Мифические начала рациональной теологии | Александр Шевцов

111 Просмотры
Издатель
Мифические начала рациональной теологии. А. Шевцов
Доклад представлен в рамках XXIX Международной научной конференции «Универсум Платоновской мысли: Рациональная теология в платонизме» (24–25 июня 2021 г., Санкт-Петербург) , Секция 5: Рациональная теология и история платонизма: эллинизм (25.06.2021)
https://plato.spbu.ru


Гомо сапиенс в своем развитии не просто развивает разум или осознает себя разумным. Он выделяет себя из окружающей его природы, теряя способность быть экологически вписанным в свою нишу, как это происходит с остальными животными. Эта потеря связи с рождающей его природой называется антропогенезом.
Одним из шагов антропогенеза было выделение человеческим сознанием из природы не только себя, но и тех Причин, что породили человека и его разум. Так рождаются теогонии. Попытка их осмыслить ведет к рождению теологии. Поэтому теология формируется как попытка «рационализовать» религиозные истины, адаптировав их к тому, чем живет обычный человек.
Память о времени ОНО, то есть о времени Начал сохраняется плохо. Особенно, пока не были изобретены способы ее сохранения в виде сказаний. Эти первые сказания, то есть слова, мы сейчас зовем мифами и эпосом. И считаем, что они очень плохо сохранили память о самых первых шагах человеческого разума.
Однако, стоит вчитаться в работы ранних философов, как проступает очевидная связь их построений с мифом. Даже такие «рациональные» сочинения, как «Метафизика» Аристотеля, в действительности исходят из мифов и свидетельствуют, что предшественники философа, вроде Фалеса, Анаксимандра или Гераклита, тоже исходили из мифов. Поэтому очевидно, что корни античной теологии надо искать в мифе.
Рациональная теология рождается как осмысление мифов теогоний. Все рациональные начала, в сущности, осмысляют понятия «концов и начал», предшествовавших архэ (ἀρχή) греческой философии. Однако при внимательном рассмотрении обнаруживается, что эти источники, с одной стороны, связаны с устройством Земли, а с другой, осмысляются в мифе через метафору женского тела в рамках концепции Космос подобен микрокосму.


Использованная литература:
1. Светлов Р.В. Рациональная теология в античности//Труды кафедры богословия СПБ Духовной академии, № 1 за 2019.
2. Аристотель. Метафизика. – М.: Мысль, 1976
3. Платон. Государство. – М.: Мысль, 1994
4. Платон. Законы. ПСС, т.4.- М.:Мысль, 1994
5. Гомер. Илиада. – М.: Терра, 1998
6. Гесиод. Теогония. – Лабиринт, 2001
7. Досократики (Дильс в издании Маковельского) – Минск.: Харвест, 1999
8. Фрагменты ранних греческих философов (Дильс-Кранц в издании А.Лебедева) – М.: Наука, 1989
9. Ахилл Татий в «Isagoga excerpta» // фрагменты в Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М.:Мысль, 1996, с.705.
10. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М.:Мысль, 1996
11. Лосев А.Ф. Античная мифология. – Харьков-М.: Фолио, 2005
12. Протопопова И.А. Сновидение у Гомера и Платона // http://kogni.narod.ru/oneiros.htm
13. Гатри У. История греческой философии. Т.I. – СПб.: Вл.Даль, 2015
14. Онианс Р. На коленях богов. – М.: Прогресс-Традиция, 1999
15. Гигин. Мифы. – СПб.:Алетейя. 2000, с. 15
16. Агамбен Д. Что такое повелевать? – М.: Грюндриссе, 2013.
Категория
Мистика
Комментариев нет.