Места

  • Петербург Достоевского: что и где смотреть?

    Предлагаем свой вариант знакомства c Петербургом Достоевского. Совсем рядом с Невским проспектом и его парадными домами – совсем другой мир, о котором собственно и говорил великий русский писатель. Его имя с трудом и почтением выговаривается иностранцами. Ему в этом году исполнится 200 лет.

    Ниже рассказ о наиболее важных точках этого очень своеобразного мира, а также небольшие комментарии для понимания их значения.

    Начнем с того места, которое является альфой и омегой петербургского текста Федора Михайловича. Это Владимирская площадь и ее окрестности.

    Памятник Ф.М. Достоевскому

    В России Достоевскому установлено множество памятников, но, пожалуй, самый интересный, работы скульптора Любови Михайловны Холиной, был открыт 30 мая 1997 года в Санкт-Петербурге в створе Большой Московской улицы.

    Писатель любил сидеть на скамеечке буквально на этом месте. Вследствие этого и памятник сразу «вписался» в местный колоритный пейзаж. С одной стороны от него – стихийный «блошиный» рынок у ограды Владимирского собора. С другой расположился цивилизованный Кузнечный рынок, существовавший и во времена писателя.

    Пожалуй, в России больше нет такого органично взаимодействующего со средой памятника великому человеку. Бурлящая вокруг него городская жизнь образуют лучший мемориал писателю, заглянувшему в самую глубину души человека. На этом пятачке всегда люди: они встречаются, отдыхают, торгуют, иногда пикетируют, отстаивая свои права. Любят собираться у памятника люди и совсем бесправные – бомжи. Достоевский – это тоже о них.

    Музей Ф.М.Достоевского (Кузнечный пер., 5)

    В этом угловом четырехэтажном доме зимой 1846 года снимал 2 комнаты Федор Михайлович Достоевский. Весной он съехал с квартиры и только через 32 года вернулся сюда. К этому времени дом был перестроен. Достоевский проживал в квартире № 10 на втором этаже.

    В этом доме он написал роман «Братья Карамазовы». Именно этому дому было суждено стать последним приютом писателя в Петербурге. Здесь 9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался, а 13 ноября 1971 года, к 150-летию со дня его рождения, в квартире и примыкающих к ней помещениях был открыт Литературно-мемориальный музей.

    Достоевский в Петербурге никогда не имел своей квартиры и сменил более 20 адресов. Практически всегда он отдавал предпочтение угловым квартирам, особенно выходящим на перекресток. Почему? В перекрестке писатель видел и сгусток жизни, место, где разворачиваются главные события городской жизни. В перекрестке Федор Михайлович видел и символ креста – искупления грехов.

    Еще одно непременное условие выбора Достоевским квартиры – близость храма.

    Владимирский собор

    Владимирская площадь появилась в результате перепланировки всего близлежащего пространства во время постройки Владимирской церкви, начатой в 1745 году.

    С приходом Владимирской церкви связана история семьи Пушкиных. С большой долей вероятности под тихими, строгими сводами Владимирской церкви не раз бывал и поэт Александр Блок, и писатель Александр Куприн. Но, конечно, самым известным прихожанином величественной пятиглавой церкви был Федор Михайлович Достоевский. Его духовным отцом был служивший здесь отец Николай Вирославский. Он принял последнюю исповедь писателя, читал над ним отходную молитву, служил панихиды на квартире, куда приходили прощаться с усопшим почитатели его таланта. Этот храм невольно обозначил начало творческого и конец жизненного пути писателя.

    Квартира Достоевского в Графском переулке (Владимирский пр., 11)

    Типичный переулок с соответствующим времени названием – Графский (здесь находилось домовладение графа Головина), и дом, чудом сохранившийся без изменений до наших дней. В нем будущий писатель почти четыре года, с 1842 по 1846 год, до переезда на Кузнечный переулок, снимал квартиру.

    Квартира, выходящая окнами в переулок, находилась на втором этаже и состояла из трех комнат и просторной прихожей.

    Любовь к угловым квартирам сформировалась у молодого Достоевского еще во время обучения в Инженерном училище. Его любимым помещением была небольшая комната углу Михайловского замка, где он допоздна читал книги. Как раз эту комнату он снял во время обучения в училище. Здесь в качестве компаньона с ним жил знакомый доктор Ризенкампф. Затем с ним поселился литератор Григорович. Как раз он и стал первым известным читателем рукописи «Белых ночей», побежал к Некрасову. Потом оба, восторженные побежали к Белинскому с известными всякому школьнику словами про «нового Гоголя».

    Семёновский плац (Пионерская пл.)

    В первое столетие существования Санкт-Петербурга в этом месте размещалось поселение лейб-гвардии Семеновского полка, и всю территорию называли в просторечии «Семенцы». Частью её был огромный Семеновский плац.

    В жизнь Достоевского вошел как место, на котором при Николае I была совершена публичная расправа над революционерами-демократами – «петрашевцами». В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года большинство членов кружка было арестовано и заключено в Петропавловскую крепость.

    Несмотря на явную слабость улик, суд признал подсудимых виновными в «злоумышленном намерении произвести переворот в общественном быте России» и приговорил 15 человек к расстрелу и еще пятерых к разным срокам каторги. 22 декабря 1842 года петрашевцев доставили сюда, на Семеновский плац.

    В последний момент казнь заменили каторгой. Это было одним из самых больших потрясений в жизни Достоевского. Пережив каторгу и солдатскую службу в Семипалатинске, в самом конце 1859 года, то есть почти через 10 лет, Достоевский возвращается в Петербург. Наблюдения и замыслы, накопленные в заключении, легли в основу его нового романа – «Записки из Мертвого дома».

    Гороховая улица и дом Рогожина (№38)

    Дома на этой улице занимала довольно благополучная публика. Не случайно Достоевский в романе «Идиот» поселяет на этой улице потомственного гражданина Рогожина. Отыскивая его дом, князь Мышкин, так же, как и мы, шел со стороны Загородного проспекта по Гороховой по направлению к Садовой улице, не доходя до которой почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Попробуем рассмотреть его, так ли это?

    У Достоевского: «дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого…Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками... В этих домах проживают почти исключительно одни торговые».

    38-й дом по Гороховой улице, на вид старый и прочный, всего в три этажа, и фасад без особенных украшений, в центре его – подворотня, он не имеет только редких окон на фасаде, но, в основном, похож на рогожинский. Внешности дома Рогожина Достоевский придавал особое значение: здание дополняло характеристику персонажа. Важно и то, что писатель по первому образованию был военный инженер, прекрасно чертил и разбирался в архитектуре. Именно поэтому его описания домов всегда исчерпывающе точны. Но о мнимой топонимической точности мы скажем ниже.

    Сенная площадь

    Эта площадь и сегодня продолжает быть живой иллюстрацией к творчеству Ф.М. Повседневная бурная жизнь Сенной была для Федора Михайловича Достоевского богатым источником многих реалистичных сюжетов. В романе «Преступление и наказание» писатель показывает разнообразные петербургские типы, бытующие на площади: мелких чиновников, студентов, торговцев, ростовщиков, полицейских, ремесленников, пьяниц, проституток, нищих, жизнь которых протекает в закусочных, публичных домах, трактирах.

    На этом фоне разворачивается основное действие романа. Сенная площадь таинственным образом притягивает Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно стал свидетелем разговора студента и офицера о процентщице.

    Некоторое время спустя, Раскольников, проходя по Сенной площади, на углу Конного переулка, ныне Гривцова, неожиданно для себя услышал разговор мещанина, его жены и сестры процентщицы – Лизаветы, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта решающая для него встреча стала началом трагедии, описанной в романе «Преступление и наказание».

    Кокушкин мост

    Этот мост всегда притягивал русских писателей. Он упоминается в творчестве Пушкина, Лермонтова. А Николай Гоголь и вовсе жил рядом с ним в доме Зверкова.

    Справа - дом Зверкова, где жил Н.В. Гоголь

    События, описанные Федором Михайловичем Достоевским в романе «Преступление и наказание», начинаются у Кокушкина моста:

    «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С[толярн]ом переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушки]ну мосту». Названия переулка и моста писатель кокетливо зашифровывает, но любому петербуржцу уже тогда было понятно, о каком месте идет речь.

    С Кокушкина моста открывается характерный вид в обе стороны на канал Грибоедова – это замкнутая перспектива – символ безысходности.

    Казначейская улица

    Жители этой улицы стали прототипами литературных героев Достоевского. Подлинность их изображения не вызывает сомнений, так как писатель имел возможность наблюдать жизнь простого люда этого района в течение почти 7 лет. С сентября 1861 года по февраль 1867 он сменил на этой улице три квартиры.

    Первый его адрес – Малая Мещанская, дом 1. В этом угловом доме, выходящем на канал Грибоедова, Достоевский поселился спустя год после возвращения из ссылки. Здесь же находилась редакция журнала «Время» в квартире ее издателя – брата Михаила Михайловича. Из-за недоразумения с цензурой весной 1863 года журнал «Время» был закрыт. Через год Достоевский приступил к изданию нового журнала – «Эпоха». И адрес его тогда уже был иным – Малая Мещанская, дом №9, принадлежавший Евреинову. Он прожил в нем всего один апрельский месяц 1864 года. В этом году он потерял жену Марию Дмитрию и брата Михаила Михайловича.

    «…стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась надвое».

    К этому времени Достоевский снимал квартиру уже на другом углу Малой Мещанской и Столярного переулка, в доме под номером 7.

    Дом купца Алонкина (Гражданская ул., 7)

    В доме купца Алонкина. Здесь Достоевский познакомился с будущей женой Анной Григорьевной Сниткиной. Она была стенографисткой. Благодаря ей в немыслимы сроки за 26 дней он написал роман «Игрок». Здесь же работал над книгой «Преступление и наказание».

    «Дом Раскольникова» (Гражданская ул., 19)

    Каждый пытливый читатель, интересующийся творчеством Федора Михайловича Достоевского, непременно оказывается на скрещении Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы и Столярного переулка по самому знаменитому адресу романа «Преступление и наказание». Этот угловой дом условно принято считать «домом Раскольникова».

    "Дом Раскольникова"

    Но заметим, что топографическая точность романа обманчива: писатель создавал свой Петербург, который очень похож на настоящий, но не тождественен ему. В своих книгах Достоевский меняет этажность реальных зданий, переносит их с одной улицы на другую, вводит легко разгадываемые названия. Домом Раскольникова мог бы быть любой из тех, что стоит в Столярном переулке. Тем не менее, принято считать, что это дом № 19.

    По тексту 730 шагов отделяют дом Раскольникова от жилища Алены Ивановны на Средней Подъяческой улице. Столько насчитал сам Родион. Но интересно, что за 730 шагов, если этот дом считать домом Раскольникова, дойти до «старухи» нельзя даже самой короткой дорогой, если только не делать шаги длиною ровно в метр.

    Вознесенский мост. «Дом Сони Мармеладовой»

    Особенно часто в маршруты Раскольникова попадали мосты на канале. Один из них - Вознесенский. Достоевский не называет его полностью, мы можем лишь догадываться по строчкам романа:

    «Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».

    В это время Раскольников увидел, как с моста бросилась в воду Афросиньюшка, а по ступенькам спуска справа кинулся в канал городовой, чтобы вытащить утопленницу.

    В поисках места для украденного у старухи Раскольников пошел по Вознесенскому проспекту по направлению к Неве. В одном из дворов, окруженных глухими стенами, он нашел потаенное место и спрятал вещи под камень. Анна Григорьевна Сниткина - вторая жена писателя - утверждала, что сам Достоевский показывал ей этот камень и двор. Сейчас на этой территории дома под номерами 3 и 5 по Вознесенскому проспекту.

    Дом Сони Мармеладовой

    По описанию это было трехэтажное, старое здание зеленого цвета, фасадом выходившее прямо на канал. Невозможно точно указать дом Сони Мармеладовой. Но если принять во внимание, что он должен был быть где-то рядом, недалеко от моста, и учесть слова Сони «Сюда, сюда, ко мне! ..вот здесь я живу!.. Вот этот дом, второй отсюда...», то можно предположить, что это дом под номером 73 на углу Канала Грибоедова и Казначейской улицы. Он как раз выходит на канал тупым углом.

    Вспомним, что дом Сони был типичным доходным домом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим. Комната Сони находилась в квартире портного Капернаумова.

    Согласно тексту романа «это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой».

    Разные углы в комнате символизировали неустроенность, искривленность жизни бедной девушки. Единственным утешением для нее оставалась вера в Бога, она делала ее сильной. Соня не бросилась с моста в реку, а «пошла по желтому билету», ради других пожертвовала собой.

    Район Вознесенского проспекта был хорошо знаком Федору Михайловичу Достоевскому. Писатель дважды проживал на этой улице, некоторые места были ему особенно дороги, и он непременно старался вписать их в сюжет своих произведений.

    Юсупов сад

    Особой достопримечательностью оживленной Садовой улицы является Юсупов сад. Это самый настоящий оазис, расположенный у начала проспекта Римского-Корсакова, бывшего Екатерингофского. Известность Юсупова сада не могла быть незамеченной и Достоевским: писатель неоднократно упоминает его в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, направляясь к старухе и проходя мимо Юсупова сада, «…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

    Мысли о благоустройстве города волновали в тот период многих петербуржцев и самого автора романа. Процесс уплотнения застройки городских кварталов, начавшийся в середине XIX века, вызвал возмущение у многих жителей города. Сегодня Юсупов сад по-прежнему является местом отдыха: на его тенистых аллеях фотографируются молодожены, на скамейках отдыхают туристы и петербуржцы. И выглядит сад почти так же, как и в XIX веке, во времена писателя.

    Саду было суждено занять определенное место и в личной жизни Федора Михайловича Достоевского. Неподалеку, в меблированных комнатах дома №3 по Екатерингофскому проспекту, именуемому сегодня проспектом Римского-Корсакова, в 1871 году полтора месяца жила семья Достоевских.

    «Мы выбрали эту местность с той целью, - пишет Анна Григорьевна, - чтобы наша девочка жаркие июльские дни могла проводить в Юсуповом саду, который находился от нас в двух шагах».

    «Дом процентщицы» (наб. Канала Грибоедова, 104)

    Мы находимся у того самого дома, которому суждено было стать роковым для героя романа «Преступление и наказание». В историю литературного Петербурга он вошел как дом ростовщицы Алены Ивановны. Вспомним, что испытывал Раскольников на этом месте:

    «С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…».

    Опущенное писателем название улицы – Средняя Подъяческая. Можно утверждать, что адрес Алены Ивановны определяется в этих строках абсолютно точно: другого хоть сколько-нибудь близкого по описанию «здания-утюга» в этом районе нет.

    Главное трагическое событие романа происходит в этом типичном доходном доме. В связи с большим притоком населения в столицу, вызванным развитием частного предпринимательства, увеличением количества высших учебных заведений, развитием железных дорог, доходные дома становились единственной возможностью решения «жилищного вопроса».

    Массивный дом ростовщицы имеет и свою особенность: два двора и две подворотни. Именно это обстоятельство подходило для создания детективного сюжета.

    «Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома…Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен». В день убийства Раскольников шел через Среднюю Подьяческую улицу. В романе прямо не сказано, как возвращался герой романа к себе после убийства. Но поскольку одной стороной дом выходит на Екатерининский канал, а другой на Среднюю Подьяческую улицу, то можно предположить: чтобы его не узнали, он вышел уже через другие ворота на «канаву».

    ***

    Вот такой он Петербург Достоевского. Можно пройтись по нему сегодня и сравнить, что изменилось за 150 лет. Многие герои романа «Преступления и наказания» мучительно сознавали безвыходность своего положения, им оставалось или воплощать в жизнь свои дерзостные мечты, или же прозябать на улицах города и до конца своей жизни вопрошать.

    «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?..»

    В этих щемящих сердце словах измученного, задавленного своей неизбежной судьбой чиновника Мармеладова выражена основная идея романа. Мы и сегодня видим это жестокое противостояние – город, которым правят деньги, и маленький человек, не находящий в нем душевной гармонии, страдающий, метущийся, вопрошающий и не находящий ответы на свои вопросы.

     

    Музей Оранэлы

    https://zen.yandex.ru/media/oranela/peterburg-dostoevskogo-chto-i-gde-smotret-60c894201d6b9f4413244e64

     

    Подробнее
  • Марсово поле - как появилось и почему оно так называется

    На Марсово поле нельзя не обратить своё внимание. Памятник великому русскому полководцу Суворову пробуждает живой интерес, когда видишь его со стороны Дворцовой набережной. Это и не удивительно, ведь Суворов представлен в образе бога войны Марса, в древнеримских доспехах, в шлеме, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой.

    Примечательно, что памятник совсем не имеет портретного сходства с великим фельдмаршалом. Скульптор М.И. Козловский создал аллегорическую фигуру. На самом деле Суворов был не высокого роста и худощавого телосложения.

    Памятник Суворову был установлен ещё в 1801 году. Он стал первым в России памятником некоронованной особе. До этого памятники воздвигали только царям и императорам. Сегодня это главный ориентир Марсового поля, которое находится прямо за его спиной.

    История самого Марсова поля началась ещё с основания Санкт-Петербурга. Тогда это болотистое место называлось Большим лугом и особого значение не имело.

    Позже по приказу Петра Первого с восточной стороны поля, где сейчас раскинулся летний сад, был прорыт Лебяжий канал, а вдоль западной границы — Красный, впоследствии засыпанный. Соединив Мойку с Невой, эти каналы способствовали осушению территории. Они и определили контуры будущего ансамбля.

    На расчищенном участке возник обширный луг, ставший одной из лучших площадей новой столицы.

    В середине XVIII века площадь на короткое время была превращена в обширный сад, место для прогулок. «Променад» просуществовал несколько лет и был уничтожен.

    Последние остатки «прогулочного сада» разрушило страшное наводнение 1777 года. Позднее в связи с постройкой на месте теперешнего Инженерного замка деревянного Летнего дворца царицы Елизаветы Петровны поле приобрело название Царицына луга.

    К концу XVIII столетия Царицын луг более чем на столетие превращается в воинский плац, на котором проходят учения и парады лейб-гвардейских полков. Украшавшие его памятники рассказывали о победах русского оружия.

    В 1799 году в северной части плаца был установлен обелиск, посвященный герою турецких войн П. А. Румянцеву-Задунайскому. В 1818 году он был перемещен на Васильевский остров к зданию Академии художеств.

    После того, как 1801 году открыли памятник Суворову, о котором уже говорили, поле начали называть Марсовым. Эти памятники как бы закрепили новое, военное значение площади. Такое имя поле носит уже 221 год.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5f0a90adc3f39b5ed133e203/korotko-pro-peterburg-kak-poiavilos-marsovo-pole-i-pochemu-ono-tak-nazyvaetsia-60b64f123f5cd80ab60089e5

     

    Подробнее
  • Тайны Спаса на Крови

    140 лет назад (в 1881 году) в Петербурге народовольцами был смертельно ранен российский император Александр II Освободитель. На месте теракта сразу же заложили часовню – временную. А через 2 года начали строить храм, известный как Спас на Крови.

    Девятикупольный красавец, один из самых загадочных питерских храмов, стоит на набережной канала Грибоедова, образуя вокруг себя одно из прекраснейших мест города. Спас в его названии – от Христа Спасителя, а «на крови» – в память об императоре Александре II.

    Этот храм – одно из самых популярных туристических мест в мире. Александр III, сын убитого императора, сразу задумал, что это будет мемориал отцу, и распорядился собрать пожертвования на храм со всей России – как искупление за мученическую смерть царя. Внутри храма можно увидеть место, где было совершено убийство: справа, у самого входа, где под каменным куполом находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной (канал Грибоедова раньше назывался Екатерининским). Именно там народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под колеса кареты императора. Пять раз до этого его пытались убить, и шестая попытка оказалась удачной. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.

    Мозаика

    Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи ввиду холода и вечной питерской всеразрушающей сырости. Весь храм внутри и снаружи украшен чудесными мозаиками. Над ними работали Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное убранство храма. К сожалению, самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены.

    Призрак

    Возможно, именно место убийства породило легенды и мифы, которые связаны со Спасом на Крови. Сразу после его освящения пошел слух, что под сводами храма время от времени раздаются стоны убитого императора. Многие питерцы верят, что это оттого, что к императору приходит призрак Софьи Перовской. Силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке вдруг возникает на мостике через Грибоедовский канал. Взмахом этого платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А через полтора месяца она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.

    Числа и кресты

    Даже в пропорциях строения есть символизм. Центральный купол возвышается над землей на 81 метр, как и год гибели царя – 1881. Еще один купол имеет в высоту 63 мeтра – столько лет было Александру II, когда его убили. Ну и наконец, крест колокольни венчает маленькая позолоченная царская корона. Старые петербуржцы верят в то, что одна из икон храма заключает в себе знание о прошлом и будущем нашей страны. Они говорят, что если смотреть на икону долго и не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории – Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, смерти Сталина. Есть еще какие-то числа, но они нечеткие и относятся к будущему, становясь все отчетливее с приближением новой трагической даты. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.

    Спас как храм был закрыт с 1930 года. Стал использоваться как склад. Там также устроили дробильную мастерскую для получения гранитной крошки. Как раз тогда самоцветы, эмаль и многое другое из декора и было утрачено. Но сам храм сохранился. Легенда гласит, что, когда с закрытого храма сняли колокола, прихожане, опасаясь, что и храмовые кресты пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и погрузили на дно канала, то есть совсем недалеко от храма. И уже после реставрации нашелся человек, который рассказал, где нужно искать кресты. Канал прочесали водолазы, кресты были найдены и снова водружены на купола Спаса.

    Спас на картошке

    Еще в народе живет поверье, что собор нельзя разрушить. В конце 1930-х годов советская власть постановила, что храм не несет никакой ценности, и распорядилась его взорвать. В стенах выдолбили ниши для взрывчатки и уже частично ее успели заложить, но началась война. Взрывчатку вытащили для военных целей, а о храме забыли. Ну как забыли – просто приспособили под районный морг, куда свозили тела блокадных ленинградцев. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то Спас на Крови приспособили под картофелехранилище. Храм так и называли – «Спас на картошке», причем почти нежно, потому что храмовая картошка спасала от голода тех, кто выжил в блокаду. И что поразительно – в храм во время войны не попала ни одна бомба. Однажды, правда, один немецкий фугасный снаряд угодил в главный купол храма, но каким-то чудом он не разорвался. 240-миллиметровый снаряд весом 150 кг пролежал под куполом никем не замеченный целых 20 лет. Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Это были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. В октябре 1961 года они, рискуя жизнью, очень осторожно извлекли снаряд из перекрытия лебедкой, спустили на землю, потом вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.

    Падение советской власти

    После войны в соборе было хранилище декораций Малого оперного театра (сегодня это Михайловский). В какой-то момент декорации загорелись, и в пожаре погибла большая часть уцелевшей от 30-х уникальной мозаики. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.

    Во времена Хрущева Спас на Крови снова решили сровнять с землей, планируя проложить на его месте магистраль. Но снова отступились.

    В 1972 году началась глобальная реставрация Спаса на Крови, которая шла целых 25 лет. Храм был обнесен строительными лесами, и ленинградцы злословили, что леса будут стоять, пока стоит советская власть, а как только их снимут, так советская власть пойдет прахом. У Розенбаума даже песня была: «Хочу открыть Михайлов замок для людей, хочу придать домам знакомый с детства вид, мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

    И ведь шутки шутками, а леса убрали в 1991-м, незадолго до августовского путча.

    В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.

     

    Материал вышел в издании «Собеседник+» №06-2021 под заголовком «Тайны Спаса на Крови»

    https://sobesednik.ru/obshchestvo/20210704-tainy-spasa-na-krovi?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • Петропавловская крепость - 13 необычных фактов

    Несколько интересных фактов о крепости, с которой началась история Санкт-Петербурга.

    • До 2011 года на территории крепости в доме №15 были обычные жилые квартиры. Двухэтажное здание внутри Алексеевского равелина строилось в конце XIX века для служащих крепости. Последние жильцы также получили это жильё как служебное. К 2011 году оно стало аварийным, и все квартиры расселили. По отзывам жильцов, они бы не согласились переехать в новостройки, если бы не аварийность жилья. А вы бы хотели жить на территории крепости?
    • Идея о ежедневном полуденном залпе появилась ещё в 1735 году, но была осуществлена лишь с 1873 года. Она просуществовала до 1934 года, когда по указу Кирова залпы отменили, ведь, по его словам, о полудне сообщают и по радио. Традицию вернули в 1957 году.

    • Как известно, во время войны весь город был в укреплениях и защитных сооружениях. Четвёртый рубеж внутригородской обороны включал и крепость. Память об этом сохранена в табличке: "Амбразура огневой точки Петропавловской крепости" на Иоанновском равелине. Она была направлена в сторону Троицкого моста.

    • Во время войны позолоченный шпиль был отличным ориентиром для вражеских войск, поэтому альпинисты замаскировали его. Делать это приходилось ночью в суровые морозы зимы 1941 года.

    • Несмотря на мощные укрепления крепости и её полную готовность к нападения, она никогда не участвовала в сражениях. Большую роль в этом сыграла отличная защищённость города с воды, а именно Кронштадтские форты.

    • Петропавловский собор был самый высокой постройкой Санкт-Петербурга больше двух веков. Его высоту обогнала лишь телебашня в 1962 году. Теперь самое высокое здание города - это, конечно, Лахта-центр.

    • Первым узником Трубецкой тюрьмы был сын Петра I - царевич Алексей. Он подозревался в измене и умер в стенах крепости. Позже здесь в разные годы были заключены декабристы, Чернышевский, Достоевский и другие известные личности.

    • У стен Трубецкой тюрьмы были расстреляны великие князья из семьи Романовых.

    • Также у Трубецкого бастиона проводились расстрелы во времена Красного террора. В это сложно поверить, но тела убитых до сих пор находятся в расстрельной яме, которая расположена на месте нынешней вертолётной площадки. Несколько лет назад были раскопки, которые подтвердили их местонахождение, но перезахоронения или громкой огласки так и не последовало.

    • В 1925 году Ленинградский совет постановил разрушить крепость, а на её месте построить спортивный стадион. К счастью, решение было вскоре отменено.

    • Новым органам власти часто приходили радикальные идеи по разрушению исторических памятников. Другие примеры можно посмотреть в посте: Как бы мог выглядеть Ленинград: неосуществлённые советские проекты, изменившие бы облик города

    • Первый канал Петербурга появился в Петропавловской крепости и проходил через неё насквозь. Позже канал засыпали, но его следы можно найти и сейчас: у Монетного двора заметно другое мощение плитки - на этом месте он и находился. 

    • Как ни странно, но в стенах крепости в Иоанновском равелине в 1930-е годы находилась первая советская лаборатория по разработке ракетных двигателей. Теперь в помещении бывшей лаборатории музей, где можно узнать о её истории и экспериментах.

     

    https://zen.yandex.ru/media/id/5b17abb948267710911d6678/neobychnye-fakty-o-petropavlovskoi-kreposti-6058a2100adca6338868a8f1

     

    Подробнее
  • Санкт-Петербург - подборка необычных локаций

    На фоне закрытых и полузакрытых границ Петербург остается одним из главных турнаправлений внутри страны. Наибольший поток гостей в Северной столице ожидают с мая по сентябрь — ведь именно в эти месяцы город удивляет не только музеями и театрами, но и сочными зелеными парками. Куда податься в Петербурге, если вы уже успели восхититься главными соборами города, прогулялись по Эрмитажу и Русскому музею и даже съездили в Петергоф?

    В 318-й день рождения Петербурга «Росбалт» представляет подборку необычных локаций для любителей архитектуры, истории, велосипедов и белок.

    Памятник петербургскому дождю

    Дождь в Северной столице можно любить или ненавидеть, а лучше просто принять. Кажется, именно в этом убеждает нас памятник дождю в «Измайловском Гостином дворе», представляющий собой фонтан или арт-инсталляцию. Жители и гости города увидят перевернутый зонт, разрезанный надвое стеклянной перегородкой, по которой струями стекает дождь. В торговый центр, где находится памятник, может зайти любой желающий.

    Желтая дача в Шуваловском парке

    Ненадолго проститесь с центром Петербурга и езжайте до конечной станции синей ветки метрополитена «Парнас». Здесь вас ждет деревянная дача Георга Месмахера в стиле псевдоготики с башенками, эркерами и шпилями, которую можно осмотреть снаружи. Также советуем обратить внимание на церковь и грот перед ней, а потом — прогуляться по огромному парку под пение птиц.

    Окно Машинной школы

    Кронштадт далековато — но вдруг вы давно хотели осмотреть военно-морскую столицу России? Посетите форты «Шанц», «Риф» и «Первый северный», городские доки— инженерные сооружения для извлечения судов из воды, пройдитесь по чугунной мостовой. Не забудьте заглянуть в самое большое модерновое окно в Кронштадте в здании Машинной школы Балтийского флота.

    Ботанический сад Петра Великого

    Ботанический сад Петра Великого Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН — это один из старейших ботанических садов России, на Аптекарском острове. Любители флоры будут удовлетворены: коллекция сада насчитывает свыше 80 тысяч растений. Удивительно, но несмотря на суровую 59-ю параллель, тут много экземпляров из субтропиков и тропиков — цветут каллистемоны, пальмы и жасмин. А работники оранжерей ежегодно собирают урожай кофе, какао, бананов, цитрусовых, инжира и граната.

    Имейте в виду: в хорошую погоду вам придется постоять в длинной очереди на вход, и, возможно, даже больше часа.

    Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова

    Елагин остров — самый северный остров в устье Невы, некогда бывший царской резиденцией. В XVIII веке на территории парка появился первый каменный дворец и павильоны, а чуть позже Карл Росси построил роскошный дворец для императрицы Марии Федоровны. Но сегодня петербуржцы едут сюда не за архитектурными изысками, а за более земными удовольствиями: покормить орешками белок, посмотреть на цветущие тюльпаны, которыми славится парк, поиграть в теннис и отвести душу в веревочном городке.

    Увы, тут тоже бывают очереди на вход, особенно в теплые выходные дни.

    Парк 300-летия Петербурга

    Спорить о том, нужна ли городу крыш и мостов 462-метровая «кукурузина» можно долго, но одно очевидно — вы просто обязаны наведаться в Парк 300-летия, чтобы увидеть совершенно другой, современный Петербург. Неподалеку от станции метро «Беговая» расположился большой парк с фонтанами и сочной травой, на которой можно устроить пикник с видом на «Лахта-центр». Ровные набережные для прогулок на велосипеде или самокате, песчаный пляж, изрезанная береговая линия, усыпанная суровыми валунами — кажется здесь есть все для отличного отдыха и ярких фотографий.

    Кстати, по мосту можно пешком дойти до футбольного стадиона, который сверкающей космической тарелкой высится на горизонте. Если останутся силы — к вашим услугам Крестовский парк с аттракционами развлечений.

    Лабиринты дворов дома трех Бенуа

    Доходный дом был построен в стиле неоклассицизма по проекту трех братьев Бенуа. Дом украшают колоннады, лепной декор, скульптуры, статуи богов Меркурия и Фортуны и настенные фонари. Доступ ко дворам на Каменноостровском открыт, только постарайтесь не заблудиться — ведь это самый протяженный внутренний двор, своего рода «город в городе».

    Дом акционерного общества «Строитель»

    Еще один памятник неоклассицизма на Добролюбова 19. Это величественный доходный дом с суровой колоннадой, крохотными балкончиками и массивными многоэтажными эркерами. У вас есть шанс внимательно осмотреть внутреннее убранство, так как консьерж обычно благосклонен к любителям архитектуры.

    Двор ДГУ

    Дом городских учреждений на Садовой улице из-за необычных барельефов известен в народе как Дом с летучими мышами. Здание построили в 1904–1906 годах в смешанном стиле: элементы фасада относят к модерну, псевдоготике и другим стилистическим направлениям.

    «Двор на Садовой улице открыт для посещения, а если удастся попасть в парадные, вас ждет шикарный готический декор. Не забудьте найти черную лестницу посреди двора и подняться на последний этаж», — советует гид по Северной столице Евгений Колесник.

    Некоторые считают, что на чердаке живут летучие мыши. Проверите?

    Дом Бака

    Этот дом на Кирочной улице, построенный в 1904–1905 годах для издателя газеты «Речь» Юлиана Бака, славится витражами рококо, подвесными галереями и модерновым лифтом. В парадных дома — великолепные мраморные лестницы и подоконники, изящный лепной декор. Жильцы периодически организуют здесь экскурсии с посещением квартиры, узнать подробнее можно в группе дома «ВКонтакте».

    Дом из русской сказки

    Петербургский гид Елизавета Нефедова рекомендует посетить доходный дом Никонова на Колокольной, 11. Здание построено в неорусском стиле и сильно отличается от соседствующей застройки. Обнаженная кирпичная кладка, разноцветные изразцы — эксперты говорят, что это прямое обращение к мотивам дрневнерусского зодчества.

    Костел Лурдской Божьей матери

    Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — это уголок Петербурга, пропитанный французской энергетикой. Церковь была построена в 1898 году по проекту Леонтия Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Петербурга. Храм, задуманный в южнофранцузском романском стиле, выделяется оригинальным для католических церквей в России силуэтом и самобытной обработкой камня.

    Улица Репина

    Завершая свою архитектурную прогулку, не забудьте наведаться на самую узкую улицу в Петербурге — улицу Репина на Васильевском острове.

     

    https://www.rosbalt.ru/piter/2021/05/27/1903770.html

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные