Интересно

  • Санкт-Петербург - подборка необычных локаций

    На фоне закрытых и полузакрытых границ Петербург остается одним из главных турнаправлений внутри страны. Наибольший поток гостей в Северной столице ожидают с мая по сентябрь — ведь именно в эти месяцы город удивляет не только музеями и театрами, но и сочными зелеными парками. Куда податься в Петербурге, если вы уже успели восхититься главными соборами города, прогулялись по Эрмитажу и Русскому музею и даже съездили в Петергоф?

    В 318-й день рождения Петербурга «Росбалт» представляет подборку необычных локаций для любителей архитектуры, истории, велосипедов и белок.

    Памятник петербургскому дождю

    Дождь в Северной столице можно любить или ненавидеть, а лучше просто принять. Кажется, именно в этом убеждает нас памятник дождю в «Измайловском Гостином дворе», представляющий собой фонтан или арт-инсталляцию. Жители и гости города увидят перевернутый зонт, разрезанный надвое стеклянной перегородкой, по которой струями стекает дождь. В торговый центр, где находится памятник, может зайти любой желающий.

    Желтая дача в Шуваловском парке

    Ненадолго проститесь с центром Петербурга и езжайте до конечной станции синей ветки метрополитена «Парнас». Здесь вас ждет деревянная дача Георга Месмахера в стиле псевдоготики с башенками, эркерами и шпилями, которую можно осмотреть снаружи. Также советуем обратить внимание на церковь и грот перед ней, а потом — прогуляться по огромному парку под пение птиц.

    Окно Машинной школы

    Кронштадт далековато — но вдруг вы давно хотели осмотреть военно-морскую столицу России? Посетите форты «Шанц», «Риф» и «Первый северный», городские доки— инженерные сооружения для извлечения судов из воды, пройдитесь по чугунной мостовой. Не забудьте заглянуть в самое большое модерновое окно в Кронштадте в здании Машинной школы Балтийского флота.

    Ботанический сад Петра Великого

    Ботанический сад Петра Великого Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН — это один из старейших ботанических садов России, на Аптекарском острове. Любители флоры будут удовлетворены: коллекция сада насчитывает свыше 80 тысяч растений. Удивительно, но несмотря на суровую 59-ю параллель, тут много экземпляров из субтропиков и тропиков — цветут каллистемоны, пальмы и жасмин. А работники оранжерей ежегодно собирают урожай кофе, какао, бананов, цитрусовых, инжира и граната.

    Имейте в виду: в хорошую погоду вам придется постоять в длинной очереди на вход, и, возможно, даже больше часа.

    Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова

    Елагин остров — самый северный остров в устье Невы, некогда бывший царской резиденцией. В XVIII веке на территории парка появился первый каменный дворец и павильоны, а чуть позже Карл Росси построил роскошный дворец для императрицы Марии Федоровны. Но сегодня петербуржцы едут сюда не за архитектурными изысками, а за более земными удовольствиями: покормить орешками белок, посмотреть на цветущие тюльпаны, которыми славится парк, поиграть в теннис и отвести душу в веревочном городке.

    Увы, тут тоже бывают очереди на вход, особенно в теплые выходные дни.

    Парк 300-летия Петербурга

    Спорить о том, нужна ли городу крыш и мостов 462-метровая «кукурузина» можно долго, но одно очевидно — вы просто обязаны наведаться в Парк 300-летия, чтобы увидеть совершенно другой, современный Петербург. Неподалеку от станции метро «Беговая» расположился большой парк с фонтанами и сочной травой, на которой можно устроить пикник с видом на «Лахта-центр». Ровные набережные для прогулок на велосипеде или самокате, песчаный пляж, изрезанная береговая линия, усыпанная суровыми валунами — кажется здесь есть все для отличного отдыха и ярких фотографий.

    Кстати, по мосту можно пешком дойти до футбольного стадиона, который сверкающей космической тарелкой высится на горизонте. Если останутся силы — к вашим услугам Крестовский парк с аттракционами развлечений.

    Лабиринты дворов дома трех Бенуа

    Доходный дом был построен в стиле неоклассицизма по проекту трех братьев Бенуа. Дом украшают колоннады, лепной декор, скульптуры, статуи богов Меркурия и Фортуны и настенные фонари. Доступ ко дворам на Каменноостровском открыт, только постарайтесь не заблудиться — ведь это самый протяженный внутренний двор, своего рода «город в городе».

    Дом акционерного общества «Строитель»

    Еще один памятник неоклассицизма на Добролюбова 19. Это величественный доходный дом с суровой колоннадой, крохотными балкончиками и массивными многоэтажными эркерами. У вас есть шанс внимательно осмотреть внутреннее убранство, так как консьерж обычно благосклонен к любителям архитектуры.

    Двор ДГУ

    Дом городских учреждений на Садовой улице из-за необычных барельефов известен в народе как Дом с летучими мышами. Здание построили в 1904–1906 годах в смешанном стиле: элементы фасада относят к модерну, псевдоготике и другим стилистическим направлениям.

    «Двор на Садовой улице открыт для посещения, а если удастся попасть в парадные, вас ждет шикарный готический декор. Не забудьте найти черную лестницу посреди двора и подняться на последний этаж», — советует гид по Северной столице Евгений Колесник.

    Некоторые считают, что на чердаке живут летучие мыши. Проверите?

    Дом Бака

    Этот дом на Кирочной улице, построенный в 1904–1905 годах для издателя газеты «Речь» Юлиана Бака, славится витражами рококо, подвесными галереями и модерновым лифтом. В парадных дома — великолепные мраморные лестницы и подоконники, изящный лепной декор. Жильцы периодически организуют здесь экскурсии с посещением квартиры, узнать подробнее можно в группе дома «ВКонтакте».

    Дом из русской сказки

    Петербургский гид Елизавета Нефедова рекомендует посетить доходный дом Никонова на Колокольной, 11. Здание построено в неорусском стиле и сильно отличается от соседствующей застройки. Обнаженная кирпичная кладка, разноцветные изразцы — эксперты говорят, что это прямое обращение к мотивам дрневнерусского зодчества.

    Костел Лурдской Божьей матери

    Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — это уголок Петербурга, пропитанный французской энергетикой. Церковь была построена в 1898 году по проекту Леонтия Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Петербурга. Храм, задуманный в южнофранцузском романском стиле, выделяется оригинальным для католических церквей в России силуэтом и самобытной обработкой камня.

    Улица Репина

    Завершая свою архитектурную прогулку, не забудьте наведаться на самую узкую улицу в Петербурге — улицу Репина на Васильевском острове.

     

    https://www.rosbalt.ru/piter/2021/05/27/1903770.html

     

    Подробнее
  • Петербург на костях. Кладбища, которых больше нет

    С городской карты Петербурга исчезли несколько кладбищ. Места, где в XIX веке покоились тела умерших, возвышались кресты и надгробия, в XX веке сровняли с землей. Теперь на бывших погостах появились жилые дома, учебные заведения, склады и даже мусоросортировочные заводы. «Северо-Запад. МБХ медиа» побывал на петербургских кладбищах, которых больше нет.

    Малоохтинское кладбище

    «Новый город» — четырнадцатиэтажный жилой комплекс бизнес-класса с подземным паркингом, согласно плану из путеводителя Суворина 1894 года, стоит прямо на Малоохтинском православном кладбище. Оно располагалась между нынешним Малоохтинским проспектом и Малоохтинским парком. Место на погосте с ним разделил и сквер с построенным в ХХI веке каменным Успенским храмом.

    Предположительно, Малоохтинское кладбище возникло в конце XVIII века. С того момента, когда там была построена церковь Марии Магдалины. На кладбище хоронили местных жителей. Исторических захоронений насчитывалось немного — среди них могилы живописца Алексея Боголюбова и его матери Феклы Боголюбовой-Радищевой — дочери писателя Александра Радищева, лейб-хирурга Павла Нарановича, поэта и драматурга Егора Розена.

    В декабре 1917 года Малоохтинское кладбище осмотрела специальная комиссия, которая признала его переполненным. Специалисты заявили, что «по проекту планировки этого района, намечено продолжить Средний проспект Малой Охты через кладбище, присоединив в будущем восточную часть кладбища к центральному парку». В мае 1938 года в связи с планом реконструкции Охты вышло постановление о закрытии Малоохтинской церкви и ее сносе в шестимесячный срок. Одновременно было решено «ликвидировать все могильные сооружения по всему кладбищу». В мае 1941 года прах художника Боголюбова был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры в так называемые «Некрополь мастеров искусств». Во время блокады Ленинграда здесь хоронили умерших.

    Церковь Марии Магдалины сохранилась до 1980-х годов, но без куполов. В 1960-ые годы купола снесли, а в 1970-ые там построили кинотеатр «Рассвет», а затем — склад.

    На месте Малоохтинского кладбища также сейчас стоит Успенский храм — новострой, с которым связана трагическая смерть первого настоятеля церкви — протоиерея Виктора Ерошенко. 11 августа 2004 года он поднялся на строительные леса, чтобы осмотреть икону, и настоятель погиб. Он был похоронен вблизи храма.

    Против дальнейшей застройки территории бывшего Малоохтинского кладбища в июне 2009 года выступала общественность. Представители движения «Живой город» обратились в Росохранкультуру с призывом остановить стройку на кладбище, писала «Фонтанка». По информации издания, настоятель Успенского храма протоиерей Алексей Пашков сообщал, что на строительных площадках постоянно находят кости, и строители все время обращаются в церковь с вопросом — как поступать с этими находками. Обнаружить тех самых строителей, которые находили кости, изданию тогда не удалось. Застройщики заявили, что таких находок не было вовсе.

    Тем не менее, 27 октября 2020 года перед проведением работ по реконструкции наружного освещения на Малоохтинском кладбище обнаружены погребения. В результате Комитет по градостроительству и архитектуре (КГИОП) согласовал изменения в планах по организации освещения.

    Митрофаньевское кладбище

    Вдоль Митрофаньевского шоссе в воздухе застыли клубы пыли. Их взбивает поток несущихся автомобилей и большегрузов. Они то и дело выныривают из многочисленных ворот длинного бетонного забора, перемешивая колесами липкую грязь. Почти два века назад земля здесь использовалась не так.

    В 1831 году во время эпидемии холеры участок земли между железнодорожными линиями Балтийского и Варшавского вокзалов выделили под кладбище. Сначала оно называлось холерным, а в 1835 году получило свое «имя» по названию построенной на том месте первой деревянной церкви — в честь Митрофана Воронежского.

    По данным общественной организации «Митрофаньевский союз», на этом кладбище хоронили и обычных горожан, и известных людей — например, членов семьи Голицыных. Большинство известных захоронений позже были перенесены в Некрополь в Александро-Невской лавре. Большим почитанием пользовалась могила странника Александра Крайнева — вологодского крестьянина, носившего на себе пудовые вериги. Его похороны в декабре 1889 года собрали двадцатитысячную толпу, которая провожала гроб от Успенской церкви на Сенной площади до самого кладбища.

    К моменту своего закрытия в 1927 году кладбище занимало огромную территорию и считалось одним из крупнейших в Петербурге, фактически объединяя несколько более мелких кладбищ. Здесь имелись участки для погребения православных, лютеран и старообрядцев.

    В 1941—1944 годах на Митрофаньевском и соседнем — Громовском — кладбищах, которое лишь частично сохранилось, были погребены тысячи горожан, умерших в блокаду. По данным «Митрофаньевского союза», есть свидетели этих блокадных захоронений. При этом безымянные братские могилы до сих пор не отмечены ни памятниками, ни плитами, ни крестами.

    После войны, в 1950-ые годы, на месте Митрофаньевского кладбища действовала самая большая в Ленинграде барахолка. Сейчас на этом месте стоят шиномонтажки, склады разных предприятий, гаражи и даже мусоросортировочный комплекс. Прямо над могилами, которые сровняли с землей, сегодня кружат стаи голодных чаек. Они будто поминают усопших привезенными для сортировки пищевыми отходами.

    Также к настоящему времени сохранились остатки старообрядческого участка кладбища, получившего в народе название Громовского. На Старообрядческой улице можно увидеть кладбищенские ворота. Сейчас они заколочены и стали частью общего ограждения соседствующего с кладбищем склада.

    В 2015 году территория кладбища была полностью включена в зону зеленых насаждений общего пользования.

    Тентелевское кладбище

    На карте Петербурга издания Щепанского от 1894 года можно обнаружить небольшое кладбище рядом с деревней Тентелева. Оно располагалось примерно на углу Химического переулка и улицы Маршала Говорова — южнее Лермонтовского переулка, напротив Урхова переулка. Сейчас от кладбища не осталось и следа. Предположительно, на его месте располагается магазин «Планета инструмент».

    Самым известным захоронением Тентелевского кладбища была могила предпринимателя и общественного деятеля Франца Сан-Галли, он жил в Петербурге с начала XIX века до начала XX века. Его дом и особняк на Лиговском, 62, с красивой оградой сада знаком многим петербуржцам. Сан-Галли владел литейным заводом, где изготавливались трубы, части машин, механизмов, балки и железные фермы, которые использовались при строительстве многих петербургских зданий.

    Время закрытия и уничтожения Тентелевского кладбища неизвестно, последний раз оно обозначено на карте Ленинграда 1933 года, а на карте 1934 года на месте кладбища не указано ничего.

    Стародеревенское кладбище

    Ничего не осталось от Стародеревенского кладбища. Согласно карте 1894 года издания, оно располагалось между Дибуновской и Школьной улицами. На месте небольшого городского погоста сейчас школа и спортивная площадка. Когда именно кладбище решили уничтожить, неизвестно, на картах 1936 года оно еще существует, а в 1940-ом — уже нет.

    Выборгское римско-католическое кладбище

    Выборгское римско-католическое кладбище располагалось на территории нынешней Арсенальной улицы. По данным «Митрофаньевского союза», там погребено около 100 тысяч человек. Сейчас над могилами — промзона: автозаправка и дорога. Если бы неторопливый троллейбус, который курсирует по Арсенальной улице, совершил временной скачок в конец XIX века, то его пассажиры бы увидели в окнах многочисленные могильные холмы и надгробия.

    От всего кладбища до нашего времени сохранились костел, полуразрушенные часовни, которые сейчас восстанавливаются, надгробное распятие, фигуры спасителя и девы Марии.

    Красногвардейский райсовет решил ликвидировать кладбище в 1939 году. Планировалось устроить на этом месте общественный парк. Райфинотдел, который отвечал за ликвидацию кладбища, сдавал решетки и металлические части памятников и оград в металлолом, надгробия перемалывались на щебенку, продавались дорожникам под бортовой камень тротуаров.

    В Некрополь мастеров искусств перенесли лишь четыре захоронения — итальянской певицы Анджолины Бозио, живописцев Федора Бруни и Луиджи Премацци и генерала Данзаса, лицейского товарища Пушкина.

    В 2005 году здание костела было возвращено католикам. Сейчас община постепенно восстанавливает храм.

    Фарфоровское кладибище

    Фарфоровское или Спасо-Преображенское кладбище располагалось у нынешней станции метро Ломоносовская и построенного недавно торгово-развлекательного комплекса. Согласно картам, оно простиралось практически до берега Невы. По данным «Митрофаньевского союза», людей начали хоронить здесь сразу после постройки Преображенской церкви в 1731—1734 годах.

    Территория бывшего Фарфоровского кладбища. Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»На прилегающем участке вскоре была основана Невская порцелиновая мануфактура, позже преобразованная в Императорский фарфоровый завод. В 1902 году к кладбищу добавили новый обширный участок земли, на котором в 1902—1912 годах была выстроена Свято-Духовская церковь с фарфоровым иконостасом.

    В 1927 году кладбище было закрыто для захоронений. В 1932 году разрушили Преображенскую церковь, вместе с ней были уничтожены захоронения в храме — министра уделов графа Андрея Гагарина, министра финансов графа Дмитрия Гурьева, статс-секретаря историка Николая Муравьева и других. Духовская церковь и западная часть кладбища были уничтожены в 1960-х.

    Против застройки бывшей территории кладбища выступили местные активисты. Но застройщик АО «ЛК «Ликострой» все равно снес кинотеатр «Спутник», который также был возведен на месте погоста, и выстроил там большой ТРК.

    Александровское кладбище

    С начала XIX века в районе нынешних Рабфаковских переулков в Невском районе Петербурга существовало приходское кладбище, оно было приписано к церкви «Кулич и Пасха». В XIX веке здесь находилось село Александровское, названное так по имени владельца — статс-секретаря Екатерины II князя Александра Вяземского.

    Территория бывшего Александровского кладбища. Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»После революции 1917 года кладбище продолжало действовать и по документам Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), на нем хоронили жителей Володарского и других районов.

    В 1926—1932 годах недалеко от кладбища развернулось строительство жилого массива завода «Большевик», а на месте старого погоста обещали разбить «сад отдыха для детей рабочих района».

    Во время Великой Отечественной войны Александровское кладбище было обустроено тремя братскими могилами. Здесь хоронили жителей города, умерших в блокаду.

    В 1960-х годах началась застройка Троицкого поля — кладбище было уничтожено. Вместо обещанного еще сада на приведенном в «культурное состояние» кладбище решили строить хрущевки.

    Александровское кладбище знаменито тем, что на нем были похоронены родители и сестра адмирала Александра Колчака. На сегодняшний день местонахождение их могил неизвестно. На месте кладбища в 2011 году был установлен памятный крест.

    Смоленское кладбище

    Карты ХIХ века ведут нас еще на одно кладбище, оно располагалось во дворе за станцией метро Елизаровская. Пару веков назад при кладбище находилась Смоленская церковь. О самом кладбище почти ничего неизвестно, но, согласно картам 1941 года, тогда оно еще существовало. На более поздних картах города его уже нет. Сейчас на месте бывших захоронений — детский сад.

     

    https://mbk-news.appspot.com/news/peterburg-na-kostyah-kladbishha-kotoryh-bolshe-net/

     

    Подробнее
  • Петербургские тайны: три истории о людях и домах города на Неве

    Рассказываем, что скрывается за фасадами северной столицы

    Петербург всегда очаровывал местных жителей и туристов городскими легендами. С сохранностью архитектурных памятников или просто домов с удивительным прошлым городу на Неве повезло больше, чем Москве. Почти каждому зданию северной столицы «есть что рассказать». Краевед Эля Новопашенная в книге «За фасадом» собрала 25 историй о домах и людях. Мы решили поделиться с вами некоторыми из них.

    Полицейское побоище в «Красном доме»

    На улице Ткачей, 3 стоит пятиэтажка из красного кирпича. По официальной версии, ее построили в 1885 году как еще один цех мануфактурной фабрики Максвелла, но почти сразу дом был перепрофилирован в общежитие для рабочих. Помещение разбили на комнаты по 17 и 30 метров, расставили кровати и многоярусные нары и заселили аж 800 человек. В казармах для холостяков каждую кровать занимали по два человека, и спать приходилось по очереди. В «семейных» комнатах на пару выделялась одна кровать, в итоге дети чаще всего ночевали на полу.

    Условия работы на фабрике Максвелла, как, впрочем, и на остальных предприятиях города, были нечеловеческими. Рабочий день длился по 14-15 часов, за любую провинность служащие могли лишиться выходных, а зарплата составляла от восьми до пятнадцати рублей, два из которых рабочие должны были платить за жилье. Неудивительно, что «Красный дом» стал одним из центров протеста на Невской заставе.

    14 декабря 1898 года рабочие вышли на массовый митинг, несколько дней отказывались возвращаться к станкам и не выдавали организаторов стачки. 17 числа в дом нагрянуло полсотни полицейских. Специально для этого писарь запер собак, а мужики, отвечавшие за кухни, закрыли хозяйственные помещения. По их действиям рабочие догадались о грядущей облаве, достали дрова из кухонь, выпустили собак и встретили стражей закона во всеоружии. Битва продолжалась всю ночь. По официальным данным, убитых не было, но с обоих сторон были те, кто «лишился рассудка» из-за полученных ран.

    Петербургский Джек-потрошитель на Лиговском

    О знаменитом Джеке-потрошителе из Лондона знают почти все, его имя стало нарицательным, хотя до сих пор непонятно, так ли на самом деле звали знаменитого викторианского маньяка, ведь полиция его не поймала. А вот о петербургском «джеке», орудовавшем на Лиговке в 1911 году, почти не говорят. Однако его имя хорошо известно. В 1909 году Николай Радкевич — моряк, списанный с корабля «Мстислав Удалой», — держал в страхе всех девушек Лиговского проспекта. Он нападал не только на женщин, вовлеченных в проституцию. Однажды с криком «Смерть красавицам!» Радкевич пытался зарезать горничную, оказавшуюся близ Мальцевского рынка. Все девушки, убитые или пострадавшие от рук этого человека, были хорошенькими брюнетками.

    Петербургского «джека», жертвами которого стали пять женщин, поймали через три месяца после первого убийства. Суд признал Радкевича вменяемым и приговорил к каторге, но тюремное общество решило иначе. «Потрошителя» убили на одном из этапов.

    Как портной Льва Толстого замучил

    В конце XIX века в доме на Жуковского, 11 располагались сразу два знаменитых ателье. Одно из них принадлежало еврейской семье Каплунов, которые и дали свою фамилию дому (до революции особняк так и назывался — дом Каплунов), второе — Александру Ивановичу Катуну, снимавшему там и хозяйственные помещения, и жилые комнаты. В 1907 году на имя Катуна пришло письмо из Ясной Поляны, от Николая Гусева, секретаря самого графа Льва Толстого. В записке было: «К вашему портновскому ремеслу, как ко всякому действительно полезному и нужному для жизни людей делу, Лев Николаевич относится с великим уважением». К посылке прилагалось несколько книг графа.

    Окрыленный таким вниманием, Катун тут же опубликовал личное письмо Толстого в прессе и стал немедленно настаивать на аудиенции с писателем. Встреча состоялась через несколько лет и была освещена в газетах. Одна из заметок называлась «Поэт иголки и Лев Толстой» и описывала идиллическое знакомство двух талантов. Иначе этот визит выглядит в дневнике секретаря писателя:

    «Из Петербурга приезжал дамский портной, автор портновского учебника. Провел в Ясной целый день и очень всех утомил. Расположился в одной из нижних комнат, как у себя дома, вечером обедал. Разослал всем своим знакомым открытки с приветом из Ясной Поляны. Все уговаривал Софью Андреевну принять от него в подарок сшитую им шелковую муфту. Но Софья Андреевна категорически от муфты отказалась, заявивши кстати, что она лично считает приличным только употребление меховых муфт. Татьяну Львовну портной принялся учить метать петли... В конце концов мы не знали, что делать с человеком, никак не хотевшим понять, что он уже достаточно злоупотребил вниманием хозяев. Наконец Лев Николаевич позвал портного в маленькую гостиную, и между ними произошел короткий разговор. Как после передавал сам Лев Николаевич, он сказал портному, что у каждого есть свое дело, — свое у него, Льва Николаевича, и свое у портного, — и что лучше без особой нужды не отрывать друг друга от этого дела. Высокая, вылощенная фигура портного выскользнула из гостиной и моментально ретировалась из яснополянского дома».

    Из книги Эли Новопашенной «За фасадом»

    Судя по всему, «пострадавшим» от навязчивости Катуна был не только Толстой. Портной усердно собирал и использовал в своих промо-материалах отзывы многих знаменитостей. Биографы полагают, что похвала в его адрес была единственным способом отвязаться от надоедливого кутюрье.

    Понравились городские истории? Мы вас уверяем, что это далеко не все. О том, как винный погреб соседствовал с шиитской молельней, где располагались самые известные спиритические салоны и где находится дом из фильма «Брат», читайте в книге Эли Новопашенной «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях».

     

    Автор материала: Раиса Ханукаева

    https://eksmo.ru/selections/peterburgskie-tayny-ID15561403/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • Медный всадник - основные факты

    Одна из визитных карточек северной столицы - памятник Петру I, получивший название «Медный всадник» по знаменитому высказыванию Александра Пушкина, с гордостью смотрит на сотни тысяч горожан и гостей города. Он был возведен по приказу Екатерины II и более 200 лет украшал Сенатскую площадь.

    ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

    Работая над памятником, скульптор Фальконе столкнулся с проблемой: необходимо было найти подходящую базу. По легенде, безумный святой направил его к доброму камню близ Лахты. Это был камень грома, кусок камня, образованный ударом молнии.

    Одна из легенд гласит, что изображение Медного всадника представляет не только самого императора, но и его жеребца Лизетту. Лошадь прослужила хозяину около 10 лет.

    Пьер указывает пальцем на Швецию, главного внешнеполитического противника России в то время. В центре Стокгольма находится статуя Карла XII, шведского короля и противника Петра, которая, в свою очередь, указывает на Санкт-Петербург.

    Во время Великой Отечественной войны среди ленинградцев ходила легенда, что пока памятники Петру и великим полководцам были на своих открытых местах, немцы не могли войти в город. Действительно, за 900 дней блокады немецкие войска не смогли взять Ленинград. Однако «Медный всадник» все же был скрыт от вражеских снарядов.

    ИСТОРИЯ

    Планов на памятник Петру I. Их предлагали чиновники и иностранцы, например, Дени Дидро. Однако был сохранен проект скульптора Этьена-Мориса Фальконе, которого Екатерине II посоветовали Дидро и Вольтер.

    С 1768 по 1770 год Фальконе создал модельную скульптуру на территории бывшего Временного Зимнего дворца Елизаветы. Скульптор сначала нарисовал всадника: это был офицер караула, взлетавший на причале одной из двух лошадей императорских конюшен. . Макет Falconet для головы Петра I несколько раз переделывался, но Екатерине не понравился ни один из проектов.

    Голову Медного всадника вылепила Мари-Анн Колло: лицо всадника получилось очень волевым, мужественным и просвещенным глубокой задумчивостью. За эту работу девушку приняли в Российскую академию художеств, а Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в размере 10 000 французских фунтов.

    При создании скульптора тоже были сложности. Иностранные мастера потребовали огромную сумму или отказались от заказа, указав на его невозможность. Проект принял формовщик, мастер-оружейник Емельян Хайлов. Однажды он даже рискнул жизнью, потому что дно труб, по которым лилась бронза, треснуло, и он спас мастерскую и скульптуру.

    Завершить создание памятника Фальконе не удалось, поскольку в 1778 году его отношения с Екатериной II обострились. Он был вынужден покинуть Санкт-Петербург вместе с Мари-Анн Колло. Памятник установили только через 4 года под руководством Федора Гордеева. 7 августа 1782 года состоялось официальное открытие памятника.

     

    https://zen.yandex.ru/media/enigmapiter/chto-my-znaem-v-mednom-vsadnike-osnovnye-fakty-6024ed09c597941f8b2f50ec

     

    Подробнее
  • 5 тайн Исаакиевского собора

    Исаакиевский собор — уникальное петербургское сооружение, окутанное массой легенд и мифов. Сегодня уже сложно разобрать, что из них является правдой, а что выдумкой горожан. Какие же тайны хранит самый крупный православный храм Северной столицы?

    Долгострой века

    Собор по проекту молодого французского архитектора Анри Монферрана строился невероятно долго — более 40 лет. Многие считали, что градостроитель умышленно затягивал процесс, поскольку некий провидец предсказал ему смерть после открытия храма. Пророчество сбылось, как только Исаакиевский собор был освящен.

    По одной из версий, здоровье Монферрана резко ухудшилось после встречи с императором Александром II. Государь не оценил должным образом работу, которой архитектор посвятил большую часть своей жизни. Александру II не понравился внешний вид Монферрана и своеобразный автограф, который он оставил в оформлении собора. Архитектор изобразил группу святых, среди которых был и он сам, склонивших головы перед Исаакием Далматским. Император сделал Монферрану замечание, которое он воспринял слишком близко к сердцу. Через 27 дней после общения с государем архитектор умер. Монферран просил, чтобы его похоронили в стенах Исаакиевского собора. Но супруга архитектора не исполнила его желание. Она увезла тело Монферрана в Париж. Теперь неупокоенный дух архитектора бродит вокруг храма, но войти в него не решается.

    Месть языческого божества

    Известно, что для изготовления 9-метровых колонн Исаакиевского православного собора Монферран использовал 14 632 кг высококачественного малахита. Жители Санкт-Петербурга поговаривают, что это жутко разозлило хранительницу ценных минералов, называемую в народе «Хозяйкой Медной горы». Она спрятала все запасы камня глубоко в недра, чтобы добыча его стала невыгодной. Демидовскому заводу, у которого Монферран заказывал малахит, действительно пришлось приостановить камнедобычу и свернуть производство после выполнения заявки архитектора на 1500 пудов камня. Но это было вызвано не местью языческого божества, а тем, что предприятие, израсходовав все свои запасы ценного минерала, обвалило цены на малахит на рынке.

    Падение династии Романовых

    Строительные леса вокруг храма не разбирались даже после его официального открытия, которое состоялось в 1858 году. Собор доделывался и ремонтировался еще на протяжении 50 лет. За это время петербуржцы настолько привыкли к строительным лесам, что стали их связывать с царской династией. Считалось, что пока они стоят — правят Романовы. Впервые леса были сняты в 1916 году. Вскоре после этого император Николай II отрекся от престола.

    Легенда о связи строительных ограждений с правлением династии Романовых на самом деле имела основания. Ремонт собора, который считался настоящим произведением искусства, требовал огромных финансовых затрат. Деньги на приобретение качественных материалов выделялись из царской казны. Поэтому реконструкция храма продолжалась до тех пор, пока династия Романовых весомые полномочия.

    Заманчивое предложение

    Петербуржцы верят в легенду о том, что в 1930-х годах Исаакиевский православный собор хотели купить американцы. Архитектурный объект, созданный Монферраном, очень напоминал им Капитолий. Американцы планировали разобрать храм на небольшие части, перевезти кораблями в США и снова собрать его на своей территории. В качестве платы они предлагали советским властям заасфальтировать все мостовые в Ленинграде, но что-то пошло не так и сделка сорвалась.

    По всей видимости, легенда о продаже храма появилась на фоне тяжелого положения жителей Советского Союза в 1932-1933 годах. В то время страну охватил жуткий голод, который унес около 8 миллионов жизней. Пока простые люди умирали из-за недостатка еды, власти увеличивали экспорт зерна и продавали за границу ценные музейные экспонаты. Озлобленным советским гражданам они рассказывали, что во всех бедах виновен Запад и другого выхода, как зарабатывать на продаже художественных ценностей, у них нет. Отсюда и возникла легенда о том, что американцы, воспользовавшись моментом, решили вывезти из СССР даже знаменитый собор.

    Память о блокаде

    Во время Великой Отечественной войны собор помог спасти все художественные ценности Ленинграда. Оказавшись перед угрозой блокады города, отставной офицер посоветовал военному командованию снести произведения искусства в подвалы храма. Он уверял, что немцы не будут стрелять в храм, поскольку захотят использовать его высокий купол для пристрелок. Командование прислушалось к мнению пожилого военного, и он оказался прав.

    Исаакиевский собор уцелел во время бомбардировок и пережил блокаду Ленинграда. Лишь с западной части храма до сих пор виднеются следы от осколков немецких снарядов. Книги, скульптуры, фарфор и другие музейные ценности, хранившиеся в его подвалах, остались нетронутыми.

    Благодаря всем этим легендам, правдивость которых довольно сомнительна, интерес туристов к истории Исаакиевского собора с каждым годом только растет. Святое сооружение продолжает считаться самым посещаемым местом Северной столицы.

     

    https://zen.yandex.ru/media/sokmedia/5-tain-legendarnogo-isaakievskogo-sobora-6087fb8e76dc923e2ddf478b

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные