвергались критике. Теперь они являются символами города и, кажется, абсолютно вписываются в историческую застройку.

    Пожалуй, из всего списка, можно отчасти согласиться лишь с оценкой Мариинского театра. Да, все привыкли к его нынешнему облику, но если присмотреться, то театр действительно слишком эклектичен и несколько сумбурен. Но, конечно, по сравнению с Новой сценой он смотрится намного лучше.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5b17abb948267710911d6678/kakie-dostoprimechatelnosti-peterburga-schitalis-gradostroitelnoi-oshibkoi-60a92542ed6cd079c9e9c6cc

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные