С Петропавловской крепостью связано немало легенд. Часть из них – выдумки экскурсоводов, другие – бытуют с незапамятных времен, а наиболее серьезные являются предметом дискуссий историков. Мы расскажем разные, снабдив их экспресс-выводами. Свои же соображения вы можете изложить в комментариях.
Легенда об Андрее Первозванном
В «Повести временных лет» читаем, что через земли, ставшие потом российскими, проповедуя христианство, проходил ученик Иисуса – Апостол Андрей Первозванный. Легенда о «Зачатии и издании царствующего града Санкт-Петербурга» продолжает это предание и повествует, что апостол Андрей достиг Невы и, стоя на ее берегах, предрекал великое будущее граду, что будет здесь основан.
Та же легенда рассказывает, что при закладке Санкт-Петербургской фортеции в основание её Петром I «… был поставлен … ящик из камня, и по окроплении того ящика святою водою изволил император поставить в тот ящик ковчег золотой, в нём мощи святого апостола Андрея Первозванного».
Вывод: Насчет того, что Андрей Первозванный здесь был – сомнительно. В этих местах просто не было такой жизни, которая интересна миссионеру. То, что его мощи могли быть заложены в основание – вполне реально (не обсуждая их подлинности). Ритуалам закладки во все времена придавали огромное значение. И, конечно, именно при Петре I на Руси возникает культ Андрея Первозванного, до этого обходимого народным вниманием.
Легенда о названии острова
Известно, что один из шведских королей подарил остров знатному вельможе графу Стенбоку. Тот выстроил на острове мызу, назвав поместье Люстенхольм – Веселое. Однако, после вскоре случившегося наводнения, которое разрушило постройки, граф мызу восстанавливать не стал и вообще на остров обиделся – назвал его Тойсфельхольм – Чертов.
Есть у небольшого островка и еще одно именование, финское – Енисаари, что в переводе означает Заячий.
Вывод: это документальная правда. Но вот Заячьим остров был назван не потому, что на нем водились зайцы. Финно-угорские племена, исконные обитатели Приневских земель, долгое время оставались язычниками. Они поклонялись силам природы, зачастую персонифицируя их в образах различных зверей. В числе прочих языческих культов, упоминается о весьма распространенном у племени ижора культе Заячьего бога, который олицетворял собой плодородие и могучие силы природы. Можно предположить, что в древности на острове Заячьем существовало капище бога-тотема, откуда и повелось название.
Легенда об орле и закладке
По преданию, место, где быть Петровским воротам – входу в будущую крепость, определил сам Пётр. Царь, срубив две берёзки, соединив их верхушки и утвердив их на этом самом месте. В этот момент услышан был шум в воздухе, и увидели парящего орла.
Орёл, спустившись с высоты, сел на ворота. Явление царственной птицы сочли добрым предзнаменованием. Держа орла на руке, царь Пётр вышел через эти ворота, сел на яхту. При этом была многая пушечная пальба, а веселье продолжалось до второго часа пополуночи.
Вывод: Легенду подтверждают документы. Сохранились свидетельства о том, что некий ручной орёл был отдан Петром в крепость на острове Котлин с присвоением ему комендантского звания и поставлен на довольствие. Появился же в несвойственных широтах орёл, скорее всего, как «беженец» из разбитой шведской крепости – согласно документам в ней действительно стояли на довольствии орлы.
Легенда о мастере и известном жесте
По легенде, ярославский крестьянин Петр Телушкин с помощью простых приспособлений, без всяких лесов, вызвался отремонтировать ангела на шпиле, пострадавшего от урагана.
За свою работу он денег не взял, но царь (Петр?) даровал ему привилегию получать бесплатную выпивку в любом кабаке империи. Для этого на подбородке Телушкину сделали специальное клеймо (вариант – поставили вместо утерянной им грамоты), по которому он в трактире стучал рукой. Отсюда пошел и знакомый всем жест приглашения к выпивке.
Вывод: про Телушкина – правда. Но как в испорченном телефоне. Дело было в 1830-м году, то есть при Николае I. Про благородство и щедрость этого царя как раз больше всего сложилось анекдотов. Телушкин действительно выполнил сложнейшую работу без лесов, и ничего за это не попросил. Про клеймо – вряд ли. Но факт: Петр Телушкин ушел из жизни в 33 года, как принято считать от алкоголизма, который часто приходит за славой.
Легенда об Александре I
Не будем подробно пересказывать легенду о старце Кузьмиче, под личностью которого скрывался якобы Александр I. Она до сих пор вызывает споры. В качестве подтверждения ее достоверности приводится другая легенда. Говорят, что в 1921 году гробница императора была вскрыта и она оказалась пуста.
Вывод: абсолютно недостоверна. Для вскрытия пришлось бы снять тяжелое надгробие и размуровать пол. Однако механических следов таких серьезных работ не обнаруживается.
Легенда о меридиане
Говорят, что через знаменитый шпиль проходит Пулковский меридиан.
Вывод: тут все непросто. В самом деле когда при Николае I строилась Пулковская обсерватория, на основе Царскосельского проспекта появилась важнейшая ось – сегодня это Московский проспект. Она связала шпиль и купол Пулковской обсерватории, так и было задумано. В самом деле Московский проспект примерно сориентирован по Пулковскому меридиану. Но в районе Петропавловки меридиан уже на полминуты восточнее.
Сталин вместо Ангела
Рассказывают, что в довоенное время выдвигалась идея заменить неактуального в атеистической стране ангела на шпиле Петропавловского собора на фигуру Иосифа Сталина. Вроде бы даже положение тогда спас директор Эрмитажа Иосиф Орбели.
Тот напирал на то, что Петропавловский шпиль отражается в Неве. При таком раскладе товарищ Сталин оказывался бы на открыточных видах вниз головой.
Вывод: типичная городская байка. Но имеет основу, поскольку действительно фигуру Ленина (не Сталина) планировали поставить на Александровскую колонну. Ангела на шпиле Петропавловского собора планировали поменять на рубиновую «кремлевскую звезду». Возможно, этим планам помешала война.
Легенда о закраске шпиля
Рассказывают, что осенью 1941 года золоченые шпили и купола в Ленинграде закрашивались защитной краской, чтобы не служить ориентиром для немецких артиллеристов. Наиболее трудная и опасная работа для изможденных альпинистов предстояла на шпиле Петропавловской крепости.
Вывод: абсолютная правда. Сохранились артиллерийские планы с панорамой Ленинграда, где помечены все силуэты главных высотных доминант. В пасмурную погоду благодаря окраске они сливались с серым небом Северной столицы.
Легенда о «Чаше Грааля»
Кое-где пишут о сенсационном открытии, которое сделал в 2007 году «петербургский ученый» Григорий Двойрин, и что оно «потрясло весь мир». Древний христианский артефакт, дающий неограниченную силу, хранится в Северной столице.
А еще точнее в могиле Петра Великого. Вроде как Петр был приверженцем тамплиеров и их наследников – масонов. Тут тебе подсказка – как крепость, выполненная как шестиконечная звезда.
Вывод: эту легенду обожают начинающие гиды и ненавидят опытные. Сама «Чаша Грааля» сомнительный артефакт, а уж то, что она в Петербурге – сильно вряд ли. С десяток городов уже давно претендуют, что Чаша именно где-то у них. Впрочем, Петр интересовался масонством, любил знаки и символы, знал и легенду о Чаше.
Все же главная правда в том, что Петропавловка – сакральное место нашего города. Любому петербуржцу она дороже, чем Чаша Грааля.
Музей Оранэлы
https://zen.yandex.ru/media/oranela/legendy-petropavlovki-chto-pravda-a-chto--vriad-li-600c432a10f02c6bc24556b4
Подробнее