Места

  • Канонерский остров - одно из "непарадных" мест Санкт-Петербурга

    Канонерский остров находится в Кировском районе: по соседству с Белым и Гутуевским островами, между Морским каналом и Финским заливом. В существование этой таинственной части города многие раньше даже не верили: в конце XIX-начале XX веков некоторые петербуржцы видели его только на картах — там располагался завод и немногочисленные постройки для рабочих.

    До 1983 года на остров можно было попасть исключительно водным путем (то есть он был изолирован от города) и только тем, кто имел пропуск в Морской порт или работал на Канонерском судоремонтном заводе. В 1983 году появился подземный тоннель, по которому теперь можно проехать на территорию острова на маршрутках и автобусах от станций метро «Нарвская» или «Балтийская».

    Название острова отсылает нас к петровским временам, когда здесь стояла батарея, то есть пушки, и, соответственно, пушкари. Они должны были защищать город от шведов. Пушкари в те времена назывались канонирами. Отсюда и название. Хотя в первой половине XVIII века этот остров находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии и именовался Батарейным. На берегу, обращённом к заливу, стояла батарея с пороховым погребом (складом боеприпасов).

    Во времена, когда остров приналежал шведам, Канонерский остров назывался Киссансаари — «кошачий остров».

    Сейчас практически ничего не осталось – ни кирпичных, ни, уж тем более, деревянных домов того времени. Во время Великой Отечественной войны всё это было разбито и разрушено немцами. Однако во время блокады Ленинграда завод работал – корабли переделывали под военные нужды.

    Остров вытянут с севера на юг более чем на 5 км, максимальная ширина его составляет приблизительно 650 м. Площадь острова — около 115 га.

    С середины 1870-х годов на формирование береговой линии Канонерского острова превалирующее влияние стали оказывать работы по обустройству Санкт-Петербургского морского порта на Гутуевском острове и прокладке Морского канала.

    Восточный склон Канонерского острова был укреплён и стал правобережным откосом Морского канала. Остров увеличивался в длину и на юге достиг пролива Золотые Ворота Санкт-Петербургского морского канала. На севере разместился судоремонтный завод с ковшами и доками.

    Морской канал строился в 1875—1885 годах и был введён в эксплуатацию в 1885 году. Южная и Северная дамбы порта строились в 1884—1914 годах.

    В начале 20-го века на Канонеркском острове преобладали промышленные и низкоэтажные жилые здания различного вида.

    До открытия в 1983 году тоннеля на Канонерский остров ходили речные трамвайчики и паром из Гутуевского ковша.

    В 1983 году был построен тоннель, соединивший Канонерский остров с Гутуевским, тем самым связав отрезанный до этого Канонерский остров с остальным Ленинградом.

    На Канонерском острове живет порядка 5000 человек. Комфорт проживания существенно осложнился после строительства Западного Скоростного Диаметра, который стал дополнительным источником шума и грязи.

    Канонерский остров — очень необычное место, где есть место и романтике, и прекрасному, и ужасному.

    Между тем, это маленький отдельный мир, одно из примечательных «нетуристических» мест Санкт-Петербурга, которое оставило свой след в истории города и остается окутанным флером загадочности и таинственности.

     

    https://antennadaily.ru/2021/02/14/kanoner/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

     

    Подробнее
  • Шведская старинная пушка в обычном дворе Петербурга на Просвете

    Нашлись люди, которые сами привезли и установили 149-летнюю пушку во дворе

    В прошлом номере «МР» мы опубликовали фотографию пушки у дома № 32 на проспекте Просвещения и просили откликнуться тех читателей, которые знают, как она тут появилась. Спасибо всем за проявленную активность!

    Первым позвонил районный краевед Анатолий Кириленко. Он поднял на ноги своих коллег по краеведческому клубу «Музей северных окраин». «Это береговая шведская пушка с фортов Финского залива!» – сообщил он. И оказался прав.

    Владимир Кудряшов, который откликнулся на наш призыв, в 1987 году, будучи начальником автоколонны, вместе с водителем Степаном Смалем привез пушку во двор. Оба они работают на строительстве дамбы и до сих пор живут в доме № 32.

    «Мы тогда прокладывали дамбу в районе Лисьего Носа, – рассказывает Владимир Кудряшов. – Перед насыпными работами дно Финского залива проходили водолазы. Они находили мины, ружья и старинные пушки. Нашли 5 пушек со шведскими надписями и указанием года, их перевезли на форт».

     

    «Сколько себя помню, столько вижу эту пушку у нас во дворе. В дом были заселены в основном те, кто работал на постройке дамбы. Мой отец также работал там. А вот пушку притащили с Финского залива, с седьмого форта, все те же работники дамбы. И даже если посмотреть на пушку внимательно, то на ее боку видна стертость. Возможно, она образовалась как раз тогда, когда ее и тащили к нам во двор». – Злата Зарубина.

    «Однажды мне случилось разговаривать с человеком, жившим в доме № 30 на проспекте Просвещения. Он сказал, что пушку нашли в земле строители. Интересно было бы узнать историю появления пушки во дворе, а еще интереснее ее «биографию». Я знаю, что иногда знатоки истории оружия раскапывают удивительные сведения». – Олег.

     

    Строители очистили пушки от вековой грязи и тины и решили забрать себе. Две пушки отвезли к дому № 25 на проспекте Культуры, одну, самую большую, на проспект Просвещения, две поехали в Сестрорецк. «Дворовая ребятня была просто счастлива, когда мы залили постамент и установили пушку. Она сразу стала местной достопримечательностью».

    Пушка уже кое-где испачкана краской и надписями, не очень-то различишь надпись – 1858 год – и номер пушки – 128.
    Владимиру Кудряшову радостно видеть «свою» пушку каждый день в течение уже 20 лет и удивленные взгляды прохожих. Единственное желание – чтобы жители бережнее относились к старинной находке.

    https://mr-7.ru/articles/1291/

     

    Подробнее
  • Кладбище Пулковской обсерватории

    Необычное кладбище Пулковской обсерватории: такого нет больше нигде в мире.

    Пулковская обсерватория была открыта в августе 1839 года. Первый директор Василий Яковлевич Струве перевёз в обсерваторию свою большую семью и прислугу. Его примеру последовали астрономы и другие сотрудники обсерватории. К 1844 году здесь жило уже около 100 человек, и почти все они были лютеранами.

    Разумеется, они не только жили, но и умирали. И тогда у директора Струве начинались проблемы, ведь хоронить лютеран можно только на лютеранских кладбищах, ближайшее из которых было в Царском Селе (нынешний Пушкин).

    Община разрасталась, смертей становилось всё больше, и вскоре стало очевидным, что обсерватории нужно своё лютеранское кладбище. В ноябре 1849 года оно появилось на северо-восточном склоне Пулковской горы.

    До наших дней дошло около 20 могил 19 века. Наиболее ранние из них принадлежат самому Василию Яковлевичу Струве (1864 год) и его жене Иоганне Франческе Бартельс (1867 год).

    Рядом с похоронена и Тереза Струве, дочь Василия Яковлевича от первой жены. Она умерла молодой, в 22 года, на следующий день после рождения дочери. Грустная история. И одиноко стоящее надгробие тоже выглядит весьма печально.

    После Революции кладбище утратило свой лютеранский характер, и здесь стали хоронить всех умерших сотрудников Пулковской обсерватории и членов их семей.

    Некрополь Пулковской обсерватории — это единственное в мире кладбище, на котором похоронены сотрудники одного научного учреждения. Поэтому его ещё называют кладбищем астрономов. Но интересно оно не этой формальной уникальностью, а своими неповторимыми надгробиями астрономической тематики.

    Попасть в парк Пулковской обсерватории можно на своей машине и на общественном транспорте: от станции метро "Московская" туда идёт много разных маршруток и автобусов.

    Чтобы найти кладбище, как зайдёте в парк, идите направо до конца.

     

    https://zen.yandex.ru/media/drugie_mesta/neobychnoe-kladbisce-pulkovskoi-observatorii-takogo-net-bolshe-nigde-v-mire-5fe9f44468ba1a4d964b55fc

     

    Подробнее
  • Чесменский дворец - история

    Чесменский дворец, построенный по проекту Юрия Фельтена в 1777 году, мало кто примет за дворец. (ул. Гастелло, дом 15) Ведь дворец он каков? Парадный вход с лестницей и портиком, колонны, не меньше шести-восьми, скульптуры, барельефы, этажей не меньше четырёх и т.д.

    А здесь приземистое двухэтажное здание, странной треугольной формы с башнями по углам. Казарма? А может, прости Господи, царские конюшни? Да нет же. Это старинный английский замок!

    Исследователи полагают, что план дворца - равносторонний треугольник с круглыми башнями по углам и обширным Парадным залом в центре - мог следовать образу Лонгдфортского дворца (1591, архитектор Джон Торп). Обработка нижнего этажа рустом, а верхнего штукатуркой создавала иллюзию, что достраивался замок, как это было принято в Англии, в течение столетий.

    Но заказчица и ее архитекторы ориентировались на образцы с другой части света. Чесменский дворец, как московские Петровский (Матвей Казаков, 1775-1782) и дворцовый комплекс в Царицыно (Василий Баженов, Матвей Казаков, 1775-1790-е), выполнен в том фантастическом "тарабарском"архитектурном стиле, возникшем в екатерининское время на смешении западных и восточных влияний.

    Когда в 1774 году Екатерина на месте скромного "загородного дома" на седьмой версте царскосельской дороги приказала строить путевой дворец, Россия только что окончила победительную войну с Турцией (1768-1774). «Восточный вопрос» был решен - русские торговые корабли могли беспрепятственно плавать по Черному морю и проходить через проливы. Каждую победу русского оружия в этой войне отмечали памятником - в Царском Селе появились Крымская и Чесменская колонны, Турецкий каскад, Турецкий павильон.

    Чесменский дворец также был построен а-ля азиатском вкусе и посвящен победе графа Алексея Орлова в Чесменской бухте - русские корабли сожгли почти весь флот грозного противника.

    О реальной Турции тогда почти ничего не знали. Огромная Османская империя, раскинувшаяся в трех частях света - Европе, Азии и Африке (Средиземное море некоторое время было ее внутренним водоемом), представлялась Европе неизведанной и сказочной страной. Она олицетворяла собой вообще все неевропейское, и так называемый турецкий стиль объединял все странное и фантастическое, что не произрастало из античности.

    Но, в бытность, когда строился дворец эти места назывались «Кикерикексен», по-фински «лягушачье болото». И дворец сначала назвали Кикерикексенским – «дворцом на лягушачьем болоте». Выговорить такое было невозможно, и сократили до Кикерико. Специально для нового дворца Екатерина заказала в Англии на знаменитых мануфактурах Джозайи Веджвуда сервиз из девятисот пятидесяти двух предметов, где на каждой супнице или тарелке красовалась зеленая лягушка. Сейчас "сервиз с зеленой лягушкой",как он официально называется, - гордость английской коллекции Эрмитажа. Соусники, тарелки, блюда в фирменном веджвудском «фаянсе цвета сливок», украшенные пейзажами старой Англии, выставлены на третьем этаже Зимнего дворца. Так и закрепилось за дворцом два названия. На бытовом уровне – «Кикерико»,а официально – Чесменский дворец.

    В 1782 году Екатерина передала Чесменский дворец Капитулу ордена Святого Георгия, основанному ею в 1768 году. Скромному небольшому Георгиевскому залу в Чесменском дворце есть чем гордиться. С 1782 года во дворце помещалось управление орденом, его архив, печать, орденская казна. Под председательством самой императрицы (гроссмейстера ордена) здесь заседала георгиевская Дума. На заседаниях Думы уже удостоенные орденом офицеры, присутствующие в столице, решали, кому присудить ордена III и IV степени (первые две степени жаловались только императором).

    Дума гласно обсуждала каждого депутата и голосовала. Для предоставления к пожалованию необходимо было получить две трети голосов. Орден был военный, присуждался лишь в годы войны за боевые заслуги или за выслугу лет - на четырехконечном кресте было выгравировано "За службу и храбрость". Награждались те, кто совершил на поле боя что-то исключительное, - захватил в плен неприятельского офицера, взял в бою вражеское знамя или орудие. Также орден могли присудить за полезный совет, приведший к военному успеху.

    Первыми кавалерами были герои турецкой войны. Сначала - сама Екатерина, затем - будущий фельдмаршал Румянцев, князь Репнин и генерал Боур. Шестеро из двадцати пяти кавалеров I степени, существовавших за всю историю ордена, были удостоены им за турецкие победы - Орлов за Чесму, Панин за взятие Бендер, Долгоруков-Крымский за овладение Крымом, Потемкин за взятие Очакова, будущий генералиссимус Суворов за победу при реке Рымник, Репнин за победу при Мачине. В Чесменском дворце георгиевцы заседали до 1811 года, после чего перебрались в Зимний.

    При Павле, здание перестало носить статус дворца, это и понятно. Мы помним его отношение к матери, а Николай Первый отдал пустующее здание богадельне.

    В 1918 году старичков-инвалидов сменили заключенные первого в стране концлагеря «Чесменка». В 1930-м здание перешло дорожному институту, после войны туда въехал ЛИАП (институт авиаприборостроения, ныне ГУАП).

    В 2016 годы был завершен очередной ремонт фасадов, в ходе которого каменный цоколь, сложенный из прекрасно сохранившихся, но загрязненных блоков путиловской плиты, был заново перетесан. В результате этого поверхность камня приобрела неряшливый вид, а «чистовая» работа каменщиков XIX века — полностью уничтожена. Было принято решение закрасить цоколь тем же цветом, что и всё здание, оставив натуральными только бордюры оконных проёмов.

     

    https://zen.yandex.ru/media/stone_spb/sanktpeterburg-istoriia-chesmenskogo-dvorca-5fd449d733ed420c3f55714e

     

     

    Подробнее
  • Cамый первый канал Петербурга. Где был и что от него осталось

    Множество каналов в Петербурге возникало постепенно. Какой же из каналов был самым первым в городе? Интересна и его судьба – что же от него осталось сейчас.

    Самым первым сооружением в Санкт-Петербурге, и это не тайна даже для не очень интересующихся историей нашего города, была Петропавловская крепость. Именно с нее начался наш город.

    Вообще, все множество каналов в городе связано с тем, что царь-основатель Петр Iстремился сделать из Петербурга город подобный Амстердаму, с его каналами, для преимущественного передвижения водным путем, а не земным.

    Потому ничего удивительного нет, что в самом первом сооружении Петербурга появился и самый первый канал. Да, именно в Петропавловской крепости в 1703 году и был прорыт этот канал. Он проходил через всю крепость, с востока на запад. Задумка была, что этот канал будет служить для водоснабжения, судоходства и транспортировки плавучих строительных материалов для строительства крепости.

    Канал и служил всем поставленным задачам вплоть до 1882 года, когда его засыпали.

    К счастью для нас, любителей истории Петербурга, следы этого канала прекрасно видны до сих пор. Надо только знать, куда смотреть. Давайте пройдемся вместе и посмотрим.

    Заходим через Иоанновские ворота проходим через Петровские и поворачиваем направо. Вот они, остатки старого канала.

    Идем дальше, трасса канала прослеживается по мощению, оно отличается от окружающего.

    Казалось бы Петропавловская крепость хожена-перехожена, а вот какие находки там можно сделать, если присмотреться.

     

    https://zen.yandex.ru/media/peterburg/malo-kto-znaet-samyi-pervyi-kanal-peterburga-gde-byl-i-chto-ot-nego-ostalos-5feb22dfb17f202ff3eee4ee

     

    Подробнее

Последние статьи

Популярные