Последние статьи

  • 5 мистических мест Санкт-Петербурга

    Федор Достоевский называл Санкт-Петербург фантастическим городом, который «насыщен вымышленными историями». Мы собрали самые известные легенды о призраках и мистических местах бывшей столицы России. Читайте, где в Санкт-Петербурге живут грифоны, почему по Михайловскому замку бродит призрак Павла I и кто привез в город зеркало графа Дракулы.

    Башня грифонов на Васильевском острове

    7-я линия Васильевского острова, 17

    Во дворе дома номер 17 на 7-й линии Васильевского острова расположена кирпичная труба. По легенде, в ней живут грифоны — мифические крылатые существа с телом льва и головой орла. Якобы они поселились здесь еще в XIX веке.

    В 1858 году в доме номер 17 провизор Вильгельм Пель открыл аптеку. В здании также располагались склады, библиотека, исследовательская лаборатория, где делали лекарства.

    По слухам, Пель занимался не только фармацией, но еще и алхимией. В башне во дворе аптеки он открыл вторую, тайную лабораторию: по ночам повторял опыты средневековых алхимиков и пытался превратить ртуть в золото. А еще искал «формулу счастья» или «формулу исполнения желаний» — особую комбинацию чисел. Поэтому пронумеровал каждый кирпич на башне. По легенде, цифры на них постоянно меняются и иногда складываются в «формулу счастья». Если человек увидит ее, то его желание сбудется. А грифонов Пель якобы создал, чтобы они охраняли тайную лабораторию. По ночам мифические существа вылетали из башни и следили за всеми, кто проходил рядом.

    На самом деле башня грифонов — это кирпичная дымовая труба, которую построили в начале XX века для фармацевтической фабрики Пеля и его сыновей. А цифрами ее расписали уже в 1990-х.

    Проклятое зеркало в особняке Брусницыных

    Кожевенная линия, 27

    На Кожевенной линии Васильевского острова располагается бывший особняк купцов Брусницыных. В середине XIX века они приобрели дом недалеко от своей кожевенной мастерской. По заказу хозяев в 1884 году архитектор Анатолий Ковшаров перестроил здание — изменил планировку, декор фасадов и парадной лестницы.

    Особняк с комнатой для бильярда и зимней оранжереей считался одним из самых роскошных зданий Петербурга тех лет. Он был украшен лепниной, резьбой, обставлен дорогой старинной мебелью. На одном из аукционов Брусницыны купили антикварное зеркало. По легенде, оно принадлежало Владу III Цепешу — графу Дракуле — и даже висело в его усыпальнице.

    Зеркало Брусницыны повесили в танцевальном зале. По слухам, после этого в их семье начались несчастья. Все, кто смотрел в зеркало, испытывали недомогание или заболевали. А одна из служанок, которая часто убирала в этой комнате, сошла с ума и умерла.

    После этого Брусницыны сняли зеркало и спрятали его. Но в 1917 году, после революции, особняк и кожевенную фабрику купцов национализировали. Дом перестроили и перенесли в него заводоуправление. Считается, что во время ремонта зеркало графа Дракулы нашли и повесили в кабинете директора. И вскоре он исчез — прямо с рабочего места. Затем пропало еще несколько рабочих, которые ремонтировали комнату и вешали зеркало. По легенде, сразу после этого заводоуправление перенесли в другое здание, а особняк заколотили и забросили.

    На самом деле в советское время здание действительно принадлежало кожевенному заводу им. А.Н. Радищева. Предприятие работало до 1990-х, а заводоуправление из особняка не переезжало. Сейчас в доме проводят экскурсии и снимают фильмы.

    Призрак Павла I в Михайловском замке

    Садовая улица, 2

    Первые эскизы Михайловского замка создал сам Павел I. Собственный дворец император решил построить еще в 1780-х, во время заграничного путешествия. По его рисункам архитекторы создали 13 разных проектов замка. В итоге победила идея Василия Баженова, автора Дома Пашкова в Москве и дворцово-паркового ансамбля в Царицыно. А руководил строительством итальянский архитектор Винченцо Бренна.

    Изначально дворец должен был располагаться в Гатчине. Однако Павел I передумал, и здание построили в центре Петербурга, на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны.

    Михайловский замок возвели в начале 1801 года. В конце января Павел I переехал во дворец и объявил его своей главной резиденцией. А ровно через 40 дней, 24 марта 1801 года, императора убили в его же спальне.

    Легенда о призраке Павла I появилась еще в XIX веке: с 1819 года в Михайловском замке располагалось Главное инженерное училище, именно его кадеты придумали историю про привидение. Считается, что призрак Павла I ходит по коридорам и комнатам замка со свечой в руках и ищет своих убийц. А в ночь с 23 на 24 марта фигуру императора даже можно увидеть в одном из окон.

    Нечистая сила из дома Николая Гоголя

    Казанская улица, 39

    Дом на Казанской улице построил для себя каретных дел мастер Иоганн Иохим в 1813 году. Часть помещений он сдавал. Весной 1829 года квартиру на четвертом этаже снял Николай Гоголь. Позднее писатель упомянул владельца дома в своей комедии «Ревизор»: «Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?» Уже в XX веке здание стали называть домом Гоголя из-за того, что писатель жил там несколько месяцев.

    Слухи о нечистой силе в доме Иохима появились позднее, в 1880-х. Тогда в журнале «Русская старина» выходили очерки писателя Осипа Пржецлавского. Он вспоминал, как жил в доме Иохима в 1820-х и часто слышал таинственные звуки, которые раздавались в квартире по ночам.

    Вдруг раздается сильный стук во входную дверь, и кто-то шевелит ручкою от замка, как бы усиливаясь отворить эту дверь, запертую ключом. Я… позвав лакея, спросил его: не видел ли он из своего окна, кто так поздно, не звоня, ломится в дверь? Заспанный Антон принадлежал к тому разряду слуг, которые не много церемонятся с своими господами, поэтому он и отвечал грубо: «в окно не видно никого, да и никого нет». — Кто же это стучит? — А кто его знает? Это уже пятая ночь. Если бы вы приходили домой раньше, то слышали бы его не в первый раз. <…> Я встал, взял свечу и пошел к двери, позвав собаку, но Бекас вместо того, чтобы следовать за мною, вскочил на мою постель и забился под одеяло. <…> Я отпер внезапно дверь, думая поймать кого-нибудь, таким образом забавляющегося, но не было никого. Когда дверь стояла отворенною, то ручка переставала двигаться.

    Осип Пржецлавский. Из сборника «Воспоминания, очерки петербургской жизни, 1818–1832 гг.»

    Кроме Пржецлавского, о нечистой силе в здании никто не рассказывал. Однако после того, как его очерк опубликовали в «Русской старине», появилась легенда о призраке, который обитает в доме Гоголя и пугает по ночам жителей.

    Призрак Софьи Перовской у Спаса на Крови

    набережная канала Грибоедова, 2Б; Тройной мост

    Софья Перовская состояла в организации «Народная воля» и руководила последними двумя покушениями на Александра II.

    Императора пытались убить семь раз. Последние покушения произошли 13 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала (сейчас — набережная канала Грибоедова). Место Софья Перовская выбрала сама. Несколько месяцев она следила за императором. Каждое воскресенье он ездил на развод караулов по одному маршруту: через Невский проспект и Малую Садовую улицу в Михайловский манеж. Перовская заметила, что на повороте от Михайловского театра на Екатерининский канал его карета всегда ехала медленнее. Там и решили устроить покушение.

    13 марта 1881 года кортеж Александра II несколько раз менял привычный маршрут. Однако Перовская рассчитала, где именно должны стоять террористы, и в нужный момент подала заговорщикам знак — взмахнула белым платком. После этого Николай Рысаков бросил в карету Александра II бомбу. Однако император не погиб. Он даже вышел из кареты, чтобы посмотреть, кто из свиты ранен. И через несколько минут Игнатий Гриневицкий бросил в царя еще одну бомбу. Александр II был тяжело ранен и в тот же день умер.

    Почти всех участников «Народной воли» вскоре арестовали. А уже через месяц пятерых руководителей организации, среди которых была и Софья Перовская, повесили. По легенде, после этого на Екатерининском канале появился призрак девушки с белым платком в руках. Она прогуливалась у Ново-Конюшенного моста. А после того, как построили храм Спаса на Крови, призрак стали видеть и у него. Встреча с привидением Перовской считается дурным знаком. А если призрак взмахнет белым платком, то человек, который это увидел, скоро умрет.

     

    https://www.culture.ru/materials/256371/5-misticheskikh-mest-sankt-peterburga?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • Необычная история и загадка памятника Петру I у Михайловского замка

    Речь в статье пойдёт об известной достопримечательности - памятнику Петру I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была произведена еще при жизни императора, одобрена им, но на всеобщее обозрение памятник попал спустя только 184 года.

    Здесь интересна и история памятника и сама скульптура. Казалось бы, памятник как памятник. Что в нём особенного?

    А вот кое что есть! Если внимательно посмотреть на ноги коня, то можно заметить, что одна из его ног - человеческая!

    Начнём с истории создания. В 1716 году, по приглашению Петра, в Санкт-Петербург прибыл скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли, специально для создания монумента Петра I.

    Больше двух лет он работал над изготовлением глиняной модели коня. А для создания точной копии лица императора Бартоломео Растрелли даже снял с его лица гипсовую маску. (С помощью этой маски потом был сделан восковой бюст царя, хранящийся сейчас в Эрмитаже.).

    Пётр был очень воодушевлен тем, что скоро сможет увидеть себя увековеченным на своём любимом коне. Но так уж сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен.

    Один раз, в 1719 году, Пётр посетил мастерскую Растрелли, и дал ему несколько советов, следуя которым итальянец отказался от своего первоначального замысла, и сделал скульптуру такую, какой её видел Пётр.

    После кончины царя в 1725 году его наследники забыли про памятник, забыли они и заплатить великому скульптору, плату из казны Карло-Бартоломео получил только через 9 лет, в 1734 году. Деньги заплатили, но большой памятник так и не отлили и не установили.

    Когда к власти пришла императрица Елизавета, она решила напомнить подданным, что она дочь Великого Петра, и приказала воздвигнуть памятник, маленькая модель которого до этого хранилась в амбаре. Отдать дочерний долг, так сказать.

    Императрица хотела установить его перед Зимним дворцом или у здания Двенадцати коллегий. Но осмотрев монумент, она пришла к выводу, что он не соответствует вкусам нынешнего времени, и его нужно доработать.

    Конечно же, это было поручено уже стареющему Растрелли. Лишнее, по мнению Елизаветы, с модели убрали, и в итоге памятник стал собой представлять только образ императора, без всяких аллегорий, которые так нравились Петру.

    В 1743 году, после одобрения модели Елизаветой Петровной, Бартоломео Карло приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была почти завершена, но мастер неожиданно скончался 18 ноября 1744 года. Работа опять была приостановлена.

    Отливал памятник позже уже его сын - Франческо Бартоломео Растрелли в 1747 году. Но хоть монумент и был отлит из бронзы, установлен он почему-то всё равно не был, а ведь денег из казны за него было заплачено немало. Видимо всё-таки окончательный вариант памятника так и не понравился дочери Петра.

    Всё царствование Екатерины Великой он пролежал на набережной Невы у Исаакиевского моста, потому что когда Екатерина II увидела памятник, то сочла его недостойным великого монарха.

    После этого Растрелли - младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру, вместо неудачного, по её мнению, труда обоих Растрелли.

    За новую работу над конным памятником Петру взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, он изваял знаменитого на весь мир "Медного всадника", который был установлен в 1782 году с надписью "Петру I Екатерина II Лета 1782" на гром-камне скульптуры.

    А Пётр, работы Растрелли,  в этом же году был подарен Екатериной князю Потёмкину, который планировал отправить памятник на Украину, а точнее - в Тавриду (Крым), а потом поставил его под навес у Таврического дворца.

    Памятник итальянского скульптора Бартоломео-Карло Растрелли долгие годы хранился у князя Григория Потемкина. Памятник Екатерине Великой так и не понравился, поэтому и установлен ею не был.

    Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую прадеда и велел установить её в Кронштадте.

    Но спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ об установке памятника около своего Михайловского замка. В 1800 году монумент наконец был воздвигнут. Ему казалось, что так прадед сможет защитить внука. Но увы...

    Павел также приказал сделать на постаменте надпись, видимо скопированную у Екатерины, только без имён, коротко и ясно - "Прадеду Правнук 1800".

    Скульптура царя с конём стоит на мраморном постаменте, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны - Полтавская баталия, с другой - бой при Гангуте.

    На первом барельефе изображен Пётр, шпагой указывающий князю Меншикову на отступающих шведов.

    На втором барельефе запечатлена первая крупный морская баталия, выигранная Петром у мыса Гангут. В середине композиции сцена спасения моряка.

    В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов - копыта коней, нога Петра и пятка моряка. Считается, если подержаться за пятку моряка - не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня - к удаче.

    А вот на главную загадку так и нет точного ответа. Исторические документы не сохранились - что было не так с ногой коня, как и почему получилась у коня человеческая нога?

    Кто-то говорит, что это шутка скульптора Бартоломео. По другой версии - это маленькая месть, потому что автору памятника вовремя не заплатили. А может быть Пётр так относился к коню, что он для него был как друг и человек.

    Есть версия, что это нога жены скульптора, так он решил запечатлеть свою любовь к ней. А может быть просто - нога коня не удалась (неудачно отлили), но решили так и оставить - авось не заметят..

    Реалисты же говорят - это обман зрения, там копыто, а не туфелька, и нога конская. В общем, приезжайте в Питер, и сами всё увидите!

     

    Петербургский календарь

    https://zen.yandex.ru/media/id/5e80cc5e7efe4909b783cd2d/neobychnaia-istoriia-i-zagadka-pamiatnika-petru-i-u-mihailovskogo-zamka-60bb72f57f99d3334f2b38b6

     

    Подробнее
  • Легенды железной дороги «Санкт-Петербург – Москва»

    В России сегодня более 85 тыс. километров железных дорог. Любая из них дорога тому, кто по ней хоть раз совершал важное для себя путешествие. Но на роль «магистрали №1» по праву может претендовать дорога между двумя столицами. Хотя бы по праву старшинства. Это первая магистраль в России, поскольку открытая перед ней Царскосельская железная дорога была наполовину опытная, наполовину развлекательная.

    И, конечно, именно эта дорога породила вокруг себя столько легенд и домыслов, в которых интересно разобраться на досуге.

    1. Самая длинная прямая двупутная магистраль в Европе

    В 1837 году инженер Павел Петрович Мельников, автор проекта Санкт-Петербурго-Московской железной дороги отправляется в Европу, затем в США для изучения опыта строительства железных дорог.

    Главный вывод – экономически оправдано строить дорогу сразу двупутной и с минимальными уклонами и отклонениями от прямой. Несмотря на расходы, такая дорога быстрее окупается за счет больших скоростей и меньших расходов.

    В итоге при открытии 1 ноября 1851 года длина стального полотна составила 644 километра, что всего на 6 км длиннее абсолютно прямого пути. Так что магистраль «Москва-Петербург» до сих пор остается уникальной прямолинейной двухпутной дорогой.

    Между Бологое и Москвой трасса дороги далека от прямолинейности

    НО! До идиотизма с прямолинейностью, конечно, не доходили. Если незначительное отклонение от прямой несло существенную экономию, то трассу конечно, корректировали. Если внимательно на спутниковой карте рассмотреть трассировку магистрали, то она заметно петляет.

    2. Все станции строились по типовому проекту

    Всего на дороге было построено 34 станции. Станции делились на 4 класса. Станции первого класса – Малая Вишера, Бологое, Тверь – делят дорогу на четыре равные части и обладают однотипными станционными зданиями. Станции II класса – Любань, Окуловка, Спирово и Клин, – делят каждый из этих участков еще пополам. То же со станциями III и IV класса.

    Станции каждого класса действительно строились по одному проекту. Но станции разных классов заметно различались между собой. Автор проектов всех классов – Рудольф Желязевич.

    На концах дороги находились два вокзала, оба Николаевские – один в Петербурге на Знаменской площади, другой в Москве – на Каланчевской.

    Николаевский (ныне Лениградский) вокзал в Москве

    Оба похожи друг на друга, поскольку построены любимым архитектором Николая I Константином Андреевичем Тоном, учителем Желязевича. Правда, сейчас они похожи только фасадом, за ним скрываются совершенно разные вокзалы, как следствие многократных перестроек.

    3. Вокзал в Клину построили с ошибкой как по проекту станции 1-го класса

    Вот эта легенда до сих пор вызывает спор даже среди специалистов. Очень трудно представить, как в николаевские времена могли перепутать проекты. Все же у станций разных классов были разное назначение.

    Правда здесь в том, что клинский вокзал в отличие от других вокзалов 2-го класса (Любань, Спирово) построен размером в два раза больше и имеет закругления с двух сторон, как у вокзалов 1-го класса. И по длине Клинский вокзал равен вокзалам 1-го класса (Бологое, Тверь, Окуловка) – 115 метров.

    Однако если присмотреться, вокзалы 2-го класса были словно обрезанными наполовину вокзалами 2-го класса, возможно изначально предполагая возможность достройки до полного размера. Вот к примеру сравнение вокзалов 2-го класса - Любань и Клин. Видно, что и Любанский вокзал при необходимости можно поднять до 1-го класса по размерам.

    Скорее всего такая достройка вокзала произошла в 19-м или начале 20-го века и имела место.

    4. Про царский палец

    С решением строить железную дорогу по прямой связана еще одна легенда. Якобы император, устав слушать споры о том, как прокладывать дорогу – напрямую или через Новгород, - взяв линейку и карандаш, провел на карте прямой отрезок между двумя столицами. «И чтобы не отступать, а то повешу» - сказал император. Однако Николай случайно обвел собственный палец, и в районе Малой Вишеры появился изгиб. Повторять участь декабристов никто не хотел, и потому дрогу построили с «царским пальцем» - это видно на картах 20-го века.

    Еще на дореволюционных картах можно увидеть "царский палец"

    Такова легенда, на самом деле все не так. Дорогу действительно проложили по прямой. Но на пути оказалась маленькая речушка Веребье, образовавшая огромный овраг.

    Через него сначала проложили огромный деревянный мост, однако уклон оказался слишком большим для тяжелых составов, и через несколько лет решено было сделать обход. Только в 2001 году этот обход был устранен с помощью 500-метрового красавца-моста, и с тех пор дорога между Питером и Москвой стала на 6 км меньше.

    5. Дорога построена на костях

    «А по бокам-то все косточки русские…» - кто не знает эту строчку из стихотворения Некрасова.

    Действительно, условия труда рабочих были тяжелые. Дорога строилась по прямой, в Новгородской и Тверской тайге. Многие болезни были тогда неизлечимы, особенно в полевых условиях, поэтому действительно смертность была высокая. Случались и бунты. Населенные пункты возникали вокруг строившихся станций, при них кладбища. И сегодня несколько погостов можно увидеть из окна поезда.

    Интересно, что Некрасов был знаком с теми, кто имел к строительству дороги непосредственное отношение. Однако называемое им количество умерших – 5 тысяч человек, наверное, все-таки преувеличено. Но его знаменитое стихотворение про русскую чугунку было запрещено цензурой.

    6. Легенда о колее

    Рассказывают, что отдельные дебаты развернулись при выборе колеи для Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. В Европе сложилась к тому времени колея в 1435 мм. Но в России выбор был сделан в пользу колеи шириной 5 футов (=1524 мм). На этот счет есть грубоватая легенда 16+.

    Николай I, мнивший себя рыцарем на троне, вошел в историю довольно скабрезными остротами.

    Якобы император Николай I наложил резолюцию на докладной записке: «... [зачем?] шире!». Так и взяли у нас колею почти на 10 см шире, чем сейчас в Европе!

    Однако на самом деле выбор был связан с возможностью создания более вместительных пассажирских и грузовых вагонов. В этом можно убедиться и сегодня, попутешествовав по европейским железным дорогам, где вагоны заметно компактнее.

    7. Одна из станций награждена орденом

    Да, действительно, редчайший случай в нашей истории, когда станция (а не город) награждена боевым орденом. Это станция Бологое-Московское. Свой Орден Отечественной войны I степени станция получила в 1985 году. Подвиг станции, а точнее ее работников – беспримерен.

    Станция, оставаясь в руках наших войск, подвергалась нещадным бомбежкам. Станционные работники – в основном молодые девушки и старые железнодорожники в тяжелейших условиях восстанавливали разрушенные пути, оперативно формировали составы.

    Бологое и сама похоже на орден

    Впрочем, и сама станция с прилегающими путями похожа на огромный орден. В ней сходится 5 стратегических направлений: на Москву, Санкт-Петербург, Полоцк, Рыбинск и Дно.

    8. Красная стрела – самый быстрый поезд СССР

    Почему-то в советское время часто скоростной поезд «ЭР-200» в разговорах называли «Красной стрелой». На самом деле – это разные поезда. ЭР-200 – в самом деле был самым быстрым поездом, курсировавшим между Москвой и Санкт-Петербургом с 1984 по 2009 год.

    А «Красная стрела» как и сегодня была фирменным поездом, перевозившим пассажиров по ночам. Время в пути – 8 часов.

    Правда, при запуске, действительно, «Красная стрела» совершила рекорд скорости, домчавшись из одной столицы в другую за 9 часов 45 минут, примерно в полтора раза быстрее, чем средний поезд того времени.

    9. Направление железной дороги считается от Санкт-Петербурга до Москвы

    В самом деле, еще с открытия сохранился отсчет направления «магистрали №1» от Петербурга в Москву. Даже после переезда столицы в 1918 году. Все же железнодорожники достаточно консервативны.

    Поезда из Петербурга на Москву имеют нечетные номера

    Свидетельств необычному отсчету направления два. Во-первых, километраж на этой дороге отсчитывается и сегодня от Санкт-Петербурга. Во-вторых, нумерация поездов. Первый номер пары соответствует направлению на Москву, второй номер пары – от Москвы (например, Красная стрела - №1/2 или один из «Сапсанов» №777/778). По остальным направлениям, первый номер пары поездов всегда от Москвы.

    10. Бологое находится точно посредине «между Ленинградом и Москвой»

    Факт нахождение этой станции на равном расстоянии между столицами, породил немало песен, шуток и даже анекдотов. В самом деле, поскольку как станция первого класса, она геометрически оказалась на середине магистрали. Здесь проходила и граница между двумя дирекциями строительства – Северной и Южной.

    Но если быть точным – Бологое находится ближе к Санкт-Петербургу на 12 км. Опять же до идиотизма даже при Николае I никогда не доходили.

     

    Музей Оранэлы

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/legendy-jd-sanktpeterburg--moskva-chto-pravda-a-chto-vriad-li-60f30428a7eab75c27ea3213

     

    Подробнее
  • Марсово поле - как появилось и почему оно так называется

    На Марсово поле нельзя не обратить своё внимание. Памятник великому русскому полководцу Суворову пробуждает живой интерес, когда видишь его со стороны Дворцовой набережной. Это и не удивительно, ведь Суворов представлен в образе бога войны Марса, в древнеримских доспехах, в шлеме, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой.

    Примечательно, что памятник совсем не имеет портретного сходства с великим фельдмаршалом. Скульптор М.И. Козловский создал аллегорическую фигуру. На самом деле Суворов был не высокого роста и худощавого телосложения.

    Памятник Суворову был установлен ещё в 1801 году. Он стал первым в России памятником некоронованной особе. До этого памятники воздвигали только царям и императорам. Сегодня это главный ориентир Марсового поля, которое находится прямо за его спиной.

    История самого Марсова поля началась ещё с основания Санкт-Петербурга. Тогда это болотистое место называлось Большим лугом и особого значение не имело.

    Позже по приказу Петра Первого с восточной стороны поля, где сейчас раскинулся летний сад, был прорыт Лебяжий канал, а вдоль западной границы — Красный, впоследствии засыпанный. Соединив Мойку с Невой, эти каналы способствовали осушению территории. Они и определили контуры будущего ансамбля.

    На расчищенном участке возник обширный луг, ставший одной из лучших площадей новой столицы.

    В середине XVIII века площадь на короткое время была превращена в обширный сад, место для прогулок. «Променад» просуществовал несколько лет и был уничтожен.

    Последние остатки «прогулочного сада» разрушило страшное наводнение 1777 года. Позднее в связи с постройкой на месте теперешнего Инженерного замка деревянного Летнего дворца царицы Елизаветы Петровны поле приобрело название Царицына луга.

    К концу XVIII столетия Царицын луг более чем на столетие превращается в воинский плац, на котором проходят учения и парады лейб-гвардейских полков. Украшавшие его памятники рассказывали о победах русского оружия.

    В 1799 году в северной части плаца был установлен обелиск, посвященный герою турецких войн П. А. Румянцеву-Задунайскому. В 1818 году он был перемещен на Васильевский остров к зданию Академии художеств.

    После того, как 1801 году открыли памятник Суворову, о котором уже говорили, поле начали называть Марсовым. Эти памятники как бы закрепили новое, военное значение площади. Такое имя поле носит уже 221 год.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5f0a90adc3f39b5ed133e203/korotko-pro-peterburg-kak-poiavilos-marsovo-pole-i-pochemu-ono-tak-nazyvaetsia-60b64f123f5cd80ab60089e5

     

    Подробнее
  • Тайны Спаса на Крови

    140 лет назад (в 1881 году) в Петербурге народовольцами был смертельно ранен российский император Александр II Освободитель. На месте теракта сразу же заложили часовню – временную. А через 2 года начали строить храм, известный как Спас на Крови.

    Девятикупольный красавец, один из самых загадочных питерских храмов, стоит на набережной канала Грибоедова, образуя вокруг себя одно из прекраснейших мест города. Спас в его названии – от Христа Спасителя, а «на крови» – в память об императоре Александре II.

    Этот храм – одно из самых популярных туристических мест в мире. Александр III, сын убитого императора, сразу задумал, что это будет мемориал отцу, и распорядился собрать пожертвования на храм со всей России – как искупление за мученическую смерть царя. Внутри храма можно увидеть место, где было совершено убийство: справа, у самого входа, где под каменным куполом находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной (канал Грибоедова раньше назывался Екатерининским). Именно там народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под колеса кареты императора. Пять раз до этого его пытались убить, и шестая попытка оказалась удачной. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.

    Мозаика

    Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи ввиду холода и вечной питерской всеразрушающей сырости. Весь храм внутри и снаружи украшен чудесными мозаиками. Над ними работали Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное убранство храма. К сожалению, самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены.

    Призрак

    Возможно, именно место убийства породило легенды и мифы, которые связаны со Спасом на Крови. Сразу после его освящения пошел слух, что под сводами храма время от времени раздаются стоны убитого императора. Многие питерцы верят, что это оттого, что к императору приходит призрак Софьи Перовской. Силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке вдруг возникает на мостике через Грибоедовский канал. Взмахом этого платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А через полтора месяца она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.

    Числа и кресты

    Даже в пропорциях строения есть символизм. Центральный купол возвышается над землей на 81 метр, как и год гибели царя – 1881. Еще один купол имеет в высоту 63 мeтра – столько лет было Александру II, когда его убили. Ну и наконец, крест колокольни венчает маленькая позолоченная царская корона. Старые петербуржцы верят в то, что одна из икон храма заключает в себе знание о прошлом и будущем нашей страны. Они говорят, что если смотреть на икону долго и не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории – Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, смерти Сталина. Есть еще какие-то числа, но они нечеткие и относятся к будущему, становясь все отчетливее с приближением новой трагической даты. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.

    Спас как храм был закрыт с 1930 года. Стал использоваться как склад. Там также устроили дробильную мастерскую для получения гранитной крошки. Как раз тогда самоцветы, эмаль и многое другое из декора и было утрачено. Но сам храм сохранился. Легенда гласит, что, когда с закрытого храма сняли колокола, прихожане, опасаясь, что и храмовые кресты пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и погрузили на дно канала, то есть совсем недалеко от храма. И уже после реставрации нашелся человек, который рассказал, где нужно искать кресты. Канал прочесали водолазы, кресты были найдены и снова водружены на купола Спаса.

    Спас на картошке

    Еще в народе живет поверье, что собор нельзя разрушить. В конце 1930-х годов советская власть постановила, что храм не несет никакой ценности, и распорядилась его взорвать. В стенах выдолбили ниши для взрывчатки и уже частично ее успели заложить, но началась война. Взрывчатку вытащили для военных целей, а о храме забыли. Ну как забыли – просто приспособили под районный морг, куда свозили тела блокадных ленинградцев. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то Спас на Крови приспособили под картофелехранилище. Храм так и называли – «Спас на картошке», причем почти нежно, потому что храмовая картошка спасала от голода тех, кто выжил в блокаду. И что поразительно – в храм во время войны не попала ни одна бомба. Однажды, правда, один немецкий фугасный снаряд угодил в главный купол храма, но каким-то чудом он не разорвался. 240-миллиметровый снаряд весом 150 кг пролежал под куполом никем не замеченный целых 20 лет. Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Это были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. В октябре 1961 года они, рискуя жизнью, очень осторожно извлекли снаряд из перекрытия лебедкой, спустили на землю, потом вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

    Падение советской власти

    После войны в соборе было хранилище декораций Малого оперного театра (сегодня это Михайловский). В какой-то момент декорации загорелись, и в пожаре погибла большая часть уцелевшей от 30-х уникальной мозаики. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

    Во времена Хрущева Спас на Крови снова решили сровнять с землей, планируя проложить на его месте магистраль. Но снова отступились.

    В 1972 году началась глобальная реставрация Спаса на Крови, которая шла целых 25 лет. Храм был обнесен строительными лесами, и ленинградцы злословили, что леса будут стоять, пока стоит советская власть, а как только их снимут, так советская власть пойдет прахом. У Розенбаума даже песня была: «Хочу открыть Михайлов замок для людей, хочу придать домам знакомый с детства вид, мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

    И ведь шутки шутками, а леса убрали в 1991-м, незадолго до августовского путча.

    В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

     

    Материал вышел в издании «Собеседник+» №06-2021 под заголовком «Тайны Спаса на Крови»

    https://sobesednik.ru/obshchestvo/20210704-tainy-spasa-na-krovi?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные