Андрей Кураев: Покаяние за поведение церкви, церковной верхушки не в традициях православной культуры

33 Просмотры
Издатель
Часть 1.
Андрей Кураев: "Феномен православной культуры состоит в том, как говорил Сергей Сергеевич Аверинцев, что православие создало поистине виртуозную уникальную культуру усмотрения собственной виновности. Но при этом предполагается, что каяться должны прихожане. Покаяние за поведение церкви, церковной верхушки не принято в православной традиции.
История церкви во всех семинариях до сих пор преподносится как история КПСС – от съезда к съезду, от понтификата к понтификату мы жили все духовитее и духовитее. А почему в итоге оказались в пропасти под названием 1917 год, не понятно? Или почему в 1453 году взяла рухнула Византийская империя. За что это их боженька так? Ответа нет. А вот в традициях древнееврейских пророков было виноватить свой народ – это за наши грехи Господь на нас насылает варваров и язычников.
Сегодня тема покаяния напрочь отсутствует. Тема о наших грехах, из-за которых эта война зажглась, не рассматривается. Если мы возьмем церковную публицистику и проповеди от 80-х годов до сегодняшнего дня, там напрочь отсутствует понятие: «За что?» Вся эта катастрофа Русского православия в 20 веке, за что, Господи? За что ты нас так? Ведь даже в Римской империи не было такого гонения на христиан как в советские времена! Отсутствие такого вопроса порождало триумфалистское представление о Церкви плюс позиция жертвы, которая в народе всегда считается выгодной – на нас напали, нас обижают, а мы никогда никого… И это стало мейнстримом церковной проповеди – Церковь-страдалица. Опять же здесь было известное неприличие в том, что вполне успешные карьеристы от церкви назвали себя приемниками сотрудниками мучеников.
И вот эта беспокаянность, культ корпоративной гордыни – мы никогда не ошибались, мы самые духовные, самые правильные – это в итоге и привело к тому, что не был приобретен навык адекватной самооценки. В этом смысле я сам чувствую себя обманутым и, это мой самообман тоже. Я когда еще только присматривался к православию, в 80-х - я очень боялся попасть во вторую КПСС. Но мне попались в руки хорошие книжки, историки Церкви в эмиграции, которые честно и открыто говорили об ошибках и даже преступлениях церковной иерархии в былые века. И я пришел к выводу, что если эти священники и богословы пишут об этом так честно, то, значит, они учли уроки 20 века и уже не страшно войти в эту структуру. Они показали, что могут учиться на ошибках, прекрасно! А оказалось, что это не так. В России оказалось не к месту, попытки всерьез говорить даже о прошлых проблемах церковной жизни. Не говоря уж о современных! Отсутствие заказа внутри церкви на честный разговор о себе привело к тому, что широкие церковные массы профессиональных православных оказались беззащитны перед лицом манипуляций и пропаганды.
И важно помнить, что в отличие от советских времен, что в советские времена чужая для церкви идеология была ей навязана и была принята верхушкой патриархии для выживания в качестве политической мимикрии. Сегодня все наоборот – идеология, которая взращивалась, прежде всего, в трудах митрополита Иоанна Снычева в 90-е годы, она дошла до Кремля и сегодня возвращается к нам назад, в общество. И это с радостью принимается".
Подписывайтесь на наш канал, пишите комментарии, ставьте лайки - здесь говорят открыто и честно о самых болезненных темах нашей жизни, о войне, об обществе, о политзаключенных и опричниках. Мы называем вещи своими именами.
Категория
Экскурсии
Комментариев нет.