Каждому человеку свойственно открывать мир от своего порога. Я вас ознакомлю экспозициями, посвящёнными истории возникновения деревни Саузбаш, архивными материалами, фотографиями.
Перед началом экскурсии познакомимся правилами поведения в помещении музея.
Есть в нашей школе чудо-дверца,
В неё ты входишь из мира детства
И попадаешь в мир таинственный,
Чудной истории малой родины моей.
Слева и справа вы видите родословные основоположников деревни Саузбаш (Еней): рода Мухаматгазиза Тухватуллина, Фахертдиновых -_Миникаевых, Гильвановых и Ибрагимовых. Они положили начало возникновению деревни Саузбаш.
Вот мы стоим перед родословной Мухаматгазиза. Корни рода присоединяются к истокам нашей деревни. Судьба наших далёких предков по разному «била». Мухаматгазиз был одним из первых основоположников д.Саузбаш. Тухватуллин Мухаматгазиз с 1865 года рождения. Из-за нехватки земель часть населения деревни Чалманарат должен был покинуть родные места. Мухаматгазиз со своими соотечественниками перебрался за реку Белую. Местность была благоприятной: вокруг леса, поля, луга, много озёр. Так поселился он на месте деревни Саузбаш.
У Мухамматгазиза семья была большая, поэтому ему досталось больше земли. Со временем он стал хлебопашцем единоличного хозяйства. Деревня Саузбаш расположена в северо-западной части Башкортостана, у слияния рек Белой и Камы. Известно, что в составе башкирского народа было много родов и племен. Несмотря на то, что сейчас нет классических племен, многие башкиры помнят о своих этнических корнях, знают историю своих родов и племен, сохранили память о своих предках.
Существует несколько версий о возникновении нашей деревни. В третьей книге А.З.Асфандиярова «История сёл и деревень» сообщается, что деревня Саузбаш (Сауызбаш) при одноимённой речке возникла между 1870-1896 гг. Основали её выходцы из деревни Еней-Иткино. Здесь жили башкиры и тептяры.
О возникновении деревни Еней существует ещё одна легенда. «Однажды старик по имени Еней пошел на охоту. По следам лося он дошел до наших мест. У него было с собой две собаки. Будто он сказал: «Где упадет раненый лось, там и поселюсь». Действительно ему понравились эти места, богатые лесами, лугами, озёрами недалеко от берега реки Агидель».
Следующая версия гласит: «Населению деревень Чалманарат, Семиостров, Шабез, Сууксы и др. (Татарстан) не хватало земель и по жеребьёвке должны были часть семей переселиться на другой берег Агидели (современная территория Краснокамского района д. Саузово, Саузбаш).
Третья версия-это документальное подтверждение по архивным материалам. Возникла 1859 году недалеко от озера Саузово. Основоположниками были переселенцы из деревень Чалманарат, Семиостров, Шабез Мензелинского уезда Уфимской губернии Енейской волости. В состав нижнебельских башкир входило 10 племён, одним из котороых является еней. На сегодняшний день в нашей деревне пять составленных родословных, выходцев из деревень Семиостров, Шабез, Чалманарат и др.
Здесь вы можете познакомиться архивным документом об основании деревни и книгами «Еней» и «Гирей», где имеется информация и статистические материалы переписи о нашем крае. Последний документ, который мы получили из республиканского архива - это карта деревень (1922г.), которые относятся енейскому племени. В том числе д.Саузбаш.
Ещё один не менее ценный документ в нашем музее - «Дополнения к Актам Историческим» (С. Петербург, 1867г.), относящиеся к царствованию Иоанна и Петра Алексеевича. Здесь деревня Еней упоминается актом 1682 года. Поэтому вопрос о годе основания деревни остаётся открытым. Необходимо продолжить работу над поиском материалов в дальнейшем.
Деревня имеет три исторических названия.
Первое-Еней. Предполагается, что название деревни исходит от названия енейского племени, которые представляют население нашей деревни. И в архивном документе говорится об основании деревни Еней.
Второе название – Саузбаш, т.к. расположен у озера Сауз.
Третье-Барановка – это местное название. Мы живём на границе с Каракулинским районом Удмуртии и всегда были в тесном контакте друг с другом. Часто русские приезжали сюда в гости и угощали их бараниной. Отсюда и пошло название «Барановка».
Краснокамскому району не чужда горечь утраты то своего названия, то родных деревень и сел, снесенных по воле необходимости строительства Нижнекамской ГЭС . В середине 70-х годов д.Саузбаш была переселена в 3-х км дальше от прежнего места. Местность очень красивая. Здесь живёт дружный, трудолюбивый народ. В центре деревни находится прекрасная школа, в котором организован наш историко-краеведческий музей.
С чего начинается Родина… Для многих Родина начинается со знакомства со школьным музеем, истории родной школы, деревни, участия в мероприятиях патриотического и краеведческого направления. Важно, чтобы каждый уважающий себя человек знал свои истоки, свою малую родину. Ведь для каждого она уникальна и неповторима.
Перед началом экскурсии познакомимся правилами поведения в помещении музея.
Есть в нашей школе чудо-дверца,
В неё ты входишь из мира детства
И попадаешь в мир таинственный,
Чудной истории малой родины моей.
Слева и справа вы видите родословные основоположников деревни Саузбаш (Еней): рода Мухаматгазиза Тухватуллина, Фахертдиновых -_Миникаевых, Гильвановых и Ибрагимовых. Они положили начало возникновению деревни Саузбаш.
Вот мы стоим перед родословной Мухаматгазиза. Корни рода присоединяются к истокам нашей деревни. Судьба наших далёких предков по разному «била». Мухаматгазиз был одним из первых основоположников д.Саузбаш. Тухватуллин Мухаматгазиз с 1865 года рождения. Из-за нехватки земель часть населения деревни Чалманарат должен был покинуть родные места. Мухаматгазиз со своими соотечественниками перебрался за реку Белую. Местность была благоприятной: вокруг леса, поля, луга, много озёр. Так поселился он на месте деревни Саузбаш.
У Мухамматгазиза семья была большая, поэтому ему досталось больше земли. Со временем он стал хлебопашцем единоличного хозяйства. Деревня Саузбаш расположена в северо-западной части Башкортостана, у слияния рек Белой и Камы. Известно, что в составе башкирского народа было много родов и племен. Несмотря на то, что сейчас нет классических племен, многие башкиры помнят о своих этнических корнях, знают историю своих родов и племен, сохранили память о своих предках.
Существует несколько версий о возникновении нашей деревни. В третьей книге А.З.Асфандиярова «История сёл и деревень» сообщается, что деревня Саузбаш (Сауызбаш) при одноимённой речке возникла между 1870-1896 гг. Основали её выходцы из деревни Еней-Иткино. Здесь жили башкиры и тептяры.
О возникновении деревни Еней существует ещё одна легенда. «Однажды старик по имени Еней пошел на охоту. По следам лося он дошел до наших мест. У него было с собой две собаки. Будто он сказал: «Где упадет раненый лось, там и поселюсь». Действительно ему понравились эти места, богатые лесами, лугами, озёрами недалеко от берега реки Агидель».
Следующая версия гласит: «Населению деревень Чалманарат, Семиостров, Шабез, Сууксы и др. (Татарстан) не хватало земель и по жеребьёвке должны были часть семей переселиться на другой берег Агидели (современная территория Краснокамского района д. Саузово, Саузбаш).
Третья версия-это документальное подтверждение по архивным материалам. Возникла 1859 году недалеко от озера Саузово. Основоположниками были переселенцы из деревень Чалманарат, Семиостров, Шабез Мензелинского уезда Уфимской губернии Енейской волости. В состав нижнебельских башкир входило 10 племён, одним из котороых является еней. На сегодняшний день в нашей деревне пять составленных родословных, выходцев из деревень Семиостров, Шабез, Чалманарат и др.
Здесь вы можете познакомиться архивным документом об основании деревни и книгами «Еней» и «Гирей», где имеется информация и статистические материалы переписи о нашем крае. Последний документ, который мы получили из республиканского архива - это карта деревень (1922г.), которые относятся енейскому племени. В том числе д.Саузбаш.
Ещё один не менее ценный документ в нашем музее - «Дополнения к Актам Историческим» (С. Петербург, 1867г.), относящиеся к царствованию Иоанна и Петра Алексеевича. Здесь деревня Еней упоминается актом 1682 года. Поэтому вопрос о годе основания деревни остаётся открытым. Необходимо продолжить работу над поиском материалов в дальнейшем.
Деревня имеет три исторических названия.
Первое-Еней. Предполагается, что название деревни исходит от названия енейского племени, которые представляют население нашей деревни. И в архивном документе говорится об основании деревни Еней.
Второе название – Саузбаш, т.к. расположен у озера Сауз.
Третье-Барановка – это местное название. Мы живём на границе с Каракулинским районом Удмуртии и всегда были в тесном контакте друг с другом. Часто русские приезжали сюда в гости и угощали их бараниной. Отсюда и пошло название «Барановка».
Краснокамскому району не чужда горечь утраты то своего названия, то родных деревень и сел, снесенных по воле необходимости строительства Нижнекамской ГЭС . В середине 70-х годов д.Саузбаш была переселена в 3-х км дальше от прежнего места. Местность очень красивая. Здесь живёт дружный, трудолюбивый народ. В центре деревни находится прекрасная школа, в котором организован наш историко-краеведческий музей.
С чего начинается Родина… Для многих Родина начинается со знакомства со школьным музеем, истории родной школы, деревни, участия в мероприятиях патриотического и краеведческого направления. Важно, чтобы каждый уважающий себя человек знал свои истоки, свою малую родину. Ведь для каждого она уникальна и неповторима.
- Категория
- Экскурсии
Комментариев нет.