За преступлением всегда следует наказание. По следам Раскольникова маршрутами Достоевского. Часть 1.

121 Просмотры
Издатель
#санктпетербург #экскурсия #достоевский #преступлениеинаказание #раскольников

Телефон Юлии для заказа экскурсий +7-913-770-41-71.
Инстаграм: https://instagram.com/mlle_julyju?utm_medium=copy_link
Заказывайте, не пожалеете!

В видео использованы фрагменты восьмисерийного фильма "Преступление и наказание" Дмитрия Святозарова, вышедшего на Первом канале в 2007г.

Так же использован фрагмент песни "Достоевский" группы Наитие: https://youtube.com/c/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D0%9D%D0%B0%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского.
Замысел произведения о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда, начал созревать у Достоевского ещё на каторге. Осенью 1859 г. Достоевский сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом-исповедью, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако путь от задумки до реализации оказался более долгим, и чертами человека, который «мог повелевать собою безгранично», автор вначале наделил каторжника Орлова из «Записок из Мёртвого дома».
Летом 1865 г., находясь в сложной финансовой ситуации, писатель пытался найти средства, направляя запросы редакторам печатных изданий. В итоге он получил нужную сумму от издателя Фёдора Стелловского, который взамен получил все права на выпуск трёхтомного собрания сочинений Достоевского. Кроме того, Стелловский взял с Достоевский обещание, что тот напишет для него новый роман (получивший впоследствии название «Игрок») до ноября 1866 г.
Договор, заключённый со Стелловским, дал возможность писателю расплатиться с первоочередными долгами и выехать за границу. Но находясь в Висбадене, Достоевский за 5 дней проиграл в казино все деньги и часть личных вещей, включая карманные часы. В письме Аполлинарии Сусловой, Фёдор Михайлович сообщил, что в гостинице ему было отказано в обедах и других услугах. Там, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», писатель приступил к работе над «Преступлением и наказанием».
В сентябре того же 1865 г. Достоевский предложил редактору журнала «Русский вестник» разместить своё новое произведение на страницах его издания, сообщив, что начатая им работа — это «психологический отчёт одного преступления». В октябре редактор отправил Достоевскому 300 руб. в качестве задатка; правда, деньги пришли в Висбаден с некоторым опозданием — к тому времени писатель уже выехал обратно в Россию. Работа над произведением была продолжена в Петербурге. В ноябре 1865 г. Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. И через месяц предоставил первые 7 листов романа. Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности.
Судя по черновикам Достоевского, при работе над «Преступлением и наказанием» он прошёл 3 творческих этапа. Произведение, начатое в гостиничном номере Висбадена, представляло собой исповедь человека, совершившего преступление; повествование велось от первого лица: «Я под судом и всё расскажу… Я для себя пишу, но пусть прочтут и другие». В процессе работы замысел изменился — в рукопись были включены фрагменты незавершённого романа «Пьяненькие». Этот вариант, в котором объединились две разные истории — каторжника и семьи Мармеладовых, — опять-таки не устроил Фёдора Михайловича, который, переходя к третьей — итоговой — редакции «Преступления и наказания», сделал для себя пометку: «Рассказ от себя, а не от него… Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим».
Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу 27-летнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 г. 2-х пожилых женщин. Орудием убийства служил топор; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи. Через полгода начался суд. Достоевский был знаком со стенографическим отчётом по делу и это дало толчок к написанию романа.
Достаточно долгим был авторский путь при поисках ответа на вопрос о том, почему Раскольников убил процентщицу. В письме Михаилу Каткову Достоевский ограничил представление о смысле деяния своего героя «простой арифметикой»: студент решил лишить жизни «глухую, глупую, злую и больную старуху», чтобы дать шанс на спасение другим страдающим людям — себе, своей сестре и матери. Во второй версии романа также присутствовал своеобразный филантропический посыл со стороны персонажа: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу». Наконец, в окончательной редакции была артикулирована раскольниковская «идея Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов».
Категория
Экскурсии
Комментариев нет.