Петербург Достоевского: что и где смотреть?

Предлагаем свой вариант знакомства c Петербургом Достоевского. Совсем рядом с Невским проспектом и его парадными домами – совсем другой мир, о котором собственно и говорил великий русский писатель. Его имя с трудом и почтением выговаривается иностранцами. Ему в этом году исполнится 200 лет.

Ниже рассказ о наиболее важных точках этого очень своеобразного мира, а также небольшие комментарии для понимания их значения.

Начнем с того места, которое является альфой и омегой петербургского текста Федора Михайловича. Это Владимирская площадь и ее окрестности.

Памятник Ф.М. Достоевскому

В России Достоевскому установлено множество памятников, но, пожалуй, самый интересный, работы скульптора Любови Михайловны Холиной, был открыт 30 мая 1997 года в Санкт-Петербурге в створе Большой Московской улицы.

Писатель любил сидеть на скамеечке буквально на этом месте. Вследствие этого и памятник сразу «вписался» в местный колоритный пейзаж. С одной стороны от него – стихийный «блошиный» рынок у ограды Владимирского собора. С другой расположился цивилизованный Кузнечный рынок, существовавший и во времена писателя.

Пожалуй, в России больше нет такого органично взаимодействующего со средой памятника великому человеку. Бурлящая вокруг него городская жизнь образуют лучший мемориал писателю, заглянувшему в самую глубину души человека. На этом пятачке всегда люди: они встречаются, отдыхают, торгуют, иногда пикетируют, отстаивая свои права. Любят собираться у памятника люди и совсем бесправные – бомжи. Достоевский – это тоже о них.

Музей Ф.М.Достоевского (Кузнечный пер., 5)

В этом угловом четырехэтажном доме зимой 1846 года снимал 2 комнаты Федор Михайлович Достоевский. Весной он съехал с квартиры и только через 32 года вернулся сюда. К этому времени дом был перестроен. Достоевский проживал в квартире № 10 на втором этаже.

В этом доме он написал роман «Братья Карамазовы». Именно этому дому было суждено стать последним приютом писателя в Петербурге. Здесь 9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался, а 13 ноября 1971 года, к 150-летию со дня его рождения, в квартире и примыкающих к ней помещениях был открыт Литературно-мемориальный музей.

Достоевский в Петербурге никогда не имел своей квартиры и сменил более 20 адресов. Практически всегда он отдавал предпочтение угловым квартирам, особенно выходящим на перекресток. Почему? В перекрестке писатель видел и сгусток жизни, место, где разворачиваются главные события городской жизни. В перекрестке Федор Михайлович видел и символ креста – искупления грехов.

Еще одно непременное условие выбора Достоевским квартиры – близость храма.

Владимирский собор

Владимирская площадь появилась в результате перепланировки всего близлежащего пространства во время постройки Владимирской церкви, начатой в 1745 году.

С приходом Владимирской церкви связана история семьи Пушкиных. С большой долей вероятности под тихими, строгими сводами Владимирской церкви не раз бывал и поэт Александр Блок, и писатель Александр Куприн. Но, конечно, самым известным прихожанином величественной пятиглавой церкви был Федор Михайлович Достоевский. Его духовным отцом был служивший здесь отец Николай Вирославский. Он принял последнюю исповедь писателя, читал над ним отходную молитву, служил панихиды на квартире, куда приходили прощаться с усопшим почитатели его таланта. Этот храм невольно обозначил начало творческого и конец жизненного пути писателя.

Квартира Достоевского в Графском переулке (Владимирский пр., 11)

Типичный переулок с соответствующим времени названием – Графский (здесь находилось домовладение графа Головина), и дом, чудом сохранившийся без изменений до наших дней. В нем будущий писатель почти четыре года, с 1842 по 1846 год, до переезда на Кузнечный переулок, снимал квартиру.

Квартира, выходящая окнами в переулок, находилась на втором этаже и состояла из трех комнат и просторной прихожей.

Любовь к угловым квартирам сформировалась у молодого Достоевского еще во время обучения в Инженерном училище. Его любимым помещением была небольшая комната углу Михайловского замка, где он допоздна читал книги. Как раз эту комнату он снял во время обучения в училище. Здесь в качестве компаньона с ним жил знакомый доктор Ризенкампф. Затем с ним поселился литератор Григорович. Как раз он и стал первым известным читателем рукописи «Белых ночей», побежал к Некрасову. Потом оба, восторженные побежали к Белинскому с известными всякому школьнику словами про «нового Гоголя».

Семёновский плац (Пионерская пл.)

В первое столетие существования Санкт-Петербурга в этом месте размещалось поселение лейб-гвардии Семеновского полка, и всю территорию называли в просторечии «Семенцы». Частью её был огромный Семеновский плац.

В жизнь Достоевского вошел как место, на котором при Николае I была совершена публичная расправа над революционерами-демократами – «петрашевцами». В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года большинство членов кружка было арестовано и заключено в Петропавловскую крепость.

Несмотря на явную слабость улик, суд признал подсудимых виновными в «злоумышленном намерении произвести переворот в общественном быте России» и приговорил 15 человек к расстрелу и еще пятерых к разным срокам каторги. 22 декабря 1842 года петрашевцев доставили сюда, на Семеновский плац.

В последний момент казнь заменили каторгой. Это было одним из самых больших потрясений в жизни Достоевского. Пережив каторгу и солдатскую службу в Семипалатинске, в самом конце 1859 года, то есть почти через 10 лет, Достоевский возвращается в Петербург. Наблюдения и замыслы, накопленные в заключении, легли в основу его нового романа – «Записки из Мертвого дома».

Гороховая улица и дом Рогожина (№38)

Дома на этой улице занимала довольно благополучная публика. Не случайно Достоевский в романе «Идиот» поселяет на этой улице потомственного гражданина Рогожина. Отыскивая его дом, князь Мышкин, так же, как и мы, шел со стороны Загородного проспекта по Гороховой по направлению к Садовой улице, не доходя до которой почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Попробуем рассмотреть его, так ли это?

У Достоевского: «дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого…Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками... В этих домах проживают почти исключительно одни торговые».

38-й дом по Гороховой улице, на вид старый и прочный, всего в три этажа, и фасад без особенных украшений, в центре его – подворотня, он не имеет только редких окон на фасаде, но, в основном, похож на рогожинский. Внешности дома Рогожина Достоевский придавал особое значение: здание дополняло характеристику персонажа. Важно и то, что писатель по первому образованию был военный инженер, прекрасно чертил и разбирался в архитектуре. Именно поэтому его описания домов всегда исчерпывающе точны. Но о мнимой топонимической точности мы скажем ниже.

Сенная площадь

Эта площадь и сегодня продолжает быть живой иллюстрацией к творчеству Ф.М. Повседневная бурная жизнь Сенной была для Федора Михайловича Достоевского богатым источником многих реалистичных сюжетов. В романе «Преступление и наказание» писатель показывает разнообразные петербургские типы, бытующие на площади: мелких чиновников, студентов, торговцев, ростовщиков, полицейских, ремесленников, пьяниц, проституток, нищих, жизнь которых протекает в закусочных, публичных домах, трактирах.

На этом фоне разворачивается основное действие романа. Сенная площадь таинственным образом притягивает Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно стал свидетелем разговора студента и офицера о процентщице.

Некоторое время спустя, Раскольников, проходя по Сенной площади, на углу Конного переулка, ныне Гривцова, неожиданно для себя услышал разговор мещанина, его жены и сестры процентщицы – Лизаветы, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта решающая для него встреча стала началом трагедии, описанной в романе «Преступление и наказание».

Кокушкин мост

Этот мост всегда притягивал русских писателей. Он упоминается в творчестве Пушкина, Лермонтова. А Николай Гоголь и вовсе жил рядом с ним в доме Зверкова.

Справа - дом Зверкова, где жил Н.В. Гоголь

События, описанные Федором Михайловичем Достоевским в романе «Преступление и наказание», начинаются у Кокушкина моста:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С[толярн]ом переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушки]ну мосту». Названия переулка и моста писатель кокетливо зашифровывает, но любому петербуржцу уже тогда было понятно, о каком месте идет речь.

С Кокушкина моста открывается характерный вид в обе стороны на канал Грибоедова – это замкнутая перспектива – символ безысходности.

Казначейская улица

Жители этой улицы стали прототипами литературных героев Достоевского. Подлинность их изображения не вызывает сомнений, так как писатель имел возможность наблюдать жизнь простого люда этого района в течение почти 7 лет. С сентября 1861 года по февраль 1867 он сменил на этой улице три квартиры.

Первый его адрес – Малая Мещанская, дом 1. В этом угловом доме, выходящем на канал Грибоедова, Достоевский поселился спустя год после возвращения из ссылки. Здесь же находилась редакция журнала «Время» в квартире ее издателя – брата Михаила Михайловича. Из-за недоразумения с цензурой весной 1863 года журнал «Время» был закрыт. Через год Достоевский приступил к изданию нового журнала – «Эпоха». И адрес его тогда уже был иным – Малая Мещанская, дом №9, принадлежавший Евреинову. Он прожил в нем всего один апрельский месяц 1864 года. В этом году он потерял жену Марию Дмитрию и брата Михаила Михайловича.

«…стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась надвое».

К этому времени Достоевский снимал квартиру уже на другом углу Малой Мещанской и Столярного переулка, в доме под номером 7.

Дом купца Алонкина (Гражданская ул., 7)

В доме купца Алонкина. Здесь Достоевский познакомился с будущей женой Анной Григорьевной Сниткиной. Она была стенографисткой. Благодаря ей в немыслимы сроки за 26 дней он написал роман «Игрок». Здесь же работал над книгой «Преступление и наказание».

«Дом Раскольникова» (Гражданская ул., 19)

Каждый пытливый читатель, интересующийся творчеством Федора Михайловича Достоевского, непременно оказывается на скрещении Гражданской (бывшей Средней Мещанской) улицы и Столярного переулка по самому знаменитому адресу романа «Преступление и наказание». Этот угловой дом условно принято считать «домом Раскольникова».

"Дом Раскольникова"

Но заметим, что топографическая точность романа обманчива: писатель создавал свой Петербург, который очень похож на настоящий, но не тождественен ему. В своих книгах Достоевский меняет этажность реальных зданий, переносит их с одной улицы на другую, вводит легко разгадываемые названия. Домом Раскольникова мог бы быть любой из тех, что стоит в Столярном переулке. Тем не менее, принято считать, что это дом № 19.

По тексту 730 шагов отделяют дом Раскольникова от жилища Алены Ивановны на Средней Подъяческой улице. Столько насчитал сам Родион. Но интересно, что за 730 шагов, если этот дом считать домом Раскольникова, дойти до «старухи» нельзя даже самой короткой дорогой, если только не делать шаги длиною ровно в метр.

Вознесенский мост. «Дом Сони Мармеладовой»

Особенно часто в маршруты Раскольникова попадали мосты на канале. Один из них - Вознесенский. Достоевский не называет его полностью, мы можем лишь догадываться по строчкам романа:

«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».

В это время Раскольников увидел, как с моста бросилась в воду Афросиньюшка, а по ступенькам спуска справа кинулся в канал городовой, чтобы вытащить утопленницу.

В поисках места для украденного у старухи Раскольников пошел по Вознесенскому проспекту по направлению к Неве. В одном из дворов, окруженных глухими стенами, он нашел потаенное место и спрятал вещи под камень. Анна Григорьевна Сниткина - вторая жена писателя - утверждала, что сам Достоевский показывал ей этот камень и двор. Сейчас на этой территории дома под номерами 3 и 5 по Вознесенскому проспекту.

Дом Сони Мармеладовой

По описанию это было трехэтажное, старое здание зеленого цвета, фасадом выходившее прямо на канал. Невозможно точно указать дом Сони Мармеладовой. Но если принять во внимание, что он должен был быть где-то рядом, недалеко от моста, и учесть слова Сони «Сюда, сюда, ко мне! ..вот здесь я живу!.. Вот этот дом, второй отсюда...», то можно предположить, что это дом под номером 73 на углу Канала Грибоедова и Казначейской улицы. Он как раз выходит на канал тупым углом.

Вспомним, что дом Сони был типичным доходным домом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим. Комната Сони находилась в квартире портного Капернаумова.

Согласно тексту романа «это была большая комната, но чрезвычайно низкая…походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой».

Разные углы в комнате символизировали неустроенность, искривленность жизни бедной девушки. Единственным утешением для нее оставалась вера в Бога, она делала ее сильной. Соня не бросилась с моста в реку, а «пошла по желтому билету», ради других пожертвовала собой.

Район Вознесенского проспекта был хорошо знаком Федору Михайловичу Достоевскому. Писатель дважды проживал на этой улице, некоторые места были ему особенно дороги, и он непременно старался вписать их в сюжет своих произведений.

Юсупов сад

Особой достопримечательностью оживленной Садовой улицы является Юсупов сад. Это самый настоящий оазис, расположенный у начала проспекта Римского-Корсакова, бывшего Екатерингофского. Известность Юсупова сада не могла быть незамеченной и Достоевским: писатель неоднократно упоминает его в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников, направляясь к старухе и проходя мимо Юсупова сада, «…даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Мысли о благоустройстве города волновали в тот период многих петербуржцев и самого автора романа. Процесс уплотнения застройки городских кварталов, начавшийся в середине XIX века, вызвал возмущение у многих жителей города. Сегодня Юсупов сад по-прежнему является местом отдыха: на его тенистых аллеях фотографируются молодожены, на скамейках отдыхают туристы и петербуржцы. И выглядит сад почти так же, как и в XIX веке, во времена писателя.

Саду было суждено занять определенное место и в личной жизни Федора Михайловича Достоевского. Неподалеку, в меблированных комнатах дома №3 по Екатерингофскому проспекту, именуемому сегодня проспектом Римского-Корсакова, в 1871 году полтора месяца жила семья Достоевских.

«Мы выбрали эту местность с той целью, - пишет Анна Григорьевна, - чтобы наша девочка жаркие июльские дни могла проводить в Юсуповом саду, который находился от нас в двух шагах».

«Дом процентщицы» (наб. Канала Грибоедова, 104)

Мы находимся у того самого дома, которому суждено было стать роковым для героя романа «Преступление и наказание». В историю литературного Петербурга он вошел как дом ростовщицы Алены Ивановны. Вспомним, что испытывал Раскольников на этом месте:

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…».

Опущенное писателем название улицы – Средняя Подъяческая. Можно утверждать, что адрес Алены Ивановны определяется в этих строках абсолютно точно: другого хоть сколько-нибудь близкого по описанию «здания-утюга» в этом районе нет.

Главное трагическое событие романа происходит в этом типичном доходном доме. В связи с большим притоком населения в столицу, вызванным развитием частного предпринимательства, увеличением количества высших учебных заведений, развитием железных дорог, доходные дома становились единственной возможностью решения «жилищного вопроса».

Массивный дом ростовщицы имеет и свою особенность: два двора и две подворотни. Именно это обстоятельство подходило для создания детективного сюжета.

«Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома…Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен». В день убийства Раскольников шел через Среднюю Подьяческую улицу. В романе прямо не сказано, как возвращался герой романа к себе после убийства. Но поскольку одной стороной дом выходит на Екатерининский канал, а другой на Среднюю Подьяческую улицу, то можно предположить: чтобы его не узнали, он вышел уже через другие ворота на «канаву».

***

Вот такой он Петербург Достоевского. Можно пройтись по нему сегодня и сравнить, что изменилось за 150 лет. Многие герои романа «Преступления и наказания» мучительно сознавали безвыходность своего положения, им оставалось или воплощать в жизнь свои дерзостные мечты, или же прозябать на улицах города и до конца своей жизни вопрошать.

«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.. ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?..»

В этих щемящих сердце словах измученного, задавленного своей неизбежной судьбой чиновника Мармеладова выражена основная идея романа. Мы и сегодня видим это жестокое противостояние – город, которым правят деньги, и маленький человек, не находящий в нем душевной гармонии, страдающий, метущийся, вопрошающий и не находящий ответы на свои вопросы.

 

Музей Оранэлы

https://zen.yandex.ru/media/oranela/peterburg-dostoevskogo-chto-i-gde-smotret-60c894201d6b9f4413244e64

 

Комментариев нет.

Похожие статьи

Последние статьи

Популярные